Библиографическое описание:

Мазуренко О. В., Сидорова Е. Н. Воспитание любви к природе родного края в педагогическом процессе детского сада [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 167-169.

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо «сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения» [3, с. 9]. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

В связи с этим внимание к задаче формирования у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям не ослабевает, сам процесс формирования этнокультурной осведомленности детей становится одним из приоритетных направлений воспитания, нацеленным на становление личности с позитивной этноидентичностью, толерантной, ориентированной на успешную адаптацию в полиэтнической среде [1; 2].

Этнокультурное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.

Формирование чувства патриотизма происходит постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Обобщение педагогического опыта авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой, изложенного в «Концепции этнокультурного образования в Российской Федерации» [4], способствовало замыслу и созданию серии мероприятий и занятий для дошкольников по изучению природы мордовского края.

Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. В групповых уголках природы благодаря родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира мордовской земли.

В октябре в детском саду традиционно проходит цикл занятий «Мордовский лес полон чудес», в рамках которого дети получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными изменениями в природе, приметами, выходят на учебную экологическую тропу детского сада.

Продемонстрируем возможный вариант познавательного занятия в подготовительной группе на тему «Путешествие в мордовский лес».

Цель: познакомить детей с природой мордовского края.

Задачи:

-        расширить представления детей о растениях и животных мордовского леса;

-        активизировать словарный запас детей;

-        закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах;

-        воспитывать бережное отношение к природе родного края;

НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята (стук в дверь). Кто это? (это слон). Как ты тут очутился?

Слон: Вы знаете, ребята, я очень любопытный, и мне интересно знать, как живут звери в вашем родном крае.

Воспитатель: Дети, а как называется наш край? (Республика Мордовия). Давайте вместе со слоником отправимся в путешествие в мордовский лес. Ну что же, давайте усядемся поудобнее и поедем. А на чем мы поедем? Чтобы это узнать, мы должны с вами собрать вот эту картинку (дети складывают разрезную картинку автобуса).

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Посмотрите, как много деревьев вокруг. Угадайте, что это за деревья? Внимательно слушайте мои подсказки:

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Березы)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Зимой и летом -

Одним цветом.

(Ель)

После каждой отгаданной загадки воспитатель выставляет картинку с изображением дерева.

Воспитатель: Вот видишь, милый слоник, как много разных деревьев в нашем лесу.

Дидактические игры «С какого дерева плод», «С какого дерева листик»

Воспитатель: Дети, а что еще растет в лесу? (загадки о растениях, ягодах, цветах с показом картинок).

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

По легенде, мой цветок

Клады открывает.

Говорят, что раз в году

Чудо то бывает.

Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!

(Папоротник)

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте с вами ненадолго превратимся в деревья. Повторяйте за мной все движения.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два-наклон,

Зашумит листвою он.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Слон: Ой, а что это я нашел?

Воспитатель: Посмотрите, что нашел слон? (это гриб).

Слон: А я слышал, что грибы можно есть, и я сейчас его съем!

Воспитатель: Дети, скажите, можно ли есть этот гриб? (нет, он не съедобный!) Как он называется? (мухомор). Ребята, давайте расскажем нашему другу, какие грибы еще нельзя есть.

Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы»

Воспитатель: Молодцы!

Слон: Спасибо вам! А есть ли в вашем чудесном лесу животные?

Воспитатель: Конечно. Давайте я буду называть вам разных животных, как только вы услышите то животное, которое живет в нашем лесу, в Мордовии, то вы хлопните в ладоши.

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост».

Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Слон: Спасибо вам, ребята, за интересную прогулку. Мне у вас очень понравилось. А у вас растут бананы, очень уж я их люблю? (ответы детей). Ну что ж, ребята, тогда я отправляюсь домой.

Слон раздает детям бананы.

Таким образом, в процессе реализуемого цикла занятий дошкольники получают возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических чувств к своей малой родине значительно интенсифицируется.

 

Литература:

 

1.         Винокурова, Н. В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой / Н. В. Винокурова, О. В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12103 (дата обращения: 16.03.2014).

2.         Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». URL: http://rg.rupril/83/84/78/1292_koncepciia.pdf

3.         Шейко, Н. Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие / Н. Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 7. — С. 6–17.

4.         Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Л. В. Ершова. — Шуя: Весть, ШГПУ, 2006. — 23 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle