Библиографическое описание:

Щербакова Т. Н. Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 273-275.

 

В данной статье будет рассматриваться такая категория, как «педагогическая интуиция». Интуиции отводится особая роль в структуре творческого процесса и в деятельности педагога, позволяя непосредственно найти правильное решение быстро и неосознанно. Практические педагоги считают, что те, кто доверяет своей интуиции, работают более успешно.

Интуиция уже давно является объектом исследования многих наук. Например, философии (Спиноза, Паскаль, Кант, Фейербах, Фрейд), психологии (М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Б. М. Теплов), педагогики (В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов).

В философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.

В некоторых источниках происходит смешение понятий «интуиция» и «инсайт». Отдельные исследователи рассматривают инсайт как один из видов интуиции, другие считают эти понятия синонимами.

Рассмотрим характеристики данных понятий.

М. Либерман считает, что инсайт — это процесс, посредством которого человек внезапно осознает логические связи между проблемой и ответом. При интуиции такое проникновение в логические отношения отсутствует, а есть предчувствие или поведенческая реакция.

В переводе с латыниинтуиция — «быстро увиденный», «пристально смотреть».

Интуиция — это прямое усмотрение связей и отношений между объектами, которое происходит подсознательно. Это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».

По Б. М. Теплову интуиция — качественно своеобразный процесс, не подчиняющийся правилам логики в ее обычном смысле.

Ребер определяет интуицию как когнитивное состояние, которое возникает при определенных условиях и направлено на то, чтобы помочь человеку осуществить свой выбор и найти правильную линию поведения.

Исследователи интуиции полагают, что интуитивные процессы отличаются от обычных мыслительных процессов лишь своими внешними проявлениями: быстротой протекания и свернутостью.

Интуиция является и способностью (научная, художественная), и целостным охватыванием условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная), и механизмом творческой деятельности (творческая интуиция).

На основе интуиции в процессе деятельности человек может применять уже известные орудия, средства или способы действия, т. е. действует по готовому образцу, его деятельность является повторением уже известных программ деятельности, но ее результат оказывается оригинальным.

Часто интуитивное знание опосредовано имеющимся опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества. Интуиция опирается на факты действительности и запас приобретенных знаний.

Ф. Вауган считает, что интуиция может проявляться на 4 уровнях:

1.         физическом, ему соответствуют осознаваемые телесные ощущения, встречающиеся в ситуации, в которой, казалось бы, нет причины думать о чем-то необычном;

2.         эмоциональном; интуиция достигает сознания посредством чувств (например, любовь с первого взгляда или нелюбовь без видимой причины);

3.         ментальном; проявляется через образы, с помощью которых человек способен делать точные выводы на основе несущественной информации;

4.         спиритуальном, на котором достигается целостное понимание действительности, которое не зависит от ощущений, чувств и мыслей.

А. С. Кармин выделяет 6 типов интуиции:

Интуиция как инстинктивная реакция. «Чувство опасности», «необъяснимый страх» и т. д.

Диспозиционная интуиция. Существуют разнообразные причины предрасположенности человека к определенным действиям. Человеку кажется, что он принял решение в данный момент неосознанно, но оно бывает определено имеющимися диспозициями (устойчивыми чертами характера или сиюминутными психическими состояниями).

Перцептивная (чувственная) интуиция. Связана с бессознательным восприятием и обработкой информации..

Ассоциативная (имажинативная) интуиция. Наглядно — образное мышление, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. На уровень сознания всплывает только итог рассуждения.

Логическая интуиция. А. С. Кармин полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходит настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как внезапная догадка.

Эвристическая интуиция. Представляет собой необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения, логических программ поиска решения задачи.

Далее рассмотрим особенности педагогической интуиции.

В «Педагогическом словаре» под редакцией Коджаспировой Г.М дается следующее определение [3]:

Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции обусловливает способности учителя к педагогической импровизации.

С. А. Гильманов дает следующее определение педагогической интуиции: «это непосредственность, неосознанность, быстрота, внезапность, проявляющиеся при решении педагогических задач и основывающиеся на ДОЭМ педагогических действительности в мышлении педагога, состоящей в образно-эмоциональном отображении связей и отношений объектов педагогического мышления в их соотнесенности с педагогической целью, и имеющей социокультурные, психолого-педагогические основания и психологические и нейрофизиологические механизмы» [2].

Интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных функций:

-          компенсаторная. Интуиция заключается в компенсировании недостатка знаний и опыта, неполноты информации;

-          регулирующая. Интуиция помогает регулировать в правильном направлении решение педагогических задач;

-          ориентирующая. Интуиция «работает» на главную педагогическую цель: помогает предвидеть намеченные тенденции, опережать события, прогнозировать последствия тех или иных действий и регулировать их;

-          оптимизационная. Интуиция экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;

-          интегративная. Происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти;

-          эвристическая. Интуиция — фаза творчества и способ творчества, а творческая интуиция — высший уровень интуиции.

С. А. Гильманов считает, что интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога. Динамическая образно-эмоциональная модель педагогической действительности способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через личное переживание хода педагогического процесса, эмпатическое проникновение в образно-эмоциональную сферу личности учащихся. Эмпатия, таким образом, имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы, например, преобразовывать научную информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности. Особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач, но может быть выражена в невербальных формах и других способах воздействия на личность ученика.

К критериям правильности педагогических решений С. А. Гильманов относит соответствие действий учителя основной педагогической цели, требованиям педагогической науки, характер реакции учащихся, непосредственные результаты действий, оригинальность.

На их основе выделяется четыре вида решений: правильное, оригинальное; правильное, вполне возможное; спорное; неправильное. По результатам его исследований решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике.

Главную роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память и т. д. Отсюда следует, что именно эти качества следует развивать для повышения уровня педагогической интуиции.

Психологи признают индивидуальные различия в интуиции. Одни из них считают, что интуиция свойственна всем в одинаковой степени, а по мнению других, присуща только узкому кругу творцов. По результатам исследования Т. В. Корниловой склонность полагаться на интуицию при принятии решений зависит от таких личностных характеристик, как любовь к порядку, толерантность к новому и автономия. Однако ею же зафиксирован «инструментальный эффект интуиции» [4].

Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова [5], состоит в следующем:

-                без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;

-                педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);

-                интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;

-                интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;

-                интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;

-                интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;

-                интуиция — необходимое условие педагогического творчества [4].

Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.

Итак, интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества. Поэтому необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.

 

Литература:

 

1.         Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе// реформа школы и развитие педагогического творчества учителей /Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998.

2.         Гильманов С. А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.

3.         Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005.

4.         Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.,2002

5.         Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.,2007.

6.         Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.,1992.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle