Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 08.11.2014

Статья просмотрена: 2760 раз

Библиографическое описание:

Плакущая, Г. А. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Г. А. Плакущая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6484/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

Дошкольное детство — яркий период жизни человека, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего невозможно воспитать полноценную личность. Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование народного искусства и разнообразных видов художественной деятельности дошкольников. Исходя из этого, работу свою строю на основе «Трёх богатырей» народной культуры.

«Три богатыря» народной культуры:

-             Устное народное творчество

-             потешки, пеструшки, прибаутки;

-             скороговорки;

-             пословицы, поговорки;

-             сказки;

-             загадки;

-             героический эпос;

-             сатирический фольклор (дразнилки, поддёвки, небылицы-перевёртыши);

-             Музыкальный фольклор.

-             хороводные песни (игровые, плясовые);

-             детские песни (пестушки, колыбельные, потешки),

-             шуточные песни (частушки, небылицы, прибаутки);

-             календарные (заклички, приговорки, трудовые, гадальные).

-             хороводные игры,

-             обрядовые игры;

-             подвижные игры

-             Декоративно — прикладное искусство.

-             народные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская,семёновская матрёшка);

-             посуда (хохлома, городец, гжель, жостово);

-             предметы быта (рушники, колыбельки, половики).

Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с детьми использую в интегрированной форме, как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности в различных моментах жизни детей (игра, прогулка, театрализованная и изобразительная деятельность, досуги и др.).

Для осуществления интегрированного подхода, разнообразные виды народного искусства использую в трёх направлениях:

1.             Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы, музыкальное сопровождение деятельности детей, чтение, игры и т. д.).

2.             Включение народного искусства в содержание образовательной деятельности (знакомство с разными видами искусства, событиями, явлениями).

3.             Включение народного искусства в разные виды изобразительной деятельности с целью развития детского художественного творчества.

Именно такой подход к использованию народного искусства в педагогическом процессе способствует тому, что у детей обогащаются знания и представления о народной культуре, её духовном богатстве и дети с интересом и увлечением осваивают виды народного искусства.

Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере. В своей группе оформила «уголок русской избы», чтобы сделать процесс ознакомления детей с русской культурой интересным и увлекательным. Почетное место в избе занимает макет русской печи, имитированный под кирпичную кладку, ведь в старину говорили: «Без печи нет избы». Атмосферу старины в избе помогает воссоздать домашняя утварь: деревянный стол, лавка, колыбелька для малыша, зыбка, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор — плетень. Представлена коллекция декоративно-прикладного искусства России: игрушки из глины — дымковская, филимоновская, предметы быта из Хохоломы, Палеха, Гжели; куклы в русских костюмах, куклы из соломы и тряпичные. Интерьер «избы» постоянен, меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения, соответствующие обрядовым праздникам. Здесь ребята могут поиграть с предметами народного быта, сделать похожие, почувствовать себя приобщённым к «преданьям старины глубокой».

Начало ознакомления детей с русской культурой наиболее значимый период, нужно было построить его таким образом, чтобы дети дальше шли с удовольствием и желанием. Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Огромной любовью у детей, конечно, пользуется сказка, так как в первую очередь она воздействует на ребёнка эмоционально. Сказка вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Знакомя детей со сказками, я заметила, как обогащается их речь эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети стали употреблять выражения из сказок: «красна девица», «добрый молодец», «встань передо мной, как лист перед травой» и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках ребёнок познаёт правила общения, «нравственный кодекс» народа, знакомится с традициями.

Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью разыгрывала сценки пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, Вместе с детьми разбирались, чему же учит та или иная пословица. У детей обогатилась речь за счёт включения пословиц и поговорок в игры- драматизации, сочинение сказок, в общение друг с другом.

О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки и колыбельные песенки с самого раннего возраста. Поэтому, в своей работе потешки включаю не только в занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки и потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, поэтому, как и пословицы и поговорки они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим.

Таким образом, знакомство детей с устным народным творчеством способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, приобщению их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Основной задачей по знакомству детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства выделила для себя — познакомить детей с разнообразными видами народной росписи, показать их красоту, своеобразие, вызвать желание научиться воспроизводить узоры, созданные народными мастерами, а также создавать свои композиции на их основе. Знакомство с русским народным прикладным искусством начала с знакомства детей с игрушками: матрешками, дымковской, филимоновской, каргопольской. Сама красота, яркость и привлекательность этих игрушек притягивает внимание детей с младшего возраста. Постепенно ребят подвела к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети играют и пытаются воссоздать сначала элемент росписи (волнистые линии, кружки, кольца), затем предмет игрушки (кокошник, фартук, юбка). В старшем дошкольном возрасте сначала знакомила с историей её возникновения и сведениями о мастерах. На последующих занятиях дети стараются сначала создать игрушку (лошадка, барышня, олешек, барашек, козлик), а затем её расписать. Дети получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами.

Работу по ознакомлению с декоративно — прикладным искусством выстраивала таким образом, чтобы задачи усложнялись поэтапно. Начинали с оформления выставки посуды, на которой дети могли посмотреть, потрогать посуду разных мастеров. Из них предлагала выбрать понравившуюся и рассказать о своем выборе. Выразительность росписи не оставляла пассивными никого из детей. Дети отмечали, за что им понравилась посуда, выражали желание попробовать свои умения расписать посуду. Изучив сочетания цветов в росписи, расположение элементов, её индивидуальность, предлагала роль народных мастеров, и дети трудились над выбранной посудой с интересом и увлеченностью. Готовые работы детей оформлялись в выставки, что еще больше развивает интерес и эмоциональную отзывчивость к русскому прикладному искусству. Большой интерес дети проявили к изготовлению книжек-малышек, создавая которые дети иллюстрировали загадки, пословицы и поговорки, рисовали народные игрушки. Затем готовые книжки подарили малышам.

Для поддержания интереса детей к народным промыслам организовала кружок «Веселая ниточка». На занятиях дети знакомятся с вышивкой и учатся изначальным азам этой увлекательной работы: знакомятся с нитками, умению создать узор, предмет из ниток разной фактуры и цвета. Собран материал для ознакомления детей с народной вышивкой: вышитые полотенца, рушники, салфетки, шторки, подзоры для кровати и многое другое.

Для естественного, непосредственного вхождения ребёнка в мир народной культуры использую игру. Ведь именно игра может сделать это вхождение желанным, занимательным, эмоционально окрашенным. Игровая культура России — одна из самых богатых в мире. Однако, русские народные игры, почти исчезли из детства, а ведь на них выросла вся Россия и они тоже являются национальным богатством. Я поставила себе задачу устранить данную несправедливость через разучивание с детьми русских народных игр. Дети с интересом начали осваивать новые для них игры, ведь они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Наиболее любимыми детьми стали игры: «Снежная баба», «Золотые ворота», «Ручеек», «Шёл козёл по лесу», «Горелки» и др. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Игры используем как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. Ведь хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрального действа и хореографии. Немало их разучено на музыкальных занятиях и используется в развлечениях, игровой деятельности детей.

Различные виды народного искусства наиболее полно отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует целостности, законченности во всём. Поэтому в своей работе широко использую взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественными образами другого. Так, на занятиях по декоративно-прикладному искусству использую сказки, былины, потешки, народную музыку, на занятиях по рисованию предлагала детям изобразить потешки, используя определённый стиль народной росписи, а для активизации речевой деятельности детям предлагалось составить загадки по своим рисункам.

Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

При планировании я учитываю темы, посвящённые русской культуре, в соответствии с народным календарём. Благодаря использованию метода проекта изучение каждой темы носит комплексный характер и проходит через различные занятия: речевые, познавательные, музыкальные, художественно- продуктивные, в ходе которых дети знакомятся с историей, обычаями, бытом народа и с помощью фольклора усваивают этические и эстетические нормы, Изучение темы завершается презентацией в форме праздника, колядования, посиделок или массовых гуляний Я считаю, что комплексный подход очень важен, так как только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами с увлечением готовят праздник, он приносит положительные результаты и подводит итог всей предшествующей работе и детей, и взрослых. Начиная со средней группы знакомлю детей с обрядовыми календарными праздниками: Осенины, Рождество, Масленица, Пасха. Такие праздники вносят радость и духовную красоту в жизнь детей.

На моё начинание с удовольствием откликнулись родители — помогли сшить сарафаны и косоворотки, изготовили народные шумовые инструменты, помогли в создании предметной среды, принося старинные предметы, вместе готовим атрибуты к играм, заучиваем заклички, готовим костюмы и даже сладости и выпечку. Для установления партнёрских отношений, общности интересов детей и родителей практикую в своей работе проведение совместных посиделок, народных праздников, где родители с большим желанием поют русские песни, частушки, водят хороводы и раскрываются с новой стороны своим детям. Такая форма работы помогает мне сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Ценность моего опыта работы в том, что дети с удовольствием знакомятся с историей народной культуры, познают её секреты, приобретают новые знания о жизни. Анализируя свою работу, я убедилась в доступности разных видов народного искусства для детей и увидела постоянно растущий интерес к нему. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощены, любознательны, доброжелательны, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

 

Литература:

 

1.                  Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998..

2.                  Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. — М.: Пед. общество России, 2000.

3.                  Методические советы к программе «Детство». — СПб: «Детство-Пресс», 2001.

4.                  Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

 

Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, занятие, знакомство детей, ознакомление детей, прикладное искусство.

Похожие статьи

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие. Устное народное творчество как средство воспитания и...

Использование народных художественных промыслов России...

Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке...»

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором.

Похожие статьи

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие. Устное народное творчество как средство воспитания и...

Использование народных художественных промыслов России...

Важной составной частью национальной культуры является народное искусство, в том числе — народные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из действенных средств в воспитании детей.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Поэтому на современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Возникла необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, испытывал гордость за свою Родину.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке...»

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором.