Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 08.11.2014

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Пивоварова, Е. В. Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося / Е. В. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6607/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная самоидентификация, педагогическая поддержка.

 

Работодатели отдают предпочтение образованному, мыслящему, инициативному и дисциплинированному работнику, обладающему культурой современного уровня экономического развития. Все эти качества, вполне естественно могут быть у человека, который реализовал свои личностные профессиональные запросы и возможности. На нелюбимой, неинтересной работе вряд ли можно быть инициативным и творческим работником. Поэтому решение проблемы профессионального выбора, профориентации в наше время встает как одна из центральных проблем социально-экономического развития общества.

В связи с этим абсолютно необходима ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Общество не может социально защитить молодежь, предоставить гарантии получения желаемого образования, трудоустройства. Основа планирования будущего представляется размытой для современных молодых людей, подрастающее поколение лишено ориентиров, в результате некоторые аспекты своей будущей жизни они воспринимают как проблемные. Это заставляет рассматривать по иному социально-воспитательные модели, которые закреплены в культуре, системе ценностей общества, и которые не могут быть сведены только к трансляции опыта предшествующих поколений, ориентированных на воспроизводство как на алгоритм действия. Требуются иные формы социально-воспитательного воздействия, включающие деятельное отношение к будущему, выстраивание самостоятельной линии, основанной на принципах рефлексивной организации развития в новом режиме. Процесс формирования самостоятельности неизмеримо сложен, что подразумевает учет влияния социальной ситуации на внутренний мир растущего человека. Такого рода деятельность возможна в случаи адекватной оценки ситуации со стороны педагогической системы, ориентированной на личность, принимая во внимание внутренние мотивы, устремления, потребности личности. Смысл педагогической поддержки состоит не только в том, чтобы помочь устранить имеющиеся препятствия, но в том, чтобы помочь человеку овладеть способом обнаружения и решения своих проблем, что, безусловно, связано с процессом социализации и определяет шаги в профессиональном выборе. К сожалению, на практике чаще всего мы наблюдаем картину выбора, недостаточно осознанного — вслед за друзьями, по совету родителей, «куда проще поступать» и т. п. Даже при обилии информации у учащихся о профессиях, о самом себе, при проведении множества самых различных тестов, все равно вся эта информация не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать, как все это относится лично к нему и к выбору им его профессии. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренний детерминированный процесс. Значит это не та информация, или она как-то не так устроена, не так подается… [2, c. 65]

Необходим такой подход к проблеме профориентации, который может способствовать осознанному самоопределению учащегося.

Профессиональное самоопределение — частный случай личностного. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, и, в свою очередь, без глубокого самопознания. С детьми важно беседовать о том, как каждая профессия влияет на всю жизнь человека, в целом, на стиль его жизни. Но важнее принципиально сместить акцент. Но выбрав профессию, мы должны потом осознавать, а как же она повлияет на нашу жизнь; мы должны сначала решить для себя — а как же мы хотим жить — а только потом уже выбирать профессию, которая реализуют именно такую стратегию жизни. А чтобы ответить себе на этот вопрос, подростку предстоит длинный путь — осознать и понять себя, свои самые разнообразные особенности, собственные желания, их разрыв с реальностью, поставить цели. Но только так выбор профессии становится по — настоящему осознанным.

В основе самоопределения — понимание себя как индивидуальности. Традиционный алгоритм выбора профессии «хочу — могу — надо» редко оказывается работающим. Потому как редко бывают удачные случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным. Обычно есть некий конфликт этих трех сфер, разрешимый разными путями. Да, я не «могу» быть политиком, потому что мне не хватает уверенности, но ведь я, если захочу, могу развить в себе это качество (опять же редки случаи абсолютно непреодолимых ограничений). Да, рынок труда перенасыщен юристами, но я, если захочу, могу стать классным профессионалом и все равно найду себе работу. Данная схема выбора не является работающей техникой самоопределения потому, что не иерархично устроена. [4,c.87]

Особенное внимание необходимо уделять работе со сферой «хочу» (если понимать её широко)- с теми из подструктур личности, которые называют «верхушкой» или «опорным скелетом личности». Это ценностно–смысловая сфера личности, а также механизмы, развитие которых позволяет подростку переходить от внешней детерминации своей деятельности к самодетерминации — понятия «ответственность», «свобода», «выбор». Благодаря развитию этих механизмов, на основе осознания (и построения) собственных смыслов, человек способен управлять собственным характером, способностями и т. д. Так мы можем избежать одной из частых проблем подростка в выборе профессии, когда его особенности позволяют выбирать очень широкий круг профессий. «Опорный скелет личности» позволяет находить опору и выборе профессионального пути при всем множестве альтернатив. Необходим гибкий и глубокий подход к информированию о профессиях. Очень часто в практике встречаются старшеклассники, стоящие перед выбором из двух очень разных профессий, например, дизайнер и экономист. Довольно сложно бывает сделать такой выбор. Но стоит начать разбираться глубже, и в большинстве случаев оказывается, что здесь возможен своеобразный компромисс. Например, оказывается, что в профессии дизайнера привлекает возможность творчества, тогда как экономика представляется областью, где «сплошные цифры». Выход прост -развеять иллюзии об экономике, дав информацию обо всём спектре специальностей внутри этой области, многие из которых требуют творческого подхода. Как ни странно, из нашей практики — большинство подобных выборов разрешаются довольно просто и без потерь, если проанализировать ситуацию достаточно глубоко. Важно давать учащимся как можно больше критериев классификации профессий, давать возможность видеть каждую профессию с разных углов зрения, а внутри каждой профессии — множество специальностей предполагающих совершено разные типы деятельности. Важно и объективное представление о профессиях — чтобы учащиеся различали «обертку» профессии и ее теневую сторону. Реализация на практике этого положения заключается во включение в программу творческих заданий на создание собственных классификаций профессии, в предоставлении учащимся подробной информации о профессиях, в том числе для самостоятельного ознакомления, бесед о типичных мифах о профессиях и типичных ловушках профессионального выбора. Выбор профессии, выбор жизненного пути тем отличается от мечты или фантазии, что должен осуществляться. Осознав имеющуюся ситуацию (кто я, какой я, что я умею-не умею, что для меня важно в жизни и т. д. — по всем уровням в структуре личности), осознав расхождение этой ситуации с идеальной, с «хочу», подросток должен сделать выбор. Строить свою жизнь в соответствии с целью, либо по плыть по течению, смирившись с ситуацией реальной. Когда выбор сделан, цель поставлена, нужно наметить шаги к ее решению и, собственно, начать их осуществлять. [1,c.125]

Например, подросток может поставить себе задачу «научиться разрешать конфликты». Далее он может наметить пути решения этой задачи: например, тренинг разрешения конфликтов, почитать литературу, участвовать в разрешении конфликтов в классе и т. д.

Только такая цепочка приведет к тому, что выбор подростка реально начнет осуществляться, а не останется в рамках рассуждений на уроке психологии.

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации — как проблемы общественной и педагогической. [3,c.85]

Безусловно, за последние годы социальные процессы современного мира значительно упростились, и простая психология не всегда может дать исчерпывающие объяснение личности того или иного человека. Более того, структура социальных процессов, которые имеют место в процессе трудовой деятельности, значительно усложнилась и требует более детального и тщательного анализа. Работодателю, равно как и работнику, необходимо четко уяснить для себя, что полностью, т. е. идеально, профессионально пригодных к той или иной должности людей просто-напросто не существует. Если кто-либо, берясь за определенную деятельность, сразу не может качественно и эффективно ее выполнить, это отнюдь не означает, что в данной области человек совершенно непригоден. Человеческие качества подлежат определенной шлифовке, большему или меньшему изменению. Кроме того, способность к обучению — это одно из важнейших качеств любого работника. Именно способность к обучению дает работодателю шанс надеяться, что то, что не получилось у работника сегодня, он с блеском сделает завтра. Следовательно, именно способность к обучению должна лежать в основе оценки современных социальных процессов. При этом способность к обучению выявляется в ходе трудовой деятельности и заранее определить ее степень практически невозможно. Однако профессиональная пригодность к трудовой деятельности — это явление чрезвычайно конкретное. Профпригодность к чему-либо, существующая сейчас, может быть полностью нулевой завтра.

Подводя итоги, можно сказать, что для того, что бы понять сущность профессиональной ориентации молодежи необходимо ее рассматривать как целостную и неделимую систему мер. Профориентации имеет свои цели, среди которых можно выделить такие, как достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии и т. д. Кроме того, она имеет свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека) и объекты (семья, самоопределяющаяся личность, государство и. д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность мер. Чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью.

 

Литература:

 

  1. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.
  2. С. Чистякова. Профессиональное самоопределение. Словарь терминов. М. 2014.
  3. Федосенко Е.В Психология самореализации профессионала. М. 2012.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Деловая книга, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессия, трудовая деятельность, выбор, профессиональный выбор, жизненный путь, педагогическая поддержка, профессиональная ориентация, профориентационная работа, случайный выбор профессии.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Понятие профессионального выбора в современных... Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является

профориентационная работа, предпринимательская деятельность, профессиональная ориентация, продуктивность труда...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Понятие профессионального выбора в современных... профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа...

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Организация профориентационной работы в 5 классах

профориентационная работа, выбор профессии, профессиональная ориентация, специальность, учащийся, оказание помощи, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение...

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Понятие профессионального выбора в современных... Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является

профориентационная работа, предпринимательская деятельность, профессиональная ориентация, продуктивность труда...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Понятие профессионального выбора в современных... профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа...

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Организация профориентационной работы в 5 классах

профориентационная работа, выбор профессии, профессиональная ориентация, специальность, учащийся, оказание помощи, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение...