Библиографическое описание:

Григорьева Т. П. Учить видеть красоту слова [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 37-39.

 

Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти,

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять сестрицу

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать.

В. Берестов

 

В чем прелесть чтения? Читаешь много — знаешь много.

Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.

Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.

В нашей стране ежегодно растет количество издаваемой литературы. В связи с этим значительно усиливается роль общеобразовательной школы. Формирующей будущих читателей. Совершенный читательский навык лежит в основе успешного обучения школьников и многим другим умениям в области гуманитарных и естественных наук.

Первый шаг в становлении читательской личности — овладение правильной техникой чтения (различение букв, слогов, чтение по слогам, плавное произнесение всего слова, чтение целыми словами). На уроках и в процессе самостоятельного внеклассного чтения ученик развивает читательские умения и навыки. Параллельно провожу работу над выработкой умения осознанно читать, ясно воспринимать содержание прочитанного. Однако подкрепленный практикой автоматизм чтения и понимание общепризнанных значений употребленных в тексте слов — еще не конечная цель обучения чтению.

Выделяем три ступени в процессе обучения чтению и пониманию текста:

1)      чтение с буквенным пониманием общеизвестных значений употребленных слов;

2)      интерпретация текста — чтение с освоением смысла, умение читать между строк, уметь видеть, какими стилистическими средствами пользовался автор;

3)      критическое чтение — оценка качества произведения, установление его художественной ценности.

Программой обучения в начальной школе предусмотрено формирование умений первой ступени. Дальнейшее закрепление этих умений и начало освоения умения и навыков второй и третьей ступеней происходит в средних и старших классах.

Знакомство с элементами интерпретации текста проводится и в начальной школе. Как показала практика, ученики вполне готовы к восприятию данного материала.

Программа обучения в начальных классах предусматривает знакомство учащихся в элементарной форме с изобразительно-выразительными средствами и языком художественных произведений.

Почему же работа над смыслом прочитанного становится возможной уже в 1 классе?

К моменту поступления в школу ребенок уже имеет определенный речевой опыт и в известной мере владеет представлениями о различных подтипах разговорного и художественного языка. К семи годам он хорошо знаком с грамматическим строем языка, обиходной лексикой, кроме того, у него сложились определенные речевые образы отдельных явлений действительности.

Как сложились эти образы? Общеизвестно, что дети с момента рождения попадают в речевую среду и подвергаются утрированному воздействию взрослых. Например, представим объяснение в игровой форме процесса езды на лошади. Сажая ребенка на колени, взрослые сопровождают игру словами: «Наша дочка е-дет, е-дет на ло-ша-а-д-ке, на ло-ша-а-д-ке, е-дет, е-дет». Имитируется подсказывание, речь ритмизируется под бег лошади, слова делятся на слоги, сохраняя ритм. Короткие слоги удлиняются. Таким образом, речь взрослого дает представление о скачущей лошадке и всаднике, формирует речевой образ-отношение «езда на лошади». Опыт восприятия подобных языковых описаний фактов деятельности к 7 годам у детей достаточно велик.

Этот способ создает чувственно-эстетический образ, сопутствующий действию. Непрямой способ обозначения явлений роднит во множестве подобных ситуаций семейное воспитание со школьным обучением на материале художественно-литературных текстов. В дошкольный период у ребенка закладываются стереотипы речевых представлений образа действительности. Художественные тексты способствуют развитию опыта иного качества, вторичного по отношению к действительности, к ее интерпретации в системе семейного устно-речевого воспитания. Благодаря частому общению с печатным текстом и жизни в коллективе первоклассник испытывает новое отношение к знакомым предметам. Художественные тексты, представленные в книгах «Литературное чтение», «Литературное чтение (уроки слушания)», стимулируют социализацию младшего школьника, формирует его личность. «Уметь видеть мир по человечески и значит уметь видеть его глазами другого человека, глазами всех других людей» (Э. Ильенков. О воображении. — Народное образование, 1968г, № 3, с.34)

Поэтому эстетическое развитие школьников органически вписывается в круг задач, стоящих перед обучением чтению. Красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире. Научить детей видеть эту красоту — задача школы. А это значит — научить их задумываться над тем, почему прочитанное вызывает определенные переживания, научить воспринимать художественную форму в единстве с содержанием, подготовить к эстетической интерпретации средств выражения в тексте.

Работа над эстетикой художественного текста входит в задачи всего курса общеобразовательной школы. Основные, элементарные умения в этой области, в том числе и способность видеть художественность, необходимо, на мой взгляд, дать уже в начальных классах.

Понятие «художественность» и соответствующее ему чувство художественности достаточно сложны. В работе с первоклассниками целесообразно ориентироваться на то, что наиболее доступно детям. Это в первую очередь так называемая актуализация средств художественного текста. Под актуализацией имеется в виду использование языковых средств, которые воспринимаются как что-то необычное. Знакомить детей с термином «актуализация» не стоит, нецелесообразно. Однако выработка адекватности (совпадения) восприятия актуализированных мест стихотворения, «реакций на красоту» не только желательна, но и возможна. Именно с них начинается для младшего школьника путь эстетического освоения действительности посредством текста.

Урок, посвященный наблюдениям над средствами художественности произведения, начинается с чтения его учителем. Конечно, эмоционально заинтересованные учащиеся приступают к самостоятельному изучению содержания. Обмен первыми впечатлениями проходит по вопросам: понравилось ли произведение? А герои понравились? Какими были герои? Первоклассники начинают задумываться, так как готового ответа в тексте нет. Ожидается, что дети дадут оценку персонажей. основываясь на сюжетном анализе поступков героев и своем личном опыте. И ответы находятся. Эти ответы показывают, что социальный опыт учащихся достаточен для вынесения самостоятельной оценки личности по ее деятельности.

Возьмем произведение С. Михалкова «А что у вас?» и предложим детям ситуацию, которая заставит детей размышлять над смыслом прочитанного:

— Любят ли малыши своих мам?

Конечно, дети ответят «да». Приняв это решение, учащиеся как бы подтверждают, что они справились с первой ступенью понимания, то есть осмыслили значения и связи слов, составляющих текст, и вышли ко второму рубежу, то есть к частному смыслу: «малыши любят своих мам».

Следующий вопрос создает ситуацию, при которой первоклассники должны не только обратить свое внимание на форму текста, но и опереться на свое прошлое, то есть свой жизненный опыт. Ведь уже в семейном воспитании дети сталкивались со сходной ситуацией. Поэтому здесь необходим вопрос, который помог бы им восстановить тот путь, по которому они пришли к положительному ответу: как вы узнали, что малыши любят своих мам? Перед детьми встает задача выбрать из текста те части, которые служат основанием для утверждения, что «малыши любят своих мам», например:

…наша мама

Отправляются в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

Существенно, что содержание этой части стихотворения не дает прямого доказательства любви маленьких героев к мамам. Однако С. Михалков построил ее так, что первоклассники в состоянии выделить в ней такой частный смысл, как «гордость за маму». Имеющийся у ребенка социальный опыт подводит его к предложению: «если человек гордится кем-то, то вполне вероятно, что он любит его (тем более, если этот человек — мама)».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что первоклассники не только в состоянии понять смысл текста, но и объяснить некоторые причины этого понимания. Фактически подобное обоснование строится на обращении младшего школьника к личному языковому опыту, который он накопил. Соотнося форму ми содержание звучащего текста. В условиях семейного общения.

Проводим словарную работу:

пилот, лётчик, инженер, повар, портниха, водитель, врач, шофёр, доктор

—Каким одним словом можно сказать об этих названиях?

— Профессия.

Это словарное слово

Прочитайте, что обозначает это слово, как вы думаете, какие ошибкоопасные места встречаются в этом слове?

Учитель: А Вы знаете, как называется то, о чем делятся ребята? (Новости)

Новости бывают важными и не очень важными, бывают свежими и не очень, Что значит, свежая новость? -А давайте, перечислим новости.

—А какие новости вам кажутся важными в стихотворении? (Мама отправляется в полет, кошка родила котят, у кого-то гость)

—А какие не очень важные? (в кармане гвоздь)

—Какие новости вы считаете свежими? (купили шар, привезли дрова)

—А какие не очень свежими? — газ. водопровод

Как мы с вами узнаем новости — то, что происходит в нашей стране и в мире?

—А какие, существуют источники новостей? (Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друг от друга, от друзей и знакомых).

—А как новости, туда попадают? (Новости сообщают журналисты).

— А как распространяются новости? А кто первый узнает об этом? Журналисты. А вы хотели бы встретиться с журналистом? А что бы у него спросили?

Дальше можно предложить ученикам побыть в роли журналиста, задать друг другу вопросы.

Методика работы над произведениями ориентирована на раскрытие красоты построения текста. Нужно ознакомить детей с приемами передачи идейного замысла писателя для того, чтобы развивать их рефлексивную способность, то есть способность размышлять, анализировать.

В результате проведенной работы над содержанием и формой произведения первоклассники делают первый шаг к осознанию художественности произведения. Это очень маленький шаг, но все же он первый. А без первого шага. Не бывает других.

 

Литература:

 

1.                 Э. Ильенков. О воображении. — Народное образование, 1968г, № 3

2.                 Т. Е.Заботина «Начальная школа». 1985г, № 7

3.                 Л. И. Филатова Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle