Библиографическое описание:

Проньшина Е. Н., Ландышева Е. М. Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 185-187.

Старайся дать уму как можно больше пищи...

Л. Н. Толстой.

 

Современные психологические исследования Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугина, В. В. Запарожца показали, что возможности умственного развития дошкольников выше, чем предполагалось ранее. Дошкольники могут познавать не только внешне наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Н. Н. Подьяков доказал, что метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.

Выдающиеся педагоги и психологи, не раз говорили о преимуществах данного метода, для развития речи дошкольников, но применялся он не оправдано редко. Дети, занимаясь исследовательской деятельностью, общаются между собой, рассказывают о ходе эксперимента, последовательности, придумывают загадки, обмениваются информацией. Речь детей развивается, пополняется словарный запас. Педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы. В имеющихся публикациях в основном опыты и игры-эксперименты с различными материалами. Только в последние годы экспериментирование стало использоваться в дошкольных учреждениях.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющиеся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который еще присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере познавательных процессов. Хорошо известно высказывание А. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте. Педагогика должна опираться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечения личности в мыслительный процесс. Задачи взрослого не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?". Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях), обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).          Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для выявления проблемы в начале года было проведено обследование детей, в котором использовались следующие методики: «Маленький исследователь», «Сахар» (Л. Н. Прохорова), «Древо желаний (В. С. Юркевич). Целью данного обследования было: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявление умения детей анализировать объект или явление, изучение познавательной активности детей.

Обследование показало следующие результаты:

Высокий уровень — 8 %;

Средний уровень — 40 %;

Низкий уровень — 52 %.

Эти показатели подтолкнули к дальнейшему изучению и продолжению работы в данном направлении.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

1.         Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы

2.         Развивать речь детей.

3.         Активно обогащать и активизировать словарь ребенка.

4.         Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Для развития речевой активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана зона экспериментирования, со всеми необходимыми пособиями и материалами, с учетом интересов детей. В группе подобраны коллекции, раковин, бумаги, камней, гвоздей, пуговиц. Был составлен детский понятийный словарь, картотека развивающих игр, каталог опытов. В течении года проводились консультации для педагогов: «Проведение опытов в разных возрастных группах», «Игры-эксперименты в детском саду», составлен проект на тему «Использование загадок в опытно-экспериментальной деятельности, организовано развлечение «Путешествие с Фокусом-Покусом». Работа с детьми велась и образовательной деятельности, и режимных моментах.

Активно проводилась работа с родителями: анкетирование, были подготовлены консультации на тему «Путешествия по квартире», «Занимательные опыты для дошкольников», «Летние опыты на даче», показ открытого мероприятия «Волшебница вода», индивидуальные и групповые консультации по теме.

Проводились наблюдения на прогулке. Дети рассматривали и учились сравнивать свойства глины, песка, глины, проводились опыты и игры с водой: «Достань не замочив рук», «Тонет - не тонет», «Куда больше войдет воды», «Умная галка».

На участке решались проблемные ситуации: «Что притягивает магнит, а что нет», «Куда быстрее впитывается вода в песок или землю», «Какой лист легче живой или сухой». Дети самостоятельно выдвигали гипотезы, доказывали свои предположения. «Магнит притягивается к забору — значит он сделан из металла, значит металлический»_ Лиза Х. 6 лет). «Из мокрого песка можно слепить куличик, а из сухого нет. Потому что мокрый песок липучий» (Игорь Е. 7 лет). «Самолетик можно смять, потому что он из бумаги. А кораблик не сомнешь — он из пластмассы. Значит бумага мнучая, а пластмасса не мнучая» (Юлианна А, 6 лет).

Решение проблемных ситуаций неотъемлемая часть экспериментирования. Проблемы ставятся перед детьми «Что будешь делать если»...: гвоздь упадет в бутылку с водой, ключ провалится в щель, рассыпятся мелкие металлические предметы и т. д. Дети самостоятельно решают поставленные перед ними ситуации, объясняют ход своих действий.

Большой интерес у детей вызывает проведение долгосрочных опытов. Например, опыт «Вода и шишки». На прогулке дети собирали сухие шишки. Ксюша Д. 6 лет задала вопрос «А шишки тонут или нет?". Провели опыт в группе. Шишки поместили в банку с водой — шишки плавали и не тонули. Дети сделали самостоятельно вывод: сухие шишки не тонут. Шишки оставили на ночь в воде. Утром шишки лежали на дне банки с водой, сухие чешуйки были плотно закрыты. Удивлению детей не было предела: «Куда делись наши шишки? Кто подменил наши шишки?". После опыта и наблюдения провели беседу о хвойных деревьях: как они растут, дают семена, как потом вырастают новые деревья.

Исследования используется во всех видах деятельности детей. Основной вид деятельности в дошкольном учреждении — игра. Дети подгруппами берут оборудование необходимое для экспериментирования (воду, магниты, бумагу, краски, песок) и самостоятельно играют. В игровой деятельности дети учатся самостоятельно делать выводы: «Почему картон не впитывают воду а салфетка впитывает?", «Из какой бумаги самолетик летит лучше?", " Почему тонет камень, а спичка не тонет?". В своих играх им очень нравится использовать картинки-подсказки. Например: в игре «Угадай, что я загадал?" ребенок прячет в «Ящике ощущений» предмет, а дети задают ему наводящие вопросы: «Это сделал человек или природа? Какой формы этот предмет? Из какого материала сделан этот предмет?".

В образовательной деятельности дошкольники развивают умение выдвигать гипотезы, формулировать свои задачи, высказываться о результатах своей работы, рассказывать о свойствах предметов и материалов, отгадывать загадки, решать кроссворды. Большую радость, удивление и восторг дети испытывают от своих больших и маленьких открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?, почувствовать себя ученым, исследователем.

В результате проведенной работы в конце года были получены результаты:

Высокий уровень-62 %

Средний уровень-35 %

Низкий уровень-3 %

У детей сформировались следующие навыки и умения:

-          В процессе совместной исследовательской деятельности дети называют свойства и качества предметов(цвет, размер, структуру поверхности, толщина, гибкость, плотность и т. д.)

-          Самостоятельно устанавливают взаимосвязь между предметами и явлениями.

-          Проявляют интерес ко всему новому.

-          Задают вопросы поискового характера.

-          Самостоятельно применяют обследовательские действия предметов и называют эти действия.

-          Способны сами решать интеллектуальные и личностные задачи.

-          Дети умеют пользоваться схемами, алгоритмами.

В работе по данной теме выявились следующие проблемы:

-          Не все дети могут аргументировано доказать свое мнение.

-          Не всегда могут управлять своим поведением и планировать свои действия.

-          Неуверенно называют в речи свои обследовательские действия, не могут последовательно описать ход эксперимента.

Полученные результаты показывают, что исследовательская деятельность вызывает у детей интерес, желание проводить опыты, заниматься экспериментаторами, что позволяет говорить о целесообразности применения и развития метода экспериментирования.

 

Литература.

 

1.         Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Издательство: М: Аркти, 2008.

2.         А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

3.         О. В. Дыбина» Неизведанное рядом». Издательство: Сфера, 2002.

4.         Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: Детство-Пресс, 2008 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle