Библиографическое описание:

Ухарских Т. В. Традиционные и вариативные формы взаимодействия семьи и школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 106-109.

Проблема взаимоотношений между семьей и школой существует- это неоспоримый факт. По сложившейся традиции родители считают, что именно школа обязана воспитывать ребенка, а родители — обеспечивать всем необходимым для жизни. И как сложно классному руководителю найти те точки соприкосновения, которые помогут ему и родителям достичь взаимопонимания в вопросах воспитания. Несомненно одно, наличие тесных связей между семьей и школой — залог успешного воспитательного процесса. «При хорошо организованном взаимодействии школа и семья становятся реальными партнерами, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи» [1]. Сегодня в образовательном процессе на первое место вышла разработка стандартов, в том числе стандартов воспитания. Общество ставит перед школой задачи, которые без помощи и поддержки родителей, их личной заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Таким образом, возникает необходимость по созданию вокруг детей общего педагогического «поля» для решения вопросов воспитания.

Проблемы в вопросах взаимодействия семьи и школы возникли не сегодня и даже не вчера. Планируя работу с семьей, считаю необходимым определить приоритетные вопросы деятельности:

1.                  Изучение особенностей семейного дошкольного и школьного воспитания.

2.                  Педагогическое и психологическое сопровождение семьи по вопросам воспитания.

3.                  Привлечением родителей к организации воспитательной работы в классе.

Для организации эффективного сотрудничества между школой и семьей можно руководствоваться следующим алгоритмом:

Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Этап 2. Проведение социально-педагогической и психологической диагностики. Обработка результатов. Установление вопросов, требующих пристального внимания со стороны школы.

Этап 3. Выбор форм и методов работы с семьей.

Этап 4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс классного коллектива.

Современный классный руководитель использует проверенные временем формы и методы работы и находит новые. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Проводя собрание, классный руководитель получает возможность одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Не секрет, что посещаемость родительских собраний снижается из года в год.

 

Результаты опроса показали, что большинство респондентов отметили две причины по которым не смогли посетить собрание: формальность проведения собраний (учитель говорит в общих чертах и о всех, а после собрания приходится узнавать именно о своем ребенке) и невозможность уйти с работы (большинство работает в отдаленных местах от школы, что значительно увеличивает время для посещения собрания). Рассмотрим указанные причины и возможности их решения.

Действительно, нельзя сводить родительское собрание до банального «разбора полетов» по вопросам успеваемости и поведения обучающихся. Собрание должно приносить результат как учителю, так и родителям. А это возможно при проведении предварительной подготовительной работы:

а)     выбор темы собрания;

б)     определение целей. задач;

в)     определение вида, формы родительского собрания;

г)     приглашение родителей и других участников собрания;

д)     разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток;

е)     оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Выбор темы собрания. Выбор темы должен быть актуален в данном классе, соответствовать возрастным особенностям детей, направлен на решение наиболее значимых вопросов развития личности младшего школьника.

Определение целей собрания. Выбирая ту или иную тему необходимо знать, с какой целью мы проводим собрание.

Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. Современный классный руководитель в своей практике использует традиционные формы проведения собраний (диспут, конференция, практикум, деловая игра), так и ищет новые (использование ИКТ).

Приглашение родителей и других участников собрания. В начальной школе дети наиболее заинтересованы в посещении собрания родителями: делаем с учениками приглашения, с обязательной записью темы, целей.

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток. Обязательным элементом собрания является решение. «Это последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы» [1]. Решение может иметь не только «классическую» форму — в виде перечня планируемых действий и участников, но и быть представленными в форме рекомендаций или памяток для родителей. В своей практике на протяжении нескольких лет использую «Листок успеха ученика».

Русский язык, литературное чтение

Математика, Окружающий мир

Технология, изобразительное искусство и т. д.

Нравственные качества

Умеет:

Рекомендации:

 

 

 

Отзывы, пожелания родителей

 

Каждый классный руководитель знает, что на собрании нельзя сравнивать успехи и неудачи учеников, рассказывать о их поступках и проступках, не называть фамилии тех у кого есть проблемы и не поощрять активных ребят. Тогда как донести родителям информацию именно о их ребенке? Считаю возможным использовать данную форму взаимодействия с родителями.

«Листок успеха» составляю на каждого ученика и передаю родителям на собрании к ознакомлению. Как видно из таблицы, он содержит информацию по всем предметам учебного плана обучающегося начальной школы и, более того, позволяет рассказать и о нравственной стороне вопросов воспитания, социализации, психологии и т. д. В конце каждого столбца предусмотрены рекомендации для решения той или иной ситуации, что так необходимо родителям. Проблема не только обозначена, но и предложены пути ее решения. А значит есть надежда, что собрание не прошло безрезультатно. Родители берут «Листок успеха» домой и в течение недели возвращают с отзывами, пожеланиями. Данная форма работы позволяет учителю в корректной форме дать полную информацию родителям о успехах и проблемах их ребенка. Нет необходимости оставлять после собрания родителей, приглашать дополнительно, тратить время на телефонные беседы.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В соответствии с выбранной формой собрания организуем помещение: расставляем мебель, размещаем творческие работы детей, используя их портфолио (рисунки, фотографии, сообщения). Возможно использование и ИКТ: звучание тихой музыки, произвольный показ картинок «Школьные мгновения».

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют классному руководителю быть уверенным в том, что родительское собрание состоится в следующий раз, окажется полезным для родителей и других его участников.

Перейдем к следующей причине снижения посещаемости собраний родителями: банальная нехватка времени или невозможность прийти на собрание (40 % респондентов — это мамы, находящиеся в декретном отпуске). В данном случае использую ИКТ.

Использование ИКТ. Возможности информационно-коммуникационных технологий в современной начальной школе позволили создать:

-        Тематические электронные интерактивные плакаты (электронная почта).

-        Электронное письмо родителям («Листок успеха обучающегося»)

-        Родительский форум.

-        Офлайн — конференции.

В перспективе проведение онлайн — собрания. Возможности изучения материала собрания в удобное для родителей время и обсуждения в режиме конференции позволяют найти те самые точки соприкосновения в вопросах воспитания, о которых говорилось выше. Данный процесс внедрения электронных форм взаимодействия с семье нельзя расценивать как вытеснение традиционных: речь идет о расширении образовательных возможностей школы.

«Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий» [2]. Классный руководитель должен воспитывать с помощью книг, с опорой на мудрость, опыт коллег — нельзя ошибаться в вопросах воспитания, такие ошибки невозможно исправить. Самое важное для учителя, классного руководителя — искать и понимать причины своих успехов и неудач, научиться предвидеть результаты своих действий и выбирать действия наиэффективнейшие. Именно в начальной школе закладываются традиции взаимоотношений между школой и семьей: формальные или партнерские, положительные или отрицательные.

 

Литература:

 

1.          Подласый И. П.: учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец.психологии/ И. П. Подласый — 3-е изд., стер. — М.: Aкадемия, 1999.–394 с.

2.          Макарова В. И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова // Российский педиатрический журнал. — 2000. — № 3. — С. 60–62.

3.          Юсупова Н. П. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Н. П. Юсупова, Е. Ю. Плетнева // Сибирский учитель — научно-методический журнал. — 2005. — № 4 (40).

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle