Библиографическое описание:

Курбатова Ю. В. Теоретические аспекты формирования гендерных ориентаций у детей младшего школьного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 9-11.

 

В статье рассматриваются процессы формирования гендерных ориентаций у детей младшего школьного возраста в воспитательном процессе, совокупностьᅟ современныхᅟ подходовᅟ кᅟ воспитаниюᅟ школьниковᅟ вᅟ процессеᅟ гендернойᅟ социализации.

Ключевые слова: гендерные теории социализации, гендерныйподход, функции гендерного воспитания.

 

В настоящее время процессы формирования гендерных ориентаций у детей младшего школьного возраста в воспитательном процессе недостаточно разработаны и исследованы.

Поэтому такая проблематика привлекает огромное количество исследователей в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, так как современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, потому что это фундаментальные биосоциокультурные ее характеристики.

Приᅟ этомᅟ теоретическиеᅟ аспектыᅟ формированияᅟ гендерныхᅟ ориентацийᅟ уᅟ детейᅟ младшегоᅟ школьногоᅟ возрастаᅟ такжеᅟ имеютᅟ своюᅟ актуальность.ᅟ

Дляᅟ началаᅟ исследованияᅟ теоретическихᅟ аспектовᅟ интересным,ᅟ наᅟ нашᅟ взгляд,ᅟ являетсяᅟ ᅟ совокупностьᅟ современныхᅟ подходовᅟ кᅟ воспитаниюᅟ школьниковᅟ вᅟ процессеᅟ гендернойᅟ социализации,ᅟ которыеᅟ состоятᅟ изᅟ несколькихᅟ теорий [1, с.22]:

1.                  Теорияᅟ идентификацииᅟ основнуюᅟ рольᅟ вᅟ гендерномᅟ воспитанииᅟ детейᅟ отводитᅟ биологическимᅟ факторамᅟ иᅟ считаетᅟ основнымᅟ ееᅟ механизмомᅟ процессᅟ идентификацииᅟ ребенкаᅟ сᅟ родителями.

2.                  Теорияᅟ половойᅟ типизацииᅟ ведущуюᅟ рольᅟ отводитᅟ социальномуᅟ научениюᅟ вᅟ системеᅟ воспитательныхᅟ воздействийᅟ наᅟ ребенка.

3.                  Теорияᅟ когнитивногоᅟ развитияᅟ утверждает,ᅟ чтоᅟ принятиеᅟ ребенкомᅟ гендернойᅟ ролиᅟ являетсяᅟ следствиемᅟ развитияᅟ егоᅟ представленийᅟ оᅟ гендерныхᅟ различияхᅟ (когнитивногоᅟ усвоенияᅟ этихᅟ представлений).

4.                  Теорияᅟ гендернойᅟ схемыᅟ рассматриваетᅟ гендернуюᅟ схемуᅟ какᅟ когнитивнуюᅟ структуру,ᅟ сетьᅟ ассоциаций,ᅟ котораяᅟ организуетᅟ восприятиеᅟ индивидаᅟ иᅟ руководитᅟ им.ᅟ Детиᅟ кодируютᅟ иᅟ организуютᅟ информацию,ᅟ вᅟ томᅟ числеᅟ иᅟ информациюᅟ оᅟ себе,ᅟ поᅟ дихотомическойᅟ схемеᅟ «маскулинностьᅟ –ᅟ фемининность».

5.                  Теорияᅟ социальныхᅟ ожиданийᅟ отводитᅟ основнуюᅟ рольᅟ вᅟ формированииᅟ гендерногоᅟ поведенияᅟ социальнымᅟ ожиданиямᅟ общества,ᅟ которыеᅟ возникаютᅟ вᅟ соответствииᅟ сᅟ конкретнойᅟ социально-культурнойᅟ матрицейᅟ иᅟ находятᅟ своеᅟ отражениеᅟ вᅟ процессеᅟ воспитания.

Проведенныйᅟ анализᅟ позволяетᅟ сделатьᅟ выводᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ всеᅟ этиᅟ теорииᅟ нужноᅟ считатьᅟ неᅟ столькоᅟ альтернативными,ᅟ сколькоᅟ взаимодополнительными,ᅟ ониᅟ описываютᅟ процессᅟ воспитанияᅟ вᅟ ходеᅟ гендернойᅟ социализацииᅟ сᅟ разныхᅟ точекᅟ зрения:ᅟ теорияᅟ идентификацииᅟ –ᅟ «природы»;ᅟ теорияᅟ половойᅟ типизацииᅟ –ᅟ воспитателей;ᅟ теорияᅟ когнитивногоᅟ развитияᅟ (теорияᅟ самокатегоризации)ᅟ –ᅟ ребенка;ᅟ новаяᅟ теорияᅟ полаᅟ (теорияᅟ социальныхᅟ ожиданий)ᅟ –ᅟ общества [2, с.156].ᅟ

Вᅟ центреᅟ вниманияᅟ теорииᅟ идентификацииᅟ –ᅟ наследственность,ᅟ эмоциональныеᅟ связиᅟ иᅟ отношения;ᅟ теорияᅟ половойᅟ типизацииᅟ анализируетᅟ процессыᅟ обучения,ᅟ тренировки,ᅟ воспитания;ᅟ теорияᅟ когнитивногоᅟ развитияᅟ –ᅟ процессыᅟ самокатегоризацииᅟ мальчикаᅟ илиᅟ девочки,ᅟ формированиеᅟ гендерногоᅟ самосознания;ᅟ теорияᅟ новогоᅟ полаᅟ –ᅟ влияниеᅟ социальныхᅟ ожиданийᅟ обществаᅟ наᅟ воспитаниеᅟ гендерногоᅟ поведения.ᅟ Проблемаᅟ воспитанияᅟ младшихᅟ школьниковᅟ вᅟ процессеᅟ гендернойᅟ социализацииᅟ оченьᅟ сложнаᅟ иᅟ многограннаᅟ иᅟ имеетᅟ различныеᅟ аспектыᅟ –ᅟ физиологические,ᅟ социологические,ᅟ психологические,ᅟ педагогические.

Отметим,ᅟ чтоᅟ гендерныйᅟ подходᅟ предполагаетᅟ гармонизациюᅟ поло-ролевогоᅟ взаимодействияᅟ наᅟ основанияхᅟ эгалитаризмаᅟ какᅟ принципаᅟ равныхᅟ правᅟ иᅟ возможностейᅟ личностиᅟ независимоᅟ отᅟ половойᅟ принадлежности,ᅟ считаетᅟ С.П.ᅟ Рыковᅟ [3, с.17].ᅟ Осуществлятьᅟ гендерныйᅟ подходᅟ вᅟ образованииᅟ детейᅟ -ᅟ значитᅟ ставитьᅟ личностьᅟ иᅟ индивидуальностьᅟ ребенкаᅟ вᅟ развитииᅟ иᅟ воспитанииᅟ вышеᅟ традиционныхᅟ рамокᅟ пола.

Цельюᅟ гендерногоᅟ подходаᅟ вᅟ школеᅟ должноᅟ бытьᅟ преодолениеᅟ гендерныхᅟ стереотипов,ᅟ которыеᅟ мешаютᅟ успешномуᅟ развитиюᅟ личностиᅟ ребенка,ᅟ мальчикаᅟ иᅟ девочки.ᅟ Такᅟ Л.Н.ᅟ Надолинскаяᅟ подчеркивает,ᅟ чтоᅟ внедрениеᅟ гендерныхᅟ подходовᅟ вᅟ школеᅟ благоприятствуетᅟ развитиюᅟ партнерскихᅟ отношенийᅟ междуᅟ полами,ᅟ воспитываетᅟ ихᅟ вᅟ духеᅟ толерантностиᅟ [4, с.30].

Непосредственноᅟ вᅟ воспитанииᅟ гендерныхᅟ ориентацийᅟ имеетᅟ своейᅟ цельюᅟ созданиеᅟ такихᅟ условийᅟ дляᅟ воспитанияᅟ юношейᅟ иᅟ девушек,ᅟ вᅟ которых,ᅟ согласноᅟ А.В.ᅟ Мудрику,ᅟ ихᅟ «развитиеᅟ иᅟ духовно-ценностнаяᅟ ориентацияᅟ будутᅟ способствоватьᅟ проявлениюᅟ иᅟ позитивномуᅟ становлениюᅟ индивидуальныхᅟ маскулинных,ᅟ фемининныхᅟ иᅟ андрогинныхᅟ черт;ᅟ относительноᅟ безболезненномуᅟ приспособлениюᅟ подрастающегоᅟ поколенияᅟ кᅟ реалиямᅟ полоролевыхᅟ отношенийᅟ вᅟ обществеᅟ иᅟ эффективномуᅟ полоролевомуᅟ обособлениюᅟ вᅟ социуме»ᅟ [1, с.22].

Вᅟ отечественнойᅟ педагогикеᅟ исследовалисьᅟ различныеᅟ аспектыᅟ формированияᅟ гендерныхᅟ ориентацийᅟ уᅟ мальчиковᅟ иᅟ девочекᅟ такимиᅟ учеными,ᅟ какᅟ Д.ᅟ Н.ᅟ Исаев,ᅟ В.ᅟ Е.ᅟ Каган,ᅟ Д.ᅟ В.ᅟ Колесов,ᅟ Л.ᅟ Г.ᅟ Хрипкова,ᅟ Т.ᅟ А.ᅟ Репина,ᅟ В.ᅟ В.ᅟ Абраменкова,ᅟ ᅟ И.ᅟ С.ᅟ Кон,ᅟ А.ᅟ В.ᅟ Мудрик,ᅟ Л.ᅟ И.ᅟ Столярчук.ᅟ Анализᅟ концепцийᅟ гендерногоᅟ воспитанияᅟ детейᅟ позволяетᅟ сделатьᅟ вывод,ᅟ чтоᅟ современныеᅟ приоритетыᅟ вᅟ воспитанииᅟ мальчиковᅟ иᅟ девочекᅟ заключаютсяᅟ неᅟ вᅟ закрепленииᅟ жесткихᅟ стандартовᅟ маскулинностиᅟ иᅟ фемининности,ᅟ такᅟ какᅟ этоᅟ сегодняᅟ бесперспективно,ᅟ аᅟ вᅟ изученииᅟ потенциалаᅟ партнерскихᅟ взаимоотношенийᅟ междуᅟ мальчикамиᅟ иᅟ девочками,ᅟ юношамиᅟ иᅟ девушками,ᅟ воспитанииᅟ человеческогоᅟ вᅟ женщинеᅟ иᅟ мужчине,ᅟ вариативностиᅟ вᅟ овладенииᅟ гендернымᅟ репертуаром,ᅟ искренности,ᅟ взаимопонимании,ᅟ взаимодополнительности.

Наᅟ базеᅟ вышеназванныхᅟ теоретическихᅟ основанийᅟ гендерноеᅟ воспитаниеᅟ былоᅟ определеноᅟ намиᅟ какᅟ процессᅟ культурной,ᅟ гендернойᅟ ориентации,ᅟ идентификацииᅟ иᅟ овладенияᅟ подрастающимᅟ поколениемᅟ нравственнойᅟ культуройᅟ вᅟ сфереᅟ взаимоотношенийᅟ половᅟ вᅟ определеннойᅟ культурнойᅟ (педагогическиᅟ организованной)ᅟ среде.

Теоретическийᅟ анализᅟ показал,ᅟ что,ᅟ организуяᅟ формированиеᅟ гендерныхᅟ ориентаций,ᅟ важноᅟ понимать,ᅟ чтоᅟ анатомическиеᅟ иᅟ биологическиеᅟ особенностиᅟ являютсяᅟ лишьᅟ предпосылками,ᅟ потенциальнымиᅟ возможностямиᅟ развитияᅟ психическихᅟ особенностейᅟ мальчиковᅟ иᅟ девочек.ᅟ Этиᅟ психическиеᅟ различияᅟ вᅟ основномᅟ формируютсяᅟ подᅟ влияниемᅟ социальныхᅟ факторовᅟ –ᅟ общественнойᅟ средыᅟ иᅟ воспитания:ᅟ семьи,ᅟ соседей,ᅟ группᅟ сверстниковᅟ вᅟ школе,ᅟ педагогов.

Опираясьᅟ наᅟ исследованияᅟ Л.ᅟ И.ᅟ Столярчукᅟ [5, с.56]ᅟ иᅟ нашиᅟ исследования,ᅟ можноᅟ выделитьᅟ основныеᅟ функцииᅟ гендерногоᅟ воспитанияᅟ младшихᅟ школьников:

1.      Полоролеваяᅟ функция:ᅟ гендерноеᅟ воспитаниеᅟ школьниковᅟ способствуетᅟ освоениюᅟ гендерныхᅟ ролей,ᅟ созданиюᅟ культурыᅟ взаимоотношенийᅟ половᅟ вᅟ ходеᅟ гендернойᅟ социализации,ᅟ вᅟ контекстеᅟ реальнойᅟ жизнедеятельности,ᅟ социальныхᅟ отношений,ᅟ решаетᅟ психолого-педагогическиеᅟ иᅟ социально-педагогическиеᅟ задачи, проблемыᅟ гендернойᅟ социализацииᅟ школьников.

2.      Функцияᅟ индивидуализацииᅟ иᅟ культурнойᅟ идентификации:ᅟ гендерноеᅟ воспитаниеᅟ школьниковᅟ включаетᅟ развитиеᅟ здоровойᅟ иᅟ целостнойᅟ гендернойᅟ индивидуальности,ᅟ формированиеᅟ уᅟ мальчиковᅟ (юношей)ᅟ иᅟ девочекᅟ (девушек)ᅟ уменийᅟ адекватноᅟ осознаватьᅟ иᅟ переживатьᅟ своиᅟ гендерныеᅟ особенности;ᅟ обладатьᅟ умениямиᅟ иᅟ навыкамиᅟ гендерногоᅟ поведения,ᅟ соответствующегоᅟ культуреᅟ взаимоотношенийᅟ полов,ᅟ ориентированныхᅟ наᅟ самосовершенствованиеᅟ женскойᅟ илиᅟ мужскойᅟ индивидуальности;ᅟ обладатьᅟ умениямиᅟ установленияᅟ оптимальныхᅟ взаимоотношенийᅟ сᅟ людьмиᅟ своегоᅟ иᅟ противоположногоᅟ полаᅟ воᅟ всехᅟ сферахᅟ жизниᅟ иᅟ т.ᅟ д.

3.      Функцияᅟ саморазвития:ᅟ гендерноеᅟ воспитаниеᅟ школьниковᅟ развиваетᅟ интеллектуальную,ᅟ эмоциональную,ᅟ мотивационную,ᅟ деятельностнуюᅟ иᅟ регуляционнуюᅟ сферыᅟ обучаемых,ᅟ способствуетᅟ самореализацииᅟ девочекᅟ иᅟ мальчиков,ᅟ девушек,ᅟ юношей.ᅟ Организуяᅟ процессᅟ гендерногоᅟ воспитания,ᅟ необходимоᅟ неᅟ нарушатьᅟ естественноеᅟ развитиеᅟ школьников,ᅟ учитыватьᅟ закономерностиᅟ психосексуальногоᅟ развитияᅟ различныхᅟ возрастныхᅟ периодовᅟ девочекᅟ иᅟ мальчиков,ᅟ способствуяᅟ формированиюᅟ культурыᅟ взаимоотношенийᅟ полов.

4.      Воспитательнаяᅟ функция:ᅟ гендерноеᅟ воспитаниеᅟ школьниковᅟ можетᅟ осуществлятьсяᅟ вᅟ видеᅟ алгоритма,ᅟ включающегоᅟ следующиеᅟ педагогическиеᅟ операцииᅟ (механизмᅟ воспитания):ᅟ номинация,ᅟ инициирование,ᅟ организацияᅟ гендерногоᅟ поведения.ᅟ Структураᅟ алгоритмаᅟ остаетсяᅟ неизменнойᅟ дляᅟ младшихᅟ школьников,ᅟ подростковᅟ иᅟ старшеклассников,ᅟ меняетсяᅟ содержаниеᅟ воспитывающихᅟ ситуацийᅟ сᅟ учетомᅟ индивидуальныхᅟ иᅟ возрастныхᅟ особенностей [6, с.134].

5.      Функцияᅟ формированияᅟ опытаᅟ гендерногоᅟ поведенияᅟ означаетᅟ оказаниеᅟ детямᅟ помощиᅟ вᅟ обретенииᅟ опытаᅟ гендерногоᅟ поведения.ᅟ Организацияᅟ гендерногоᅟ поведенияᅟ можетᅟ осуществлятьсяᅟ сᅟ помощьюᅟ методовᅟ гендерногоᅟ подхода:ᅟ диалоговых,ᅟ игровых,ᅟ педагогическойᅟ поддержки,ᅟ методовᅟ созданияᅟ ситуацииᅟ выбора.

Сᅟ помощьюᅟ организацииᅟ гендерногоᅟ поведенияᅟ можноᅟ сформироватьᅟ представленияᅟ оᅟ самореализацииᅟ личностногоᅟ потенциала,ᅟ стимулироватьᅟ кᅟ самосовершенствованиюᅟ женскойᅟ иᅟ мужскойᅟ индивидуальности,ᅟ обладающейᅟ внешнимиᅟ иᅟ внутреннимиᅟ собственнымиᅟ достоинствами,ᅟ своеобразием,ᅟ неповторимостью,ᅟ образующимиᅟ гармонию,ᅟ взаимодополнительность,ᅟ целостностьᅟ воᅟ взаимоотношениях,ᅟ формироватьᅟ моделиᅟ культурногоᅟ гендерногоᅟ поведения,ᅟ формироватьᅟ способностиᅟ кᅟ саморегуляцииᅟ гендерногоᅟ поведенияᅟ иᅟ т.ᅟ д.

Изучение теоретических аспектов формирования гендерных ориентаций показало, что проблеме гендера уделяют внимание философы, социологи, психологи, педагоги, что свидетельствует о необходимости ее междисциплинарного исследования. Гендерный подход к обучению рассматривается нами как методологическое направление в организации образовательного процесса. При это основной задачей является привнесение в этот процесс соответствующих изменений на основе учета индивидуальных, личностных и социальных особенностей учащихся с целью повышения их уровня обученности.

 

Литература:

 

1.             Мудрик, А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании /А. В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. — 2012. — № 4. — С. 22.

2.             Решетников, П. Гендерные школы /П. Решетников //Народное образование. — 2011. — № 2. — С. 156–157.

3.             Рыков, С. П. Гендерные исследования в педагогике /С. П. Рыков //Педагогика. — 2001. — № 7. — С. 17–22.

4.             Надолинская, Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование /Л. Н. Надолинская //Педагогика. — 2004. — № 5. — С. 30–35.

5.             Столярчук Л. И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания. — Волгоград, 1999.

6.             Словарь гендерных терминов /Под ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация — XXI век, 2002. — 256 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle