Библиографическое описание:

Сологубова А. Ю. Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 209-210.

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.

 

Тема занятия: Относительные прилагательные

Программные задачи:

1.                  Учить детей образовывать относительные прилагательные по наглядной опоре и без нее;

2.                  Закрепить умение составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение; согласовывать прилагательные с существительными в роде;

3.         Развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкции;

4.         Активизировать словарный запас по теме: «Посуда. Продукты питания»;

Оборудование: сюжетная картинка кафе «Колокольчик», билеты в кафе, папка-меню в кафе, мяч, конверты с предметными картинками по теме: «Продукты питания»; карточки с заданиями — фанты;

Ход занятия:

1.                  Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

— Я приглашаю вас в лесное кафе «Колокольчик». Желающие посетить кафе должны приобрести билеты.

Задание:

Назовите посуду, в которой хранится:

Сахар — … (сахарница), соль — …, масло — …, хлеб -…, перец — …, суп -…, селедка — …, конфеты — …, салат — …, чай — …, кофе — … и пр.

(За правильный ответ дети получают билеты и садятся на свои места)

2.                  Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.

а) Сообщение темы занятия.

(выставляется сюжетная картинка кафе «Колокольчик»)

Вот мы и в кафе. Посмотрите, здесь уже много посетителей. Назовите тех, кто пришёл сюда один…, вдвоём…., втроём.

(Ответы детей: Зайцы пришли в кафе вдвоём, медведь пришёл один, кошки пришли втроём и т. д.)

Описание: C:\Users\Настя\Pictures\MP Navigator EX\2014_10_27\IMG_0002 - копия.jpg Описание: A:\кафе Колокольчик.jpg (Фрагмент сюжетной картины «Кафе «Колокольчик»)

Теперь давайте ознакомимся с меню (дети пролистывают папки-меню)

— Что нам сегодня предлагают на обед? (кашу, салат, суп, сок, пирог)

 

— Сегодня на занятии речь пойдёт о том, какие бывают, соки, супы, каши и другие кушанья.

б) Работа с деформированной фразой.

— А вот и первый заказ от наших посетителей (чтение записки учителем-логопедом):

Принесите нам, пожалуйста, капуста салат и сок морковь.

Как вы думаете, кто заказал нам эти блюда? (зайцы)

Следующий заказ: Принесите нам, пожалуйста, курица суп.

А это кто сделал такой заказ? (лисы)

Еще одна записка: Я бы очень хотел попробовать малина пирог и липа мёд.

— Я думаю, что вы легко смогли догадаться от кого этот заказ. (медведь)

в) Работа с индивидуальным материалом.

— Интересно, а что же заказали другие посетители?

— У вас на столе лежат конверты. Откройте их и составьте предложения по картинке, кто что заказал. (Дети составляют предложения с опорой на предметные картинки по теме «Продукты питания»)

г) Игра с мячом.

— А теперь, давайте заглянем на кухню и узнаем, что сейчас готовят повара.

Нужно всем сейчас нам встать

Будем в повара играть.

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты

Что сготовишь, назови.

 

Задание:

Ты готовишь суп из свёклы. Значит он какой?

— Ты готовишь котлеты из курицы, значит они …

— Ты готовишь пюре из картофеля, …

— Ты готовишь суп из грибов, … и пр.

3.                  Физминутка.

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог

А пока лепил пёк

Ручейком пирог утёк.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

4.                  Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном

наглядном материале.

а) Игра «Фанты».

— В нашем кафе сегодня проходит розыгрыш фантов. Я предлагаю и вам принять участие.

(Разыгрываются фанты — карточки с заданиями. На карточках изображено мороженое с разными наполнителями: клубника, шоколад, ваниль, апельсин, абрикос, малина, фрукты, и пр.)

— Назовите, какое мороженое досталось каждому из вас.

(Ответы детей: Мне досталось клубничное мороженое и пр.)

б) Работа с индивидуальным наглядным материалом.

— Повара решили вас угостить чаем с вашим любимым вареньем.

Надпись: Кафе «КОЛОКОЛЬЧИК»

 
Пригласительный билет
Надпись:

Задание: Возьмите свои входные билеты. На обратной стороне у вас нарисована пустая банка. Вам нужно нарисовать ягоды и фрукты на банках, из которых сварено ваше любимое варенье. (заслушиваются ответы детей)

5.                  Итог занятия, оценка деятельности детей.

— Вот и пришло время возвращаться домой. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы

 

Литература:

 

1.                  Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Думай — говори.... Выпуск 4. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. М.: Просвещение, 1996.

2.                  Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle