Автор: Силкина Мария Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Библиографическое описание:

Силкина М. А. Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций обучающихся профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 244-247.

Совершенствование образовательного процесса нацелено на поиск возможностей раскрытия творческого потенциала личности обучающегося. Открытие курсов дополнительного образования по программе «Флористика» позволяет эффективно использовать творческую активность студентов при создании флористических изделий и флористического оформления объектов различного назначения. Курс флористики эффективно дополняет обязательный междисциплинарный курс «Основы фитодизайна», тем самым расширяя область совершенствования профессиональных компетенций профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

На занятиях по программе «Флористика», обучающийся овладевает следующими видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями:

1.                  Создание флористических изделий из живых цветов, сухоцветов, искусственных цветов и других материалов (ПК 1.1 Выполнять первичную обработку живых срезанных цветов и иного растительного материала; ПК 1.2 Изготавливать и оранжировать флористические изделия);

2.                  Флористическое использование горшечных растений (ПК 2.1 Ухаживать за горшечными растениями; ПК 2.2 Создавать композиции из горшечных растений).

Тесное переплетение основного междисциплинарного курса «Основы фитодизайна» и курса дополнительного образования «Флористика» создают единое пространство для развития творческих задатков личности обучающихся по образовательной программе «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства». Обучающиеся с большим интересом осваивают профессиональные компетенции на современных направлениях флористики, таких как «Свит-дизайн» и «Создание флористических платьев из живых цветов и сухоцветов»

Цветочное платье — это уникальное творение флористов, модельеров и просто творческих личностей. Дань моде или призрачная мечта флориста, проявив свое мастерство, запечатлеть ускользающую красоту цветов. Флористика, пересекаясь с модой, дает потрясающие примеры красоты, стиля и гармонии. Художественный язык цветов также выразителен, как и художественные приемы других видов искусства [1].

Флористика предлагает огромное количество смелых идей, некоторые из них могут быть воплощены только как образцы высокого искусства, другие используются в повседневной работе флориста: в свадебных букетах, оформлениях интерьеров, при создании букетов [5].

Пересекаясь с модой, флористика дает удивительные примеры стиля, красоты и гармонии. Создание флористического платья — это процесс творческий, трудоемкий, требующий немало знаний и практических навыков. Как правило, над созданием флористической одежды трудится большое количество профессионалов, это и художники по костюмам и модельеры и дизайнеры и, несомненно, флористы [2]. В процессе данной деятельности обучающиеся не только отрабатывают уже имеющиеся профессиональные умения, но и пополняют базу знаниями из других образовательных дисциплин, таких как история, безопасность жизнедеятельности, химия, физика, основы цветоведения, литература, ботаника и другие.

Основной концепцией созданного флористического платья явилась идея плодородия и радушия русской земли. Испокон веков Русские люди считали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого — Мать Сыра Земля. Земля давала людям кров, пищу и защиту. Фраза «хлеб да соль» издавна использовалось в быту и в обрядах как обобщенное наименование пищи, приветствие, обращенное к участникам трапезы.

В общем образе платья можно проследить основное богатство земли русской — злаковые культуры, так как платье изготовлено из зерновых культур: пшеницы и ячменя.

Колосья пшеницы используются во флористике для придания композициям и букетам деревенского колорита. Кроме того, из колосков и стеблей плетут различные игрушки и украшения. Выбор использования злаков для создания платья обосновывался стойкостью флористического материала, декоративными качествами и способностью длительно сохранять свою декоративность, а также экологической безопасностью самого природного материала. Во флористическом дизайне принято латинское название этого злака -Triticum.

В целом, пшеница относится к однолетним травянистым растениям 30–150 см высотой. Стебли прямостоячие, полые или выполненные. Настоящие или собственно пшеницы дают соломину упругую и гибкую, не разбиваемую на части при молотьбе, колос на соломине сидит крепко, зёрна в нём голые и при молотьбе легко отделяются от облегающих их цветочных плёнок. Такие морфологические характеристики злаков стали основополагающими в выборе флористического материала. Если детально рассмотреть образ модели, то можно проследить традиции и культуру русского народа (рисунок 1).

Рис 1. Общий вид

 

Платье выполнено из двух основных частей, лифа и юбки. Нецельнокройность обеспечивает удобство многократного его одевания моделью. Черный гипюр по кромке юбки олицетворяет землю, колосковые ости ячменя, выступающие одним из структурно-декоративных элементов флористического платья, олицетворяют пробившиеся колосья зерновой культуры. Основная часть композиции, выполненная пшеничным колосом, символизирует пшеничное поле.

Законченность всему образу придает выполненный макияж русской красавицы. Коса — традиционная прическа славянской женщины (рисунок 2). Коса в особо торжественных случаях украшалась материей, либо лентами [4]. Часто косу плетут на показы мод как символ женственности, чистоты и целомудрия.

Рис. 2. Прическа «Русская коса»

 

Образ русской красавицы получился гармоничным, ярким, символичным. Платье полностью создано из натуральных материалов и поддерживает мировые тенденции любви к органике и природным компонентам.

Всего, для создания платья, ушло 1200 колосьев пшеницы и 60 колосьев ячменя. Платье шилось из свежесобранных колосьев, так как колосья в сыром виде легче поддаются фиксации, более гибкие и упругие.

Колосья собирались в пучки по 12 штук на юбке и по 8 штук на лифе, пучки накладывались друг на друга в шахматном порядке, чтобы покрыть всю площадь подкладочного материала, создать объемность и декоративный эффект.

Для придания костюму определенных форм и возможности многократного его одевания использовалась резинка, которая нашивалась по периметру подкладочного материала через одинаковые промежутки (рисунок 3).

Рис. 3. Техника сборки и крепления пучков колосьев

 

Флористика, равно как и другие проявления творческого потенциала, например, дизайн или мода основана на мировых тенденциях в данной области. Например, основополагающей в данной сфере является экологичность выбираемых материалов. То есть для флористических композиций всегда используются только натуральные природные материалы.

Неотъемлемой частью композиции стал подъюбник, имеющий декоративную гипюровую вставку. За счет гипюра вся композиция зрительно удлинилась, нашитые на гипюр пучки ячменя с длинными волосковыми остями также позволили зрительно оформить плавный переход от ткани к природному материалу, создав гармоничный образ. Для придания флористическому платью яркости был оформлен цветочный пояс. Использовались цветочно-декоративные культуры — «Цинния изящная», разных оттенков красного, с высотой цветоноса от 15 до 45 см. Цветы пространственно организовывались в композиции таким образом, чтобы цветоносы под углом покрывали подол юбки. Все детали композиции оформлялись по принципу придания композиции природной естественности.

Флористика имеет свои законы и правила, которые изучаются специалистами и соблюдаются при составлении букетов, композиций, панно и коллажей. Так, например, для создания флористического платья необходимо знать технологию срезки и обработки цветов, технологию сохранения пропорции и формы, поддержания декоративности срезанных цветов, знать техники крепления срезанных цветов на каркас, принципы аранжировки срезанных и обработанных цветов в композиции. Применение этих правил позволит сохранить свежесть и декоративность цветов более длительное время [3].

Платье «Плодородие» является экологически чистым, удобным в носке, ярким и красивым, то есть соответствует всем критериям и стандартам современной флористической одежды. Так, как платье создано из колосьев, оно имеет достаточно долгий срок службы, и может применяться неоднократно для различных выставок и конкурсов.

Данная работа способствовала не только формированию вышеперечисленных профессиональных компетенций обучающейся, но и оттачиванию презентационных навыков, что является неотъемлемой частью профессиональной компетентности любого специалиста.

 

Литература:

 

1.                  Губер, Т. А. Увлекательное хобби, флористика [Текст] / Т. Губерт — М.: изд-во Арт-Родник, 2012.-200с.

2.                  Корякина, Н. В. Креативная флористика [Текст] / Н. Корякина — СПб.: изд-во Русская коллекция, 2012.-115с.

3.                  Линда, О. Современная флористика [Текст] / О. Линда — М.: изд-во Кладезь, 2010.-95 с.

4.                  Локрина, Т. В. Создание образа [Текст]/ Т. Локрина — М.: изд-во Арт — Сервис, 2011.-91с.

5.                  Фомина, Ю. С. Праздничная флористика [Текст] / Ю. Фомина — М.: изд-во Эксмо, 2011.-137с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle