Автор: Пивоварова Екатерина Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Библиографическое описание:

Пивоварова Е. В. Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 238-240.

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная самоидентификация, педагогическая поддержка.

 

Работодатели отдают предпочтение образованному, мыслящему, инициативному и дисциплинированному работнику, обладающему культурой современного уровня экономического развития. Все эти качества, вполне естественно могут быть у человека, который реализовал свои личностные профессиональные запросы и возможности. На нелюбимой, неинтересной работе вряд ли можно быть инициативным и творческим работником. Поэтому решение проблемы профессионального выбора, профориентации в наше время встает как одна из центральных проблем социально-экономического развития общества.

В связи с этим абсолютно необходима ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Общество не может социально защитить молодежь, предоставить гарантии получения желаемого образования, трудоустройства. Основа планирования будущего представляется размытой для современных молодых людей, подрастающее поколение лишено ориентиров, в результате некоторые аспекты своей будущей жизни они воспринимают как проблемные. Это заставляет рассматривать по иному социально-воспитательные модели, которые закреплены в культуре, системе ценностей общества, и которые не могут быть сведены только к трансляции опыта предшествующих поколений, ориентированных на воспроизводство как на алгоритм действия. Требуются иные формы социально-воспитательного воздействия, включающие деятельное отношение к будущему, выстраивание самостоятельной линии, основанной на принципах рефлексивной организации развития в новом режиме. Процесс формирования самостоятельности неизмеримо сложен, что подразумевает учет влияния социальной ситуации на внутренний мир растущего человека. Такого рода деятельность возможна в случаи адекватной оценки ситуации со стороны педагогической системы, ориентированной на личность, принимая во внимание внутренние мотивы, устремления, потребности личности. Смысл педагогической поддержки состоит не только в том, чтобы помочь устранить имеющиеся препятствия, но в том, чтобы помочь человеку овладеть способом обнаружения и решения своих проблем, что, безусловно, связано с процессом социализации и определяет шаги в профессиональном выборе. К сожалению, на практике чаще всего мы наблюдаем картину выбора, недостаточно осознанного — вслед за друзьями, по совету родителей, «куда проще поступать» и т. п. Даже при обилии информации у учащихся о профессиях, о самом себе, при проведении множества самых различных тестов, все равно вся эта информация не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору им его профессии. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренний детерминированный процесс. Значит это не та информация, или она как-то не так устроена, не так подается… [2, c. 65]

Необходим такой подход к проблеме профориентации, который может способствовать осознанному самоопределению учащегося.

Профессиональное самоопределение — частный случай личностного. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акцент. Но выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя — а как же мы хотим жить — а только потом уже выбирать профессию, которая реализуют именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь — осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по — настоящему осознанным.

В основе самоопределения — понимание себя как индивидуальности. Традиционный алгоритм выбора профессии «хочу — могу — надо» редко оказывается работающим. Потому как редко бывают удачные случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным. Обычно есть некий конфликт этих трех сфер, разрешимый разными путями. Да, я не «могу» быть политиком, потому что мне не хватает уверенности, но ведь я, если захочу, могу развить в себе это качество (опять же редки случаи абсолютно непреодолимых ограничений). Да, рынок труда перенасыщен юристами, но я, если захочу, могу стать классным профессионалом и все равно найду себе работу. Данная схема выбора не является работающей техникой самоопределения потому, что не иерархично устроена. [4,c.87]

Особенное внимание необходимо уделять работе со сферой «хочу» (если понимать её широко)- с теми из подструктур личности, которые называют «верхушкой» или «опорным скелетом личности». Это ценностно–смысловая сфера личности, а также механизмы, развитие которых позволяет подростку переходить от внешней детерминации своей деятельности к самодетерминации — понятия «ответственность», «свобода», «выбор». Благодаря развитию этих механизмов, на основе осознания (и построения) собственных смыслов, человек способен управлять собственным характером, способностями и т. д. Так мы можем избежать одной из частых проблем подростка в выборе профессии, когда его особенности позволяют выбирать очень широкий круг профессий. «Опорный скелет личности» позволяет находить опору и выборе профессионального пути при всем множестве альтернатив. Необходим гибкий и глубокий подход к информированию о профессиях. Очень часто в практике встречаются старшеклассники, стоящие перед выбором из двух очень разных профессий, например, дизайнер и экономист. Довольно сложно бывает сделать такой выбор. Но стоит начать разбираться глубже, и в большинстве случаев оказывается, что здесь возможен своеобразный компромисс. Например, оказывается, что в профессии дизайнера привлекает возможность творчества, тогда как экономика представляется областью, где «сплошные цифры». Выход прост -развеять иллюзии об экономике, дав информацию обо всём спектре специальностей внутри этой области, многие из которых требуют творческого подхода. Как ни странно, из нашей практики — большинство подобных выборов разрешаются довольно просто и без потерь, если проанализировать ситуацию достаточно глубоко. Важно давать учащимся как можно больше критериев классификации профессий, давать возможность видеть каждую профессию с разных углов зрения, а внутри каждой профессии — множество специальностей предполагающих совершено разные типы деятельности. Важно и объективное представление о профессиях — чтобы учащиеся различали «обертку» профессии и ее теневую сторону. Реализация на практике этого положения заключается во включение в программу творческих заданий на создание собственных классификаций профессии, в предоставлении учащимся подробной информации о профессиях, в том числе для самостоятельного ознакомления, бесед о типичных мифах о профессиях и типичных ловушках профессионального выбора. Выбор профессии, выбор жизненного пути тем отличается от мечты или фантазии, что должен осуществляться. Осознав имеющуюся ситуацию (кто я, какой я, что я умею-не умею, что для меня важно в жизни и т. д. — по всем уровням в структуре личности), осознав расхождение этой ситуации с идеальной, с «хочу», подросток должен сделать выбор. Строить свою жизнь в соответствии с целью, либо по плыть по течению, смирившись с ситуацией реальной. Когда выбор сделан, цель поставлена, нужно наметить шаги к ее решению и, собственно, начать их осуществлять. [1,c.125]

Например, подросток может поставить себе задачу «научиться разрешать конфликты». Далее он может наметить пути решения этой задачи: например, тренинг разрешения конфликтов, почитать литературу, участвовать в разрешении конфликтов в классе и т. д.

Только такая цепочка приведет к тому, что выбор подростка реально начнет осуществляться, а не останется в рамках рассуждений на уроке психологии.

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации — как проблемы общественной и педагогической. [3,c.85]

Безусловно, за последние годы социальные процессы современного мира значительно упростились, и простая психология не всегда может дать исчерпывающие объяснение личности того или иного человека. Более того, структура социальных процессов, которые имеют место в процессе трудовой деятельности, значительно усложнилась и требует более детального и тщательного анализа. Работодателю, равно как и работнику, необходимо четко уяснить для себя, что полностью, т. е. идеально, профессионально пригодных к той или иной должности людей просто-напросто не существует. Если кто-либо, берясь за определенную деятельность, сразу не может качественно и эффективно ее выполнить, это отнюдь не означает, что в данной области человек совершенно непригоден. Человеческие качества подлежат определенной шлифовке, большему или меньшему изменению. Кроме того, способность к обучению — это одно из важнейших качеств любого работника. Именно способность к обучению дает работодателю шанс надеяться, что то, что не получилось у работника сегодня, он с блеском сделает завтра. Следовательно, именно способность к обучению должна лежать в основе оценки современных социальных процессов. При этом способность к обучению выявляется в ходе трудовой деятельности и заранее определить ее степень практически невозможно. Однако профессиональная пригодность к трудовой деятельности — это явление чрезвычайно конкретное. Профпригодность к чему-либо, существующая сейчас, может быть полностью нулевой завтра.

Подводя итоги, можно сказать, что для того, что бы понять сущность профессиональной ориентации молодежи необходимо ее рассматривать как целостную и неделимую систему мер. Профориентации имеет свои цели, среди которых можно выделить такие, как достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии и т. д. Кроме того, она имеет свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека) и объекты (семья, самоопределяющаяся личность, государство и. д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность мер. Чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью.

 

Литература:

 

  1. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.
  2. С. Чистякова. Профессиональное самоопределение. Словарь терминов. М. 2014.
  3. Федосенко Е.В Психология самореализации профессионала. М. 2012.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Деловая книга, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle