Библиографическое описание:

Коростиянец Т. П. Технология формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 258-261.

В статье раскрыта сущность технологии формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям. Рассматривается технология, которая предусматривает включение студентов в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

 

Изменившаяся социально-политическая и экономическая ситуация в стране предъявляет новые требования к специалисту. Современному обществу нужен специалист, способный самостоятельно пополнять и систематизировать знания, ориентироваться в потоке научной и технической информации, умеющий критически мыслить и защищать свою точку зрения. Ему необходимо уметь предвидеть тенденции развития производства, уметь контактировать с людьми, иметь свой нестандартный индивидуальный почерк, работать творчески и быть конкурентоспособным специалистом.

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к специалисту необходим новый подход к процессу обучения. В настоящее время происходит модернизация обучения, что связано с обновлением содержания, методик и технологий в процессе общего и профессионального образования. Одним из важных компонентов этого обновления является индивидуализация процесса обучения, которая обеспечивает не только сохранение, но и способствует развитию индивидуальности личности. Особая роль в практической реализации индивидуализации обучения принадлежит высшим учебным заведениям.

Индивидуальность, как ценность современного образования требует специального педагогического обеспечения процесса ее становления. Поэтому, организация индивидуального образования становится путем к такому образовательному процессу, который наиболее адекватно соответствует современному общественному заказу.

Одной из форм индивидуализации процесса обучения является индивидуальная образовательная траектория. В высшем учебном заведении студент должен уже «на пороге» собственной профессиональной карьеры предоставить предпочтение тем или тем потребностям, чтобы в процессе получения профессионального образования спроектировать и построить собственную индивидуальную образовательную траекторию, которая может быть как индивидуально-личностно-ориентированной, так и социально-личностной или профессионально-личностной. Тогда она сможет «вывести» будущего специалиста на востребованность или невостребованность его компетентности на рынке труда. В условиях системы непрерывного образования возможны различные комбинации образовательных траекторий, которые могут меняться и корректироваться неоднократно.

Проблема формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, представлена в психолого-педагогических исследованиях И. Бухтияровой, И. Воронковой, Е. Климова, Т. Ковалевой, Н. Рыбалкиной, Н. Суртаева, А. Тубельского, А. Хуторского и других ученых.

Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей. Эти индивидуальные образовательные траектории соответствуют способностям учеников, их возможностям, мотивации, интересам и осуществляются при координирующей, организующей, консультативной деятельности педагога во взаимодействии с родителями [3].

И. Бухтиярова, Е. Климов рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как проявление стиля учебной деятельности каждого обучающегося, соответствующей его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с преподавателем [1; 2].

Индивидуальная образовательная траектория рассматривается не только как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании (позиция А. Хуторского), но и как разработанная учеником, совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, наглядная направленность образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности и т.д [4; 5].

Итак, под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании, то есть это программа его индивидуальной активности, направленность и содержание которой определяются его волеизъявлением как готовностью осуществлять осознанный выбор и действовать согласно этической волевой ответственности.

Индивидуальная образовательная программа — один из возможных проектов учебной деятельности студента. Составление индивидуальной образовательной программы предлагается студенту для осмысления собственного индивидуального образовательного маршрута.

Мы рассматриваем образовательную программу, с одной стороны, как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса путем определения условий, способствующих достижению студентами с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория студента, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальной траектории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного студента.

В существующей практике обучения индивидуальная образовательная траектория используется при изучении дисциплин по выбору. То есть индивидуализация обучения проявляется здесь только в выборе дисциплины, которую хочет изучать студент. Нельзя ли использовать индивидуальную образовательную траекторию при изучении студентами отдельного предмета? Для этого, на наш взгляд, необходимо создать технологию изучения дисциплины по индивидуальной образовательной траектории.

Для профессиональной подготовки будущих учителей математики необходима технология, которая предусматривает включение студентов в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, а именно: определения целей, ценностей, критериев выбора стратегии обучения, общения, поведения, прогнозирования его последствий и рефлексии результатов соответствующей деятельности, обеспечение педагогического сопровождения студентов с помощью создания педагогических ситуаций взаимодействия субъектов образовательного учреждения. Обозначенное выступает концептуальной основой технологии профессиональной подготовки будущих учителей математики.

Главная цель технологии профессиональной подготовки будущих учителей математики — формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей как ведущей характеристики качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Для ее достижения необходимо обеспечить такие общественные ценности, как: образованность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, непрерывное обучение и повышение квалификации, умение ориентироваться в огромном информационном пространстве, использование информационной технологии в собственной профессиональной деятельности в течение жизни, умение гибко, критически мыслить в непредсказуемых условиях.

По нашему мнению, обеспечение технологии профессиональной подготовки будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям должно быть: содержательное, модульное и методическое, административно-технологическое.

Содержательное обеспечение является комплексом учебно-методических материалов и мероприятий по их реализации (учебный план, учебные программы, график учебного процесса, педагогическая практика и выпускная квалификационная работа), направленной на формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики.

Разработка всех этих материалов должна осуществляться в соответствии с требованиями Образовательной квалификационной характеристики (ОКХ) и Образовательной профессиональной программы (ОПП).

Важным элементом обеспечения технологии профессиональной подготовки будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям является разработка электронного образовательного контента для обеспечения учебного процесса и предоставление возможности студентам работать по индивидуальному графику.

Электронный образовательный контент является совокупностью знаний, которые необходимо передать студенту для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять определенную деятельность. Информация на электронных носителях отличается от обычной, имеет несколько иную организационную структуру и оформляется в виде учебных продуктов, которые имеют различную дидактическую эффективность. Они предназначены для проведения определенного вида занятия, по теме учебной дисциплины, ее размещение должно обеспечивать доступ студентов к ней с любого электронного учебного терминала высшего учебного заведения и, возможно, с собственного компьютера студента.

Модульное и методическое обеспечение технологии профессиональной подготовки будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям содержит смысловое, модульное, методическое обеспечение овладения учебными программами на семестр, учебный год. Оно учитывает методическое обеспечение каждой учебной дисциплины и методические рекомендации в обеспечении различных видов учебной деятельности студента и преподавателя.

Модульное обучение должно выступать формой организации образовательной деятельности студентов и включать познавательный и практический аспекты, усвоение которых завершается соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения студентами этим модулем.

Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Модуль, являясь центральным понятием и основным средством модульного обучения, представляет собой законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Стимулирование стремления студентов к самообразованию осуществляется благодаря особой организации материала и подавляющего внимания преподавателя к процессу обучения. Для этого в индивидуальной работе студентов выделяются единицы обучения, им предоставляется возможность выбора при выполнении заданий. Контроль и оценка осуществляются не только по результату, но и процессом обучения. В качестве таких единиц обучения выступают модули, которые предусматривают возможность их выбора студентами для дальнейшего изучения. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность построения индивидуальных образовательных траекторий студентов, которые являются определенными последовательностями элементов учебной деятельности каждого студента, соответствуют его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым в координирующей, организационной, консультативной деятельности преподавателя.

Учебная программа по каждому предмету состоит из обязательной и вариативной частей. Обязательная часть включает основные для изучения модули, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и составляют основную, инвариантную часть индивидуальной образовательной траектории студента. Вариативная часть включает набор модулей и предполагает выбор студентами направлений, интересующих их для дальнейшего изучения. Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной траектории студентов направлены на определение содержания материала, который изучается. Преподаватель оказывает помощь студентам в выборе модулей из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также определяет организационную части. В организационную часть входят следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Эта часть индивидуальной образовательной траектории также предполагает выбор студентами. При построении индивидуальной образовательной траектории студентов большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов. Выбор осуществляет как преподаватель, так и студент, но выбор студента корректирует преподаватель, куратор группы.

Методические рекомендации и указания разрабатываются по следующим направлениям:

-          по проведению различных видов занятий (методические рекомендации для преподавателя по проведению интерактивных занятий, методические рекомендации куратору по сопровождению работы студента в информационной базе знаний, методические указания для студента с выполнение теста-тренинга, глосарного тренинга, формирование индивидуального учебного плана);

-          по выполнению творческих работ, курсовых работ, отчетов (методические рекомендации по подготовке курсовых работ, выпускной квалификационной работы, оформление отчета по педагогической практики и т. д.);

-          по учебному планированию (методические рекомендации студенту по формированию индивидуального учебного плана, рекомендации куратору по сопровождению процесса формирования индивидуальной образовательной траектории студентом и т. д.);

Модульное обеспечение позволяет определить виды занятий по каждой теме (дидактической единицы) и наполнение этой темы электронным (или не электронным) образовательным контентом для каждой учебной дисциплины.

Каждая дисциплина представлена модулями (обязательные и вариативные модули) и дидактическими матрицами. Учебная дисциплина включает совокупность модулей, каждый из которых представляет логически завершенный дидактический блок.

Административно-технологическое обеспечение регламентирует сотрудничество студента и преподавателя в формировании и реализации индивидуальной образовательной траектории в поэтапном освоении образовательной программы: осмысление технологии управленческой деятельности на разных этапах усвоения образовательной программы; создание электронной (или не электронной) базы индивидуальных учебных планов студентов; возможность автоматического (или не автоматического) формирования выписок из учебных планов на каждый семестр; наличие учебных программ (возможно электронных) с контролем знаний (возможно автоматизированным); академическое администрирование.

Мониторинг и контроль знаний студентов осуществляется с использованием электронных тестовых баз, позволяет транспортировать результаты оценивания в их электронное досье, формировать отчет текущей и проміжкової аттестации в автоматическом режиме. Принятие административного решения по результатам обучения (приказ о переводе с курса на курс, академический отпуск) дублируется в электронном досье студента.

Реализация индивидуальной образовательной траектории студента в процессе поэтапного овладения им образовательной программы сопровождается формированием индивидуального учебного плана студента, необходимым технологическим обеспечением, что позволяет сохранять эти учебные планы в электронном досье студента, в автоматическом режиме отслеживать этапы его прохождения (если позволяет информационное образовательное пространство высшего учебного заведения).

 

Литература:

 

1.         Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И. Н. Бухтиярова // Школьные технологии. № 2. 2001. с. 108.

2. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов // Советская педагогика. № 4. 1969. с. — 13–25.

3. Суртаева Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Пирацентрическая технология. Учебное пособие / Н. Н. Суртаева. М.: Омск, 1974. 22 с.

4. Хуторской А. В. Свободное развитие как пространство образования / А. В. Хуторской // Новые ценности образования. 1997. Вып. 7. с. 23–33.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. № 2. 2003. с. 58–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle