Библиографическое описание:

Попова Е. В., Думанова О. В. Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 182-184.

 

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую. Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений. Многие родители заявляют: “Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все”.

Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.

Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стесняет живость самой важной для растущего человека связи — связи между родителями и детьми. С течением времени меняется мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую дошкольным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и воспитателя создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Поэтому в основе сотруднического взаимодействия семьи и детского сада должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы ДОУ с родителями воспитанников отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения, определяет задачу совместных усилий воспитателя и семьи, которую можно решать разными средствами.

В планировании совместной деятельности наше дошкольное учреждение опирается на следующие принципы:

-        родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;

-        предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

-        необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Основной формой совместной работы ДОУ являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей. Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, которая во многом зависит от воспитателя.

Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к дошкольному образованию. Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности нашего дошкольного учреждения, считаю:

-        «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей жизни люди;

-        совместные открытые занятия, на которых присутствующие родители — участники действия;

-        педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;

-        дискуссии — активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;

-        коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.

Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом мы проводим самодиагностику, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане). Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.

В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и талантливых детей, их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, администрацией и обязательно с их родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

Будущее — гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно — совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей — архиважный вопрос. Талантливые люди — главное богатство общества.

Весьма желательно, чтобы усилия детского сада, а в дальнейшем и школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения.

 

Литература:

 

1.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.,1997. — 96 с.

2.      Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкина. — М.: Омега-Л, 2008. — 368с.

3.      Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 160с.

4.      Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О. В. Касперская. — Волгоград: Учитель, 2011. — 119с.

5.      Леви В. Нестандартный ребенок. — М., 1989. — 256 с.

6.      Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л. П. Дуганова. — М., 2003. — 384 с.

7.      Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М., 1996. — 96 с.

8.      Юркевич В. С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М., 1997. — С. 260–270.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle