Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 03.11.2014

Статья просмотрена: 6220 раз

Библиографическое описание:

Канунникова, Т. А. Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского / Т. А. Канунникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6566/ (дата обращения: 25.04.2024).

Ключевые слова: построение формы в рисунке, тональные отношения, конструкция, объемная форма.

 

Когда я был молод, мои стремления, мои мечты о прекрасной живописи и рисунке были беспредельны, без охвата. Стал взрослым: мне казалось, что я служу хотя и ограниченному, но все-таки большому и достойному делу живописи. Теперь, в старости, я вижу, насколько мало и ничтожно то, что я сделал и чему посвятил свою жизнь. Только воспоминания о незабываемых прекрасных моментах работы, с молодёжью сглаживают горечь этого сознания — с молодёжью, через беспредельные восторги которой, я снова возвращался к молодости.

Д. Н. Кардовский.

 

«Нет ни одного ученика Д. Н. Кардовского, который не вспоминал бы с тёплым чувством и признательностью дни своего учения у него», — так рассказывал о художнике педагоге Кардовском И. Э. Грабарь.

Организовывая работу в мастерской, выстраивая логику взаимоотношений с учениками, Д. Н. Кардовский основывался на мысли о том, что «без взаимного доверия немыслимо никакое обучение». В круг своих обязанностей он ставил не только обучение художественному ремеслу, но так же и поднятие культурного уровня учеников. Кардовский наглядно объяснял на примерах работ великих мастеров, как именно художник может решить ту или иную композиционную, конструктивную и образную задачу.

Искренняя забота и внимание к ученикам отразились не только на качестве знаний, но и на становлении личности молодых художников, многие из которых стали впоследствии профессиональными живописцами, и графиками (Д.Шмаринов, П.Мальков, В.Ефанов, Б.Дехтерев, Л.Голованов, И.Астапов, С.Чехов, П.Шиллинговский). Ученики Д. Н. Кардовского между собою называли его «отец», а себя именовали не иначе как «кардовцы», тем самым подчёркивая неподдельное тёплое чувство к своему учителю. Слова «ученик Кардовского» вызывают представление о профессиональной культуре, дают гарантию высокого уровня профессиональных знаний и умений.

В чём же состояла методическая система Дмитрия Николаевича? Чтобы охарактеризовать его подход к рисунку, нужно отметить, что вся система его педагогических взглядов сложилась под воздействием многих лет обучения в мастерской П. П. Чистякова, И. Е. Репина, А.Ашбе.

Д. Н. Кардовский вспоминал: «У П. П. Чистякова с его положением — «чем ближе к натуре, тем лучше, а как точь-в точь — так нехорошо», начались для меня новые сильные впечатления. П. П. Чистяков, как известно, никогда не шёл банальным путём в своей педагогической работе: — «это длиннее» — «это короче», а «это шире», а всегда стремился идти путём построения формы и отношений. В обстановке чистяковского руководства и его мудрых указаний началось для меня, но уже сознательным путём, дальнейшее постижение закона отношений в живописи и рисунке. Следующим этапом моих познаний в этой области была мастерская И. Е. Репина, который системы преподавания не имел, но, как необычный мастер, знавший очень многое сам, умел очень много показать действием и конкретным примером…Последний, заключительный момент моих познаний этих законов был в школе Ашбэ, у которого был пресловутый его принцип — «дер кугель» (принцип шара). Исходя из этого принципа, на основе разложения на три момента: свет, полутень и тень, — мы изучали форму и её построение. А так как рисунок — есть основа всякого нашего дела, то на этом «принципе шара» мы и рисовали без конца и изучали рисунок для того, чтобы на его основе строить всё — начиная с тона и кончая светом…».

Основой всей системы преподавания Д. Н. Кардовского являлся рисунок головы человека. В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому, должно быть положено изучение законов изображения объёмной формы. Рисунок — построение графическим путём объёмной формы на плоскости, следовательно, прежде всего, необходимо овладеть рисунком, чтобы в дальнейшем на его основе и в связи с формой строить живопись.

Как отмечал Дмитрий Николаевич, методика преподавания должна быть построена на следующих принципиальных положениях: «обучение рисунку и живописи от начала и до конца должно вестись только по натуре» [1,8]. Моделями для изучения, по Кардовскому, являются натюрморт (мёртвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура). Д. Н. Кардовский считал, что рисование с античных фигур, гипсовых масок, бюстов и скульптуры, а также копирование образцов живописи и рисунка можно рекомендовать учащимся в конце школьного пути для развития вкуса и художественного чутья. В начале обучения, по мнению Д. Н. Кардовского, необходимо приобрести прочные навыки в рисовании и живописи с натуры (натюрморт и живая модель). Обучать необходимо по тем законам, которые «обязательны и для учеников, и для учителя, а таковыми законами могут быть только законы натуры». [1,8]

Перед учащимися ставилась задача построения графическими средствами трёхмерной объёмной формы на двухмерной плоскости листа. Дмитрий Николаевич учил видеть и изображать «БОЛЬШУЮ форму», работать «БОЛЬШОЙ линией», «БОЛЬШИМ тоном». Кардовский объяснял, что БОЛЬШАЯ (обобщенная) объёмная форма — это «масса, имеющая тот или иной характер, подобно геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру…Таким образом, живая форма «повторяет законы расположения света по перспективно-уходящим плоскостям» [1,9]. При этом понятие «большая форма» при рисовании живой модели не мешает реальному изображению натуры. «Рисовать необходимо живую форму, живого человека, а не болванку формы. У рисующего глаз должен видеть, голова рассуждать, а рука делать» — так говорил П. П. Чистяков. Эту же мысль неоднократно повторял Д. Н. Кардовский. Задача учащегося, по его мнению, состоит в том, чтобы «комбинировать и согласовывать понимание формы с приёмами для изображения (построения) на плоскости светом и цветом поверхностей, ограничивающих форму в пространстве» «На живой модели надо довести понимание формы до той же ясности и простоты, как это имеет место при изображении шара, куба и т.д…Чувство формы, уменье видеть и передавать её надо развить учащемуся до того, чтобы оно из сознания, как говорят, «перешло в концы пальцев», т. е. при изображении формы на плоскости рисующий должен ощущать её так же, как скульптор, который лепит форму из глины или вырубает её из камня» [1,9–10].

Д. Н. Кардовский учил рисующих «мыслить и работать отношениями». Этот принцип работы важно усвоить учащимся для развития цельного видения натуры и применять его и в рисунке, и в живописи, и в композиции. Именно умение «мыслить и работать отношениями» уводит от дилетантского стремления сделать как говорят «в упор», скопировать натуру и тем самым прийти к натурализму. Учащимся следует объяснить, что «передавая в рисунке свет, нужно отметить, где он имеет наибольшую интенсивность и где он выражен наименее сильно, а затем, все остальные градации его силы брать в отношении к этим максимума и минимумам» [1,8]. Не правда ли вспоминается понятие «камертон», использованное для объяснения принципов работы отношениями у Н. П. Крымова?

Д. Н. Кардовский постоянно подчёркивает необходимость «держать всё в отношениях,…держать «большой» свет и «большой характер», «большой цвет»…идти в каждой задаче от общего к частному.

Д. Н. Кардовский учил рисующих соблюдать определённый внутренний порядок работы над рисунком. Этот же порядок, на наш взгляд, следует рекомендовать учащимся современных художественных школ, училищ и Вузов, а также самостоятельно практикующим художникам.

Начинать рисунок, по мысли Кардовского, следовало с того, чтобы «как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель», будь то фигура человека, голова или натюрморт. Общими без деталей линиями нужно было создать цельное обобщённое представление о модели и её расположении в пространстве, разместить модель на листе. «При этом нужно заботиться не только о том, чтобы быстро схватить пропорции, характер и построение изображаемого, но также непременно и о том, чтобы хорошо расположить на плоскости рисунок» [1,10].

Кардовский обращает внимание своих учеников на то, что рисуя линией нужно стараться видеть и изображать целые массы формы. «Линия как физическое понятие в природе не существует. Всё, облечённое в трёхмерную форму, ограничивается не линиями, а плоскостями». Художники прибегают к линии как простейшему техническому приёму для «первичного ограничения той или иной объёмной формы на плоскости».

Второй этап рисования, по Кардовскому, решает задачу наполнения общего абриса объёмной формой. Для этого внутри контуров намечают главные массы, ограниченные плоскостями и делают это с помощью тона. Д. Н. Кардовский учил строить (обрубать) поверхности объёмной формы, располагая их в пространстве. «Начинают обычно в одну силу: оставляют чистой бумагу для поверхностей, освещённых прямыми лучами света, и закрывают в одну силу поверхности, этими лучами не освещённые. Делается это для того, чтобы скорее наполнить контуры ёмким содержанием, благодаря чему облегчается возможность правильно установить пропорции, так как рисунок выполняется по трёхмерной форме» [1,11]. Таким образом, Д. Н. Кардовский, не отрицая необходимости линейного построения натуры, акцентирует внимание учащихся на возможности сразу же, на втором этапе работы, строить — «лепить» объёмную форму с помощью тона (Таблица 1).

Таблица 1

Этапы работы над рисунком портрета.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

 

В своей педагогической и творческой практике мы не раз сталкивались со значительными сложностями, которые испытывают учащиеся 11–15 лет при выполнении линейно-конструктивного «сквозного» построения предметов. Рисующим бывает трудно воспринять абстрактное «проволочное» изображение как объёмно-пространственную форму. Поэтому, мы считаем, метод Д. Н. Кардовского действенным и эффективным в обучении рисунку. «Обрубовка» формы с помощью прокрытых лёгким тоном плоскостей помогает передать «большую», хотя и в общих чертах определённую, форму. В этом случае действительно можно уподобить работу рисовальщика труду скульптора. «Рисунок — это та же скульптура, с той только разницей, что скульптор даёт трёхмерное (пространственное — авт.) изображение, художник же в рисунке передаёт трёхмерную форму на двухмерной плоскости» [1,11].

Третий этап работы над рисунок, по методике Кардовского, заключается в проверке конструкции, характера, размера, пропорций «большой» формы и внесении в рисунок «жизненных подробностей». Вот здесь то и нужно вспомнить, что «характеров, например носа, бесконечное количество, а основная схема одна», но при этом, «рисовать нужно не призму, а нос, а призмой руководствоваться в построении носа как большой формы» [1,11].

Д. Н. Кардовский уделял громадное значение вопросам изучения тона как в рисунке, так и в живописи. Продолжая логическую последовательность этапов работы над рисунком, он учил тоном рисовать «лепить» форму и передавать свет. При этом в методике обучения рисунку, по его мнению, важно учить передавать и градации светотени, и «светосилу», т. е. «выдержанность силы света» для поверхностей, находящихся в условиях равенства освещения.

Из рекомендаций Д. Н. Кардовского, нам хотелось бы отметить те, которые наиболее актуальны в период ученичества в художественной школе, когда учащиеся достигают возраста 11–17 лет. Художник-педагог рекомендовал для изучения тона выполнять «гризайли», т. е. рисовать кистью в один цвет, например, умброй (рис.1).

Рис.1 «Гризайль». Акварель, выполненная учеником МАОУ ДОД ХШ, 13 лет.

 

Кроме того, Д. Н. Кардовский в своей методике отводит важное место регулярному выполнению набросков как с натуры, так и по памяти, доказывая необходимость подобной работы для развития композиционного мышления, зрительной памяти, формирования технических навыков рисования человека и приобретения творческой свободы молодыми художниками.

Рис. 2. Набросок к портрету девушки, выполненный ученицей МАОУ ДОД ХШ, 14 лет

 

Методика и педагогическая практика Д. Н. Кардовского представляют собой богатейшее наследие отечественной художественной школы. Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей.

 

Литература:

 

1.         Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию/ Под общ.ред.проф.Кардовского Д. Н. и др..М.:Изд-во: «В.Шевчук», 2006. — 208с.ил.

2.         Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.:Агар, 2000–242 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): объемная форма, рисунок, живая модель, отношение, трехмерная форма, учащийся, ученик, этап работы, живая форма, изучение тона.

Ключевые слова

конструкция, построение формы в рисунке, тональные отношения, объемная форма., объемная форма

Похожие статьи

Активизация восприятия студентов при изображении объемной...

Главная задача при обучении рисунку — научиться видеть объемную форму изображаемой модели и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности...

На данном этапе студентами изучается объем как проявление структуры объемно-пространственной формы, анализируются принципы структурообразования в живой природе, архитектуре и дизайне...

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

Для этого он считал необходимым знание законов изображения трехмерной формы на двухмерной плоскости листа, умение

Такой активный подход к изучению предмета имеет основополагающее значение не только для развития объемно-пространственного видения...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

- эргономика и цвет в дизайне: взаимосвязь цвета с формой и назначением предмета, законы цветовой гармонии, учитываемые при оформлении интерьеров помещений

В процессе работы над выполнением композиции каждый студент выполнял все этапы формообразования.

Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения...

Он сравнивает принцип построения формы человеческого тела с построением таких форм как табурет, горшок

В этом энергичном наброске (рис.2) объемно-пространственные положения форм ясно выражены линейными средствами.

Они дают пластичную, «живую» линию.

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Живописная подготовка учащихся необходимый элемент, который требует глубокого изучения.

—размещение цветовых пятен и оттенков поддерживает композиционное построение работы. 2. Передача формы предметов цветом.

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся...

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию.

Путем простой деформации над поверхностью возможно придать выпуклую или вогнутую форму, растянуть, сгладить или...

Формирование графических умений и навыков в рисовании...

Эти учёные изучали особенности предметного рисования, которое включает в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка.

На втором этапе практического исследования был проведён формирующий эксперимент, который заключался в проведении...

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Академик Р. С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и

Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма.

Похожие статьи

Активизация восприятия студентов при изображении объемной...

Главная задача при обучении рисунку — научиться видеть объемную форму изображаемой модели и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.

Архитектоника объемных структур в проектной деятельности...

На данном этапе студентами изучается объем как проявление структуры объемно-пространственной формы, анализируются принципы структурообразования в живой природе, архитектуре и дизайне...

Эффективность исторического подхода в художественном обучении

Для этого он считал необходимым знание законов изображения трехмерной формы на двухмерной плоскости листа, умение

Такой активный подход к изучению предмета имеет основополагающее значение не только для развития объемно-пространственного видения...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

- эргономика и цвет в дизайне: взаимосвязь цвета с формой и назначением предмета, законы цветовой гармонии, учитываемые при оформлении интерьеров помещений

В процессе работы над выполнением композиции каждый студент выполнял все этапы формообразования.

Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения...

Он сравнивает принцип построения формы человеческого тела с построением таких форм как табурет, горшок

В этом энергичном наброске (рис.2) объемно-пространственные положения форм ясно выражены линейными средствами.

Они дают пластичную, «живую» линию.

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Живописная подготовка учащихся необходимый элемент, который требует глубокого изучения.

—размещение цветовых пятен и оттенков поддерживает композиционное построение работы. 2. Передача формы предметов цветом.

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся...

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию.

Путем простой деформации над поверхностью возможно придать выпуклую или вогнутую форму, растянуть, сгладить или...

Формирование графических умений и навыков в рисовании...

Эти учёные изучали особенности предметного рисования, которое включает в себя: строение, форму предметов, пространственную организацию рисунка.

На втором этапе практического исследования был проведён формирующий эксперимент, который заключался в проведении...

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Академик Р. С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и

Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма.