Библиографическое описание:

Волкова А. С., Болкунова В. В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 149-151.

 

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода со стороны родителей в первую очередь. Правильно настроить малыша, подготовить его эмоционально к посещению первого социального института в его жизни. На протяжении всего периода поддерживать малыша и интересоваться его жизнью в группе дошкольного учреждения.

Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку. Как подготовить не только детей, но и родителей к периоду адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, мы рассмотрим в этой статье.

Первое с чего стоит начать это конечно подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически, родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни малыша. Например, проходя мимо здания детского сада, рассказать ребёнку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Приходить на прогулку на территорию дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом ребёнок ещё не входя в само здание уже начнёт привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Далее следует родителям пройти экскурсию по всему зданию и познакомиться с детским садом и его сотрудниками. Всё это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — это период ознакомления. С момента, когда ребёнок начнёт оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада.

Первая сложность для малыша в период адаптации это остаться без родителей с «чужими людьми», как бы не рассказывали родители ребёнку о том, какие хорошие воспитатели для ребёнка они ещё не знакомы, поэтому важно для педагога установить эмоциональный контакт с ребёнком, стать человеком его ближайшего окружения. Но воспитатель не родственник и субординация в отношениях с ребёнком, безусловно, должна присутствовать. Воспитатель  — это прежде всего педагог, который в равной степени распределяет своё внимание между всеми детьми в группе. Родителям не стоит уходить из дошкольного учреждения, пока их малыш не освоился в группе. Родители не должны находиться в помещении самой группы, но могут подождать за её пределами. Для того, чтобы успокоить плачущего ребёнка, все средства хороши, например, можно позвонить по телефону и дать поговорить малышу с мамой, услышав её голос по громкой связи малыш успокоится. К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход, кто-то из детей более сильно эмоционально привязан к родителям, кто-то гораздо меньше. Это не всегда зависит, как показывает практика, от того с кем ребёнок проживает или проводит большее количество времени. Есть дети от природы более контактные или открытые к новому, благодаря членам семьи, их позитивному настрою. Не важно, на самом деле, с кем проживает ребёнок с одной мамой, бабушкой или в большой семье с братьями, сестрами и так далее, важно внимание взрослых к самому ребёнку и уважительное отношение к его личности, к его потребностям. Приходя в группу детского сада ребёнок эмоционально воспринимает неизвестное как с позитивом, так и с осторожностью, но всегда с любопытством. Педагогам важно правильно скорректировать различный эмоциональный настрой малышей и расположить всех доброжелательной обстановкой.

Родители, оставляя ребёнка, также испытывают высокую тревожность. Для них важно подробное информирование о том, как ребёнок себя вел в их отсутствие, на что им обратить внимание. Например, ребёнок скучал, как быстро он включился в игру, как взаимодействовал с другими детьми, с сотрудниками дошкольного учреждения, что ребёнку интересно в развивающей среде группы. Конечно все особенности психики, интересов и привычек малыша предварительно выясняют у родителей и законных представителей ребёнка, проводя анкетирование и в беседах. В новых условиях у детей иногда проявляется интерес к ранее равнодушной деятельности. Ребёнок, который не особенно проявлял интерес к рисованию дома, вдруг садится и начинает рисовать, здесь стоит обратить внимание психолога на его рисунки, они могут раскрыть его эмоциональные переживания, может быть таким образом, то есть рисуя, ребёнок избегает контакта с другими детьми. Важно вовремя обратить внимание на особенности поведения малыша, чтобы помочь ему преодолеть период адаптации.

Период адаптации должен сопровождаться эмоционально положительным состоянием малыша. Если при расставании ребёнок начинает плакать, значит, не было со стороны родителей должной подготовки. Если родители дали правильные установки малышу об интересе к общению, познанию, то такие дети быстрее включаются в игровую деятельность, начинают проявлять познавательный интерес к игрушкам, предметам, они начинают любознательно обследовать новую территорию и не замечают, как быстро пролетает время, и родители приходят за малышом, который ещё не наигрался. Объяснения ребёнку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. У ребёнка возникает противоречие между «хочу» и «надо», взрослые должны создать условия, чтобы ребёнок захотел посещать детский сад. Ребёнок идёт в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время в отличной от домашней обстановки, поиграть со сверстниками, приобрести различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать, всё это и многое другое ребёнку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, для этого создаётся развивающая среда.

Развивающая среда в группе младшего дошкольного возраста должна быть насыщенной и отвечать всем потребностям ребёнка, всё, что находится в доступе для малышей, способствует их развитию и конечно играет важную роль в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Для детей со сложной адаптацией можно рекомендовать брать с собой из дома любимую игрушку, у него будет ощущение, что он не один, постепенно он всё меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдёт, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома.

Также при сложной адаптации особенно эффективны игрушки музыкальные. Дети реагируют положительно на любые звуки, особенно если эти звуки они извлекают самостоятельно, маракасы, бубенцы, бубны, трещотки и другие шумовые и музыкальные инструменты положительно влияют на эмоциональное состояние детей.

При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать, то помощник воспитателя должен оказывать необходимую помощь, например если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Дети которые не успевают быстро одеваться, должны тратить столько времени на одевание, сколько им нужно, таким образом соблюдается принцип постепенности привыкания к режимным моментам детского сада. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться, только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, это способствует развитию самостоятельности у малышей.

В период трёх лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Этот фактор необходимо задействовать и в период адаптации. Родителям необходимо хвалить и поощрять малыша за проявления его самостоятельности. В психике ребёнка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в этот период необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей «кризис трёх лет» приходится учитывать и в период адаптации внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.

Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. К тому же наступает момент сравнения своего ребёнка с другими детьми. И традиционные ошибки в воспитании, сравнивать и оценивать своего ребёнка с успехами другого недопустимо, ребёнка сравнивать можно только с его собственными достижениями. Например, сравнить ребёнка, каким он пришёл в детский сад и какие у него успехи спустя месяц, насколько он стал более самостоятельный, какие у него появились навыки в самообслуживании и какой более чёткой и понятной стала его речь. Мы как педагоги должны предостеречь родителей от подобных ошибок, так как это может отрицательно сказаться на развитии психики ребёнка. Родители должны понять какая огромная ответственность лежит на их плечах и запастись терпением на весь период адаптации.

Воспитатели, рассказав родителям о том, чем занимались и как провели время дети, дают возможность задавать наводящие вопросы ребёнку, так как не все дети могут подробно рассказать и вспомнить интересные моменты. Такое общение между родителями и детьми способствует более доверительным отношениям и развивает речь малышей. Уделять развитию речи именно в этот период, когда ребёнок хочет поделиться впечатлениями, высказать свои чувства, родители могут способствовать естественному желанию ребёнка разговаривая с ним проговаривая значение слов которые он ещё не знает, как рассказать о своих эмоциях и переживаниях. Только в ситуации общения можно сформировать правильные способности коммуникации ребёнка.

Игровая деятельность ведущая у детей дошкольного возраста и эту психологическую особенность необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают малышей в игру, в свою очередь со стороны родителей необходимо сотрудничество и по возможности проводить совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада. Отводя ребёнка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребёнку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. В игре ребёнок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности. Совместная деятельность ребёнка и взрослого выстраивает более близкий контакт между ними.

Ещё один из мотивов для успешной адаптации ребёнка, могут быть такие как «помочь кому — то» кукле, или воспитателю, другим детям, или «ты очень нужен», «тебе так здесь рады», «тебя очень ждут» воспитатели, дети и так далее.

Рефлексия также важна, у детей младшего возраста должно быть место в группе, где они могут реализовать свою потребность в уединении, так как длительно находясь в постоянном контакте с другими детьми у детей случаются эмоциональные перегрузки, поэтому удобный уголок релаксации должен быть оборудован в каждой группе детей младшего возраста.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Значит необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать малышу освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями.

Психологическое состояние ребёнка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет малышу справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем находясь в состоянии стресса.

С желанием или нет ребёнок идёт в детский сад, является показателем успешной или нет адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка.

Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот прежде всего основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

 

Литература:

 

1.      Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста.- М., 1968.

2.      Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle