Библиографическое описание:

Булавко О. В., Пепеляева А. П., Мурий Н. П., Поединок Е. А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 221-223.

 

В настоящее время очевидным становится то, что успехи и благополучие любой страны во многом определяются качеством ее человеческого потенциала уровнем образованности и компетентности специалистов различных сфер деятельности. При этом совершенно ясно, что качественный продукт может быть получен только в результате труда качественно подготовленных людей. Следовательно, образование является начальным этапом совокупности связанных между собой действий по управлению качеством в любой сфере человеческой деятельности, хотя большинство исследователей и специалистов до сих пор сосредоточивают свое внимание на технической стороне дела. Однако уже в современных условиях, внимание должно уделяться не только производственным процессам, но и совершенствованию системы управления в целом, вовлечению сотрудников в их обучение, повышению заинтересованности людей в высококачественном труде и своей квалификации.

Российская система образования в очередной раз находится на пороге нового этапа кардинального реформирования. Образовательная политика сегодня в стране строится по двум альтернативным стратегическим направлениям. Одно из них связано со стратегией выживания, то есть с сохранением («неуничтожением») существующего уровня состояния образования. Другое со стратегией развития, отрицания стремительно устаревающих привычных форм деятельности, предполагающей инновационные подходы к содержанию, формам, методам обучения; поиск оптимального соотношения государственного и социального заказа высшей школы.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности» [2].

Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», фундаментом для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности. Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях, то есть они становятся универсальными.

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинули ряд новых проблем и направлений развития высшего образования:

-                   работа над развитием ключевых компетенций в учебном процессе (на занятиях по общепрофессиональной и специальной подготовке);

-                   подготовка преподавательского состава к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся;

-                   разработка критериев и технологий оценки качества высшего образования с позиции компетентностного подхода.

Понятие «Компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании.

Одной стороны, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

С другой стороны, компетентностный подход в подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. [3].

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции не связаны с конкретным рабочим местом, они основываются на свойствах конкретной личности. В трудовой жизни они считаются компетенциями сотрудника, выходящими за профессиональные рамки. Благодаря им, сотрудник в состоянии свои профессиональные и общие знания творчески соотносить с постоянно меняющимися профессиональными ситуациями в совместной работе с другими членами общества.

Социально-личностные, экономические и организационно управленческие, общенаучные и общетехнические компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению образования в сфере высшего или дополнительного образования.

Общепрофессиональные и специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для работы с конкретными объектами и предметами труда.

Основой формирования всех компетенций являются профессиональные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественнонаучных и математических дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той, или иной компетенции. Необходимо моделировать (задавать или создавать) параметры среды, ситуации деятельности, в которой формируются и развиваются определенные компетентности. [1].

Выпускник должен иметь следующий набор ключевых компетенций:

-                   Социально-личностные;

-                   Экономические организационно-управленческие;

-                   Общенаучные;

-                   Общетехнические;

-                   Общепрофессиональные;

-                   Специальные.

Для достижения этих компетенций необходимо совершенствование образовательных технологий:

-          перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его студентоцентрированной направленности;

-          отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего;

-          использование модульной организации основных образовательных программ;

-          увеличение степени свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.

Таким образом, компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи.

На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у студента ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования. [4].

Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие здесь различных точек зрения. Согласно первой точке зрения «профессиональная компетентность — это интегративное понятие включающее три слагаемых — мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления». Вторая точка зрения состоит в рассмотрении профессиональной компетентности как системы их трех компонентов: социальная компетентность (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения); специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); индивидуальная компетентность (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций). Третья точка зрения, разделяемая нами состоит в определении профессиональной компетентности как совокупности двух компонентов: профессионально-технологической подготовленности, означающей владение технологиями и компонента, имеющего надпрофессиональный характер, но необходимого каждому специалисту — ключевых компетенций. [5].

Нередко компетентность рассматривают как синоним качества подготовки. Рассмотрим их соотношение. На наш взгляд, соотношение между качеством подготовки специалиста и компетентностью специалиста такое же, как между общим и частным. Качество подготовки специалиста — понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение к подготовке специалиста. Это многоуровневое явление. Можно говорить о качестве на федеральном, региональном, институциональном, личностном уровнях. Можно говорить о качестве результата и качестве процесса, качестве проекта (или модели подготовки), которые ведут к результату. И так далее.

В сущностном, содержательном плане понятие «качество подготовки специалиста» богаче, шире по своему объему, чем понятие «компетентность специалиста». С другой стороны, качество и компетентность могут находиться в отношениях «средство, условие — цель». Качественные цели, содержание, формы, методы и средства, условия подготовки являются необходимой гарантией формирования компетентностного специалиста.

Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество — ко всем компонентам структуры. Компетентность — характеристика качества цели.

Важный вопрос — о месте компетентностного подхода. Заменяет ли он традиционный, академический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов. С нашей точки зрения (и она согласуется с приведенными выше определениями профессиональной компетентности), компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода — главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса — содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь — это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

 

Литература:

 

1.         Болотов В. А. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 3.

2.         Давыдов Л. Д. Использование компетентностной модели специалиста в формировании содержания профессионального образования: историко-педагогический аспект. Методическое пособие. — М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2004.

3.         Давыдов Л. Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования //Среднее профессиональное образование.-2006.-№ 9.

4.         Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.

5.         Кожевникова Т. А. Компетентностный подход в образовании // Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития науки и образования». — Мурманск: БИЭПП, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle