Библиографическое описание:

Масленникова О. М. Об организации работы с одаренными детьми (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 83-85.

 

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно. Век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Нашей стране нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. И, несомненно, главная роль в этом вопросе отводится школе.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым неинтересно работать с учебником. Они зачитываются справочниками и энциклопедиями, «заваливают» вопросами учителей, порой высказывают невероятные предположения. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои возможности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В психологии термин «одаренность» означает системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающейся с интересом к ним.

Американский исследователь Дж. Рензулли разработал свою теоретическую модель, которая позволяет рассматривать одаренность как сочетание трех основных характеристик:

-                   Интеллектуальные способности,

-                   Креативность,

-                   Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу)

Кроме того, он выделил знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Термин «одаренность» Рензулли заменяет на термин «потенциал».

Для российской общеобразовательной школы концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задачам массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Вот почему на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

Система работы с одаренными детьми м гимназии состоит из следующих компонентов:

-                   Выявление одаренных детей

-                   Развитие творческих способностей на уроках (через использование новых педагогических технологий — «кейс-технологии», проблемно-поисковый метод, метод «мозгового штурма» и т. д.)

-                   Развитие способностей во внеурочной деятельности (подготовка к олимпиадам, дистанционным конкурсам, исследовательская работа)

-                   Создание условий для профессионального самоопределения учащихся на старшей ступени обучения.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поисках ответа, часто задают вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. И в этом мне очень помогают краткосрочные предпрофильные курсы, организованные в нашей гимназии. Мы были среди первых, кто внедрял модели предпрофильной подготовки в образовательном учреждении. Среди предлагаемых учащимся 9 классов курсов есть и мой — «Основы гражданского права». Выбор курса не случаен. Ведь гражданское право наиболее интересная, на мой взгляд, отрасль права. Ребят сразу «захватывают» темы права собственности, наследования, прав потребителей. И буквально с первых занятий выделяются дети, которые здраво мыслят, приносят дополнительные материалы, охотно решают предложенные задачи, работают с источниками. Курс рассчитан всего на 16 часов. Но за это время я успеваю увидеть детей, способных работать дальше. Поэтому, на одном из занятий я рассказываю о перспективах учебы в профильном социально-гуманитарном классе. Кроме этого я приглашаю на занятия представителей юридических профессий. Нашими гостями являются нотариус, адвокат, прокурор, работники полиции. Таким образом, создается то мотивационное поле, которое впоследствии поможет ребятам определиться с направлением своей будущей профессиональной деятельности. Кстати, необходимо заметить, что социально-гуманитарный класс становится популярным не только среди учащихся гимназии. К нам приходят дети из разных школ города для продолжения обучения. Мне же учебная дисциплина «Право» в 10 классе (2 часа в неделю) дает прекрасную возможность продолжить работу по развитию способностей учащихся. На уроках права проводится огромная работа по использованию справочной, консультативной литературы, правовых источников. Особое внимание я обращаю на развитие умений учащихся применять свои знания на практике. И в этом мне помогает «кейс-технология». Мы разбираем большое количество правовых ситуаций, опираясь на источники, ищем пути решения, пытаемся представить себя в роли судей, адвокатов, истцов и ответчиков. Этот вид работы особенно привлекает ребят, так как он позволяет проявить и свои знания и способность мыслить и принимать решения.

На всех этапах урока я стараюсь работать дифференцированно: ребята получают задания разного уровня сложности. Более подготовленные учащиеся дома готовят сообщения, выступают перед младшими школьниками во время информационных пятиминуток.

И все-таки, важнейшей формой работы с одаренными детьми я считаю подготовку к олимпиадам и участие в них. Именно олимпиады различных уровней способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду.

Работу по подготовке к олимпиадам (особенно с девятиклассниками) я начинаю с вопроса «кто хочет?» Принцип добровольности является для меня главным условием работы. В моей практике были случаи, когда умные, способные ученики приходили заниматься под нажимом родителей или классных руководителей, не имея личной заинтересованности. Результат был один — через несколько занятий они бросали подготовку.

Готовимся мы к олимпиадам в течение всего учебного года. И дело не только в поэтапном развитии олимпиадного дела (школьный, муниципальный, региональный и, наконец, российский уровень). Мы с ребятами ищем различные интернет–олимпиады, дистанционные конкурсы по праву, в которых тоже принимает участие. Работаем мы обычно группой в 5–6 человек. Все вместе: учащиеся 9-го, 10-го и 11-го классов. Такая работа оказывается наиболее плодотворной — старшеклассники помогают новичкам, рассказывают о своих ошибках, делятся опытом участия в олимпиадах. Мне импонирует, что ребята ведут себя, что называется, на равных. При разборе юридических задач каждый участник выдвигает свою версию, логически обосновывая ее, а уж затем сверяем с ответами. И, бывает, разыгрываются такие «баталии», где младшие, ничуть не уступая, доказывают правильность своих выводов.

Свою лепту в работу с одаренными детьми вносит многолетнее сотрудничество гимназии с Международным институтом экономики и права, филиал которого находится в нашем городе. Ученики гимназии имеют прекрасную возможность посещать лекции ведущих преподавателей института. В их распоряжении — библиотечный фонд филиала. А это не одна тысяча источников по юриспруденции, теории права, политологии.

И, конечно же, важнейшей составной частью является огромная работа, проделанная ребятами самостоятельно. Не менее 1,5 часов в день они занимаются дома: работа со статьями кодексов, знакомство с новинками в законотворческой деятельности государства, заучивание латинских выражений — далеко не полный список работы моих учеников. Есть очень правильное высказывание: «когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не забудется».

Каких же результатов мне удалось добиться, благодаря этой системе работы с одаренными детьми?

Девять лет подряд учащиеся нашей гимназии становятся победителями и призерами регионального и российского этапов школьных олимпиад по праву. Выпускники гимназии учатся в престижных вузах страны на юридических факультетах — МГУ, РАНХиГС, Южноуральский Государственный Университет, Уральская юридическая Академия.

Я очень рада, что дети не замыкаются только на одной учебе. Они -всесторонне развитые личности. Играют в самодеятельных театрах, занимаются танцами и музыкой.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой. Поэтому я постоянно учусь. Практически, каждый год посещаю курсы повышения квалификации (по информатике, основам менеджмента, преподавания обществознания и права), участвую в научно-практических конференциях, в работе городского методического объединения учителей.

За многие годы я для себя определила смысл и цели своей педагогической деятельности:

-        Нужно учить детей как думать, а не что думать;

-        Важно развивать способности и навыки ребенка, а не заставлять зубрить даты и факты.

-        Не надо мешать детям самим открывать мир и искать в нем собственную правду.

 

Литература:

 

1.      Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. — М.: Российское педагогическое агентство, 2005 г.

2.      Клименко В. В. Психологические тесты таланта. — Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 2006 г.

3.      Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

4.      Ушакова Д. В. Психология одаренности: от теории к практике. — М.: ИП РАН, 2006 г.

5.      Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 2006 г.

6.      Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle