Библиографическое описание:

Бабченко О. Я. Управление человеческими ресурсами в сфере образования с учетом разнообразия коллектива [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 54-62.

Особенности развития многообразия в образовательном учреждении

Сутью разнообразия является наличие широкого спектра различий, имеющихся в обществе. В сфере образования под многообразием понимается комбинация многих национальных групп и обоих полов, оно также включает различные религии и культуры, разные уровни физических и умственных способностей, талантов, жизненных стилей, семейных норм, языков и т. д. Некоторые эти различия являются визуально видимыми (пол человека, цвет кожи и т. п.), иные не подлежат немедленному определению (напри-мер, принадлежность человека к определенной религии или происхождению). Применяя понятие «многообразие», различия не могут быть классифицированы на «хорошие» или «плохие». Необходимо просто понимать, что они существуют.

В данном случае сложно определить четкое определение понятию «многообразие», что обусловлено тем, что существует множество различных определений одного термина и неясно, когда, в какой ситуации, каким определением и как именно пользоваться. Дан-ная ситуация является весьма опасной. Более того, корректная интерпретация определе-ния возможна лишь в случае, когда известно, кто эту интерпретацию использует в своей деятельности. Учитывая сверхсложность проблемы, с которой имеет дело сфера образова-ния, трудно выделить универсальные определения, работающие в любых ситуациях.

Любое учебное заведение представляет собой многообразную организацию. Необ-ходимо отметить, что национальные, половые, языковые, физические или умственные различия являются определяющими возможности людей. Общество наконец-то начало реагировать на проблемы многообразия, которые необходимо контролировать из-за воз-можности конфликтных ситуаций.

Рассмотрим управление многообразием в сфере образования на примере школы. В качестве одного из подходов к пониманию многообразия в школе — это представление различных групп участников образовательного процесса школы [1]:

-    школьное управление;

-    преподаватели;

-    родители;

-    ученики;

-    обслуживающий персонал;

-    руководители, имеющие отношение к микроучастку;

-    члены местного сообщества.

Каждая из вышеуказанных групп играет свою роль в жизни школы, не менее ши-рок и спектр ожиданий от нее. Если добавить рассмотрение индивидуальных различий между людьми, то становится очевидным разнообразие школьного сообщества. Так, раз-личные индивидуальные факторы включают:

-    возраст;

-    пол;

-    религиозные убеждения;

-    культурные основы;

-    функцию и позицию в школе;

-    персональный опыт и способности;

-    природные навыки и способности;

-    образовательный уровень и квалификацию;

-    семейные основы;

-    моральные ценности;

-    социальные и коммуникативные навыки;

-    академические, физические и иные потенциальные грани личного развития;

-    умственные, физические, эмоциональные и духовные запросы и т. д.

Как ранее было отмечено, потенциал многообразия заключается в том, что каждая личность является уникальной, вследствие чего, может предложить что-то уникальное для школы. Наиболее важная задача школы в управлении многообразием заключается в создании условий, позволяющих каждому индивидуума внести свой уникальный вклад в школу и развиваться самому как личность.

Управление многообразием, то есть большим количеством способностей, взглядов, культур и т. д., которые существуют в каждой школе, требуют усилий, особенно от кол-лектива, осуществляющего политику школы. Однако результаты такой деятельности для школы и для каждого так велики, что имеется смысл, чтобы прилагать данные усилий. Школа, работающая с многообразием и признающая вклад всех людей (учеников, учите-лей, родителей) в него зачастую продуктивнее иных школ, которые этого не делают. По-нимание и признание многообразия позволяет школе применять различные вклады и взгляды, вносимые каждым участником образовательного процесса. При данном под-ходе школа может обеспечить лучшее обучение и хорошую рабочую обстановку. Данные действия также способствуют тому, что школьное управление, учителя, ученики и их ро-дители работаю теснее друг с другом по достижению целей, которых школа ставит перед собой. Школы, рассматривающие многообразие людей как силу, лучше адаптируются к переменам в обществе.

Однако, приходится отметить, что на сегодняшний день школа представляется в значительной степени закрытой для сообщества. Она ориентируется только на себя, пы-таясь понять и преобразовать себя изнутри, оставаясь в плену собственных устоявшихся представлений. Тип организованности профессионалов в сфере образования приобретает все более замкнутый характер. Ведущей рамой деятельности в развитии является рамка малой технологии как средства реализации базового процесса внутри школы. Ресурсы преобразования также ограничены рамками школы.

Вызовом времени являются способности применять многообразие для целей улуч-шения дел в каждом конкретном учебном заведении и тем самым в целом в сфере образо-вания. Важным на сегодняшний день представляется заострение внимания на управлении различиями и конструктивном разрешении конфликтов. Под управлением многообразием понимается не ликвидация различий, а использование их и создание на их базе богатого и полезного опыта школьной жизни. Школам необходимо описаться на многообразия для того, чтобы в полной мере использовать опыт и возможности каждого участника образо-вательного процесса. Является необходимым научиться ценить многообразие, а не боять-ся его.

Школьные менеджеры находятся в ключевой позиции при управлении многообра-зием. Как менеджер, он может убедить других участников образовательного процесса представить себя частью богатой семьи, где каждый вносит свою лепту и ценность. Руко-водство должно знать и осознавать политику и законы, которые обеспечивают многооб-разие в образовании (например, профильное обучение, альтернативные системы обучения и т. д.). В связи с чем, необходимо разрешать конфликты таким образом, чтобы многооб-разие стало частью решения, а не частью проблемы. Многообразием представляет собой важный ресурс лидерства в сфере образования, а не его проблема. Как показывает прак-тика, понимание и применение разнообразия позволяет найти решения большинству про-блем. Управление разнообразием, в свою очередь, имеет много общества с поддержкой культуры толерантности и уважения.

В этой связи, для того, чтобы оценивать степень проявления этой культуры в многообразии школы, необходимо ответить на ряд вопросов, а именно [2]:

-    Верят ли учителя школы в то, что девочки хотят заниматься математикой во внеурочное время так же, как мальчики?

-    Проводилась ли в школе «линейка» на нескольких языках?

-    Ведет ли школа открытый диалог по вопросам многообразия?

-    Чтобы вы включили в программу культурного фестиваля в школе?

-    Что делает школа для того, чтобы представители малых народов из числа учеников и учителей чувствовали себя радушно и принятыми?

-    Какой была бы реакция в школе, если бы ребенок в индивидуальной коляс-ке решил поступать в школу?

-    Имеют ли возможность ученики школы при поддержке учителей и ровесников продвигаться со своей собственной скоростью в области освоения основ наук?

Конечно же, многообразие имеет отношение к понятию «справедливость», которое связано с тем, что честно и правильно. «Справедливость» отличается от понятия «равен-ство», обозначающее одинаковое обращение с каждым. К примеру, стараясь создать усло-вия для детей-инвалидов по их участию в школьной жизни, школа демонстрирует спра-ведливость, а не равенство. Нельзя утверждать, что мальчики и девочки имею равную возможность для изучения физики. Возможно, необходимо поощрять девочек в изучении физики больше, чем мальчиков, с целью обеспечения справедливости.

Управление многообразием не сводится только к решению проблем, которые непосредственно связаны с предубеждением и дискриминацией. Хотя для того, чтобы управлять многообразием и обеспечить равенство, школе необходимо бороться с предубеждениями и дискриминацией. Предубеждение представляется необоснованной любовью или нелюбовью к кому-то или к чему-то. Оно основывается на негативном или позитивном чувстве к чему-то характерному, что отличает или роднит одного человека с другим. К примеру, носители одного диалекта имеют предубеждения против другого языка. Дискриминация представляет собой более сильный термин, так как в случае, когда люди дискриминируют друг друга, предубеждения переходят в действия.

Предубеждения и дискриминация оказывают значительное влияние на использо-вание потенциала многообразия. Так, в случае, если людям отказывают в их базовых че-ловеческих правах — таких, как право на достоинство, образование, уважение, трудо-устройство, то они не имеют возможности внести свой вклад в школьное дело. В случае дискриминации людей разрушает их уверенность и чувство самооценки, в связи с чем, они не заинтересованы помогать школе. Если руководство школы дискриминирует лю-дей и не показывает им своего уважения, то управленческая команда становится источ-ником напряжения, разногласий, враждебности, недоверия, что мешает в эффективном управлении школой. Если дискриминация осуществляется по национальному или поло-вому признаку, то тем самым создается пространство для тревоги и жестокости, угрожа-ющие безопасности каждого в школе. В данной ситуации люди не могут оценить много-образия. При дискриминации тех, кто одарен по-другому, школа лишается ценных чело-веческих ресурсов, которые могла бы работать на ее развитие.

Основными принципами использования потенциала многообразия являются сле-дующие убеждения:

-    люди больше похожи, чем различны;

-    различия проявляются в разное время и в разных ситуациях;

-    все различия признаются и уважаются, не отдавая предпочтения одним или другим;

-    потенциал многообразия — мозаика, которая учитывает и использует осо-бенности каждого;

-    личности делают уникальные вклады.

Управление многообразием в школьном контексте направлено на создание такой среды, в которой будет позволительно использовать всем людям своего потенциала в достижении образовательных целей. Управление многообразием предполагает обраще-ние к культуре школы. Оно также включает в себя критический пересмотр убеждений и предположений, часто нами изменяющиеся: образы, системы, ценности, ритуалы, тра-диции. Управление многообразием взаимосвязано с личной ответственностью, с пересмотром личных предупреждений, с проявлением заинтересованности в окружающих людях.

С целью управления многообразием в школе, необходимо, в первую очередь, убе-диться в том, что школьная политика является соответствующей федеральным и местным законам и что данные законы признают и уважают многообразием. Целью критического анализа школьной стратегии развития является в убеждении в том, что ничто не противо-речит усилиям школы по поддержке многообразия. Необходимо также осуществить про-верку того, насколько конструктивно управление многообразием в школе.

Определим аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание.

1.                  Правила поведения.

Любые правила поведения основываются на определенных моральных принципах, с которыми многие люди в школьном сообществе могут соглашаться или не соглашаться. Идеальным является положение, когда все участники образовательного процесса участ-вуют в обсуждении правил поведения. С одной стороны, правила поведения должны ос-новываться на миссии школы и ее потребностях. С другой, следует предусматривать пра-во каждого индивидуума на уважение. Зачастую школы уделяют внимание не таким важ-ным вещам. Школам следует понимать о том, что их политика должна быть гибкой. Учи-телям необходимо научиться чувствовать характер политики школы.

2.                  Учебный план и выбор предметов.

Решение в отношении того, как и чему учить имеет далеко идущие последствия для большинства участников образовательного процесса. Как правило, именно наличие учителей и ресурсов обуславливают предметы, предлагаемые школьникам. По возможно-сти школьный план необходимо формировать таким образом, чтобы он отвечал широкому спектру талантов и интересов учащихся. Он не должен быть сориентирован на диффе-ренцированные группы со схожими свойствами. Важное значение данное положение по-лучает в связи с переходом старшей школы на профильное обучение, представляемое ученику и его родителям право в 10-м классе самостоятельно выбрать круг предметов, учитывающих интересы ребенка. Хотя, стоит заметить, школы не достаточно готовы к такому разнообразию запросов своих учеников. В результате чего могут приниматься решения, основанные на возможностях кадрового потенциала школы. Решения, подобные этому, ограничивают возможности детей, школе, в свою очередь, становится трудно учи-тывать все разновидности талантов ее учеников.

3.                  Спорт и культурная деятельность.

Школе необходимо избегать стереотипов в данной области. Девочки все больше занимаются спортом и принимают участие в делах, которые традиционно представляются мальчиками. В связи с тем, что мы живем в разнообразном обществе, различные люди имеют возможность принимать участие в спорте и культурных мероприятиях бок о бок. Так как школьное сообщество достаточно быстро становится многообразным, является необходимым понимать, что деятельность в доминирующей культуре не представляется единственно возможной.

4.                  Развитие человеческих ресурсов.

Главной ценностью школы являются люди, составляющие школьное сообщества. Оно включает в себя штатных работников, родителей, учеников и попечителей. Из-за по-литики, которая господствовала в нашей стране в период с 1917 по 1991 гг., дети и учителя чувствовали себя в школа скорее одинаковыми, чем разными. На сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Если школой необходимо управлять эффективно, то ее структура должна отражать это многообразие. Если состав школьников многообразен, то многообразным должен быть и педагогический коллектив.

Так, рекомендуется выделить три приоритетных области поддержки многообразия, в которых конкретная школа должна изменить внутреннюю политику.

Развитие стратегии по поддержке и управлению многообразием

            В данном параграфе нами будут рассмотрены конкретные действия по развитию и внедрению стратегии управления многообразием.

Шаг 1. Проанализировать условия и нужды школы.

Первым делом, является необходимым проведение анализа ситуации в школе в плане многообразия. Необходимо ответить на ряд вопросов:

1.         Люди в школе:

1.1.      Отражает ли состав учителей и учащихся многообразие сообщества? Поду-майте о различиях в национальности, в религии и языке. Не забудьте рассмотреть факто-ры экономического положения, гендерного баланса, социальных интересов и состава се-мей.

1.2.      Есть ли особенная ситуация в школе? Например, в одной школе большин-ство учеников не являются жителями близлежащей территории. Что это значит для управления многообразием?

1.3.      Может ли школа разместить все потенциальное многообразие школьников, особенно детей-инвалидов, учеников с проблемами в обучении?

2.         Взаимоотношения:

2.1.      Взаимодействует ли персонал школы с людьми другой национальности, по-ла, языка и культуры?

2.2.      Существуют ли в коллективе открытые и уважительные взаимоотношения друг с другом, несмотря на то, что они являются членами одной или разных групп? Если возникают трения, то видят ли люди причины этого в половых, национальных или дру-гих различиях?

2.3.      Учатся ли и играют ли вместе школьники разных национальностей и культур? Кто обычно является зачинщиком, а кто становится мишенью издевок? Стано-вятся ли возраст, класс, способности, язык, национальность предметом конфликта? Что школа делает с этим?

2.4.      Имеют ли школьники проблемы из-за разницы в финансовом положении?

2.5.      Относятся ли ученики и учителя друг к другу взаимно уважительно, не об-ращая внимания на разное финансовое положение? Есть ли у определенной группы учи-телей проблемы с дисциплиной, связаны ли они с конкретной группой учащихся?

3.         Качество учебы, обучения и управления:

3.1       Есть ли у вас ученики или группа учащихся, постоянно отстающие от своих сверстников? Если они есть, то какие предположения вы выдвигаете в связи с этими раз-личиями? Что вы делаете, чтобы устранить эти различия?

3.2       Если вы проанализируете процесс обучения, заметите ли вы особые успехи и прогресс у определенной группы учащихся? Чем обусловлен этот прогресс?

3.3       Высока ли у вас текучесть кадров? Если высока, понятны ли причины это-го? Связаны ли эти причины с дискриминацией?

4.         Участие родителей:

4.1.      Отражают ли родители, вовлеченные в школьную жизнь, все многообразие школьного сообщества? Если нет, то почему? Что мешает привлечь остальных родителей? Делаете ли вы что-нибудь для того, чтобы помочь родителям преодолеть трудности, кото-рые они могут испытывать?

5.         Дисциплина и безопасность:

5.1.      Если есть случаи плохой дисциплины, вы или коллектив обвиняете в этом какую-то группу учащихся или конкретно какого-то учителя? Насколько честно и объективно это суждение?

5.2.      Когда происходит конфликт, имеет ли он национальный, культурный или сексуальный оттенок?

5.3.      Насколько серьезно люди относятся к национальной или подростковой же-стокости, какие действия предпринимает школа в связи с этим?

5.4.      Поддерживает ли школа проблемных учащихся?

6.         Политика школы:

6.1.      Поддерживает ли многообразие школьная внутренняя политика?

6.2.      Существуют ли другие подходы, которых нет у вас, но которые нужны для управления многообразием?

Шаг 2. Убедить людей в том, что школе необходима стратегия многообразия.

Естественно, для внедрения процесса управления многообразием является недо-статочным решения директора школы. Руководству школы стоит встретиться со Школь-ным советом, добиться понимания проблем многообразия и обсудить то, что планируется сделать в данном направлении. Также необходимо обсудить проблемы многообразия с разными группами в школе, в том числе школьников, учителей, родителей. Школьной управленческой команде понадобиться проведение разъяснительной работы среди роди-телей с целью выяснения, насколько важна данная проблема для родителей, а также для того, чтобы убедить их в том, что многообразие представляется скорее силой школы, чем ее слабостью. Участники образовательного процесса могли бы принимать участие в работе различных групп по разработке стратегии многообразия в школе.

Шаг 3. Подбор рабочих групп для разработки стратегии.

В группе должны быть представители различных заинтересованных сторон, кото-рые представлены в школе. Будучи ответственным за продвижение стратегии, директору необходимо сформировать состав групп самостоятельно.

Шаг 4. Составление Свода законов о Правилах поведения в условиях многообра-зия.

Необходимо установить основные правила поведения для обеспечения уважитель-ного отношения к любого рода различий. Нужно обсудить возможные действия в случаях нарушения норм и правил поведения. К примеру, должны быть четко определены по-следствия неуважительного отношения к кому-либо. В идеале все правила поведения должны предусматривать учет и признание многообразия. Однако до тех пор, пока люди не приняли концепции многообразия, рекомендуется ввести отдельный раздел о принятии и уважении многообразия в правилах поведения.

Шаг 5. Установление целей перемен.

Целями развития многообразия должны быть те, которые направлены на улучше-ние практики в применении многообразия. Особенно важным является оговорка того, чем школа намерена достичь и к какому времени. Это значит, что должны быть преду-смотрены очевидные и измеримые результаты того, как школа управляет многообразием.

            Можно выделить примерные индикаторы хорошей практики [3]:

-    школа использует все языки, на которых говорят учащиеся дома;

-    все ученики имеют равный доступ к событиям школьной жизни. В классной комнате и во внеклассных занятиях с ними достойно обращаются, они получают честные и объективные советы. Все это должно быть нацелено на достижение справедливости;

-    родители выбирают язык, на котором они хотят общаться. Практика обуче-ния в классной комнате отражает уважение всех различий;

-    школьная политика направлена на поддержку многообразия;

-    в классной комнате возможно обсуждение и оспаривание традиционных стереотипов;

-    все управленческие структуры отражают многообразие школьного составе;

-    все школьные объявления пишутся на официально принятых языках;

-    школа не обращается с негативными посланиями к участникам образова-тельного процесса;

-    в школе действует политика незамедлительного удаления всех национали-стических, сексуальных и оскорбительных надписей, но она предполагает и защиту лю-дей, которые сделали их;

-    в школе есть стратегия многообразия, о которой все знают все. Предусмот-рены регулярные сообщения о том, как она внедряется;

-    школьные события отражают достижения и ценности многообразного школьного сообщества.

Необходимо также решить то, какие действия предпринять, базируясь на собствен-ных наблюдениях и на мнениях членов школьного сообщества. Некоторые школы могут иметь положения настолько сложные, что необходимо будет иметь дело с кризисной си-туацией. К примеру, если в школе наблюдаются случаи негативного отношения старше-классников к школьникам младшего возраста, а первой приоритетной задачей должно стать предотвращение дискриминации по возрасту.

Рекомендуется составить список из пяти основных задач и показателей в управлении многообразием.

Шаг 6. Составить план для достижения целей.

План, в свою очередь, должен быть логичным и реалистичным. Возможно, в него будут включены все — от изменений в управлении до изменений в содержании урока. Ключевыми параметрами плана являются [4]:

-    что должно быть сделано;

-    к какому сроку должно быть сделано;

-    кем должно быть сделано;

-    как можно проверить и оценить.

Шаг 7. Мониторинг прогресса.

Необходимо отслеживать прогресс через индикаторы достижения целей. К примеру, если индикатором хорошей практики в школе является участие родителей всех национальности в Школьном совете, то необходимо хотя бы раз в год проверять, имеет ли это место быть. Нельзя изменить все единовременно, в связи с чем, рекоменду-ется фиксировать итоговые достижения. К примеру, в школе могут часто возникать драки на национальной почве между учащимися, допустим, раз в неделю. Через год можно за-фиксировать изменения. Возможно, через полгода их количество уже подлежит сокраще-нию до одной в месяц, или в течение года они вовсе исчезнут. Рекомендуется вести запи-си с целью постоянного отслеживания прогресса. Если индикаторы и цели относятся к человеческим отношениям, чувствам и поведению, то следует в произвольной форме выбрать людей из разных групп в школе и провести опрос на эту тему с целью того, что-бы убедиться, что перемены есть.

Мониторинг такого типа достаточно облегчит подготовку отчета перед участни-ками образовательного процесса о ходе развития многообразия. Первоначально монито-ринг и подготовка отчетов могут быть поручены провести рабочей группой по управле-нию многообразием, однако через определенное время членам управленческой команды и Школьному совету необходимо нести за это ответственность.

Шаг 8. Решение проблем управления многообразием.

Нужно быть готовыми к тому, что люди будут задавать вопросы и оспаривать стратегию. Данное обстоятельство может являться возможностью продвижения идей о развитии многообразия. Препятствия, с которыми придется столкнуться во время внед-рения стратегии, будут зависеть от текущей ситуации в школе, от того, как поддержива-ются различные группы идеи, какие ресурсы имеются в наличии. В качестве общих пре-пятствий можно отметить следующие [4]:

-    сопротивление переменам — в случае, если люди привыкли делать что-либо определенным образом, извлекая при этом пользу, то, как правило, они верят, что это единственно верный путь;

-    плохое понимание причин перемен — бывают случаи, когда люди не видят нужды в переменах. Возможно, это связано с тем, что их все устраивает либо по причине того, что они не думают о том, какие положительные результаты могут принести переме-ны. Вероятно, они в действительности не воспринимают или их не волнует то, как теку-щие события влияют на людей;

-    живучесть предупреждений или стереотипов — изменение политики не тождественно изменению сознания. Людям необходимо поспособствовать пониманию того, что для блага всей школы предубеждения и дискриминация не будут допускаться;

-    профессиональная или личная неуверенность — в случаях, когда люди бо-ятся, что перемены могут угрожать их работе или статусу, они, как правило, сопротивля-ются изменениям. Если же они увидели пользу из неравенства в прошлом, они могут ис-пугаться того, что внедрение многообразия представляет собой форму обратно дискри-минации.

Не одна из стратегий многообразия не будет эффективной до тех пор, пока руко-водство школы не будет применять на практике следующие наиболее важные принципы:

-    подобрать и поддержать учителей и менеджеров, понимающие разнообра-зие;

-    создание обстановки в школе, где учителям и ученикам показываются пози-тивные примеры взаимодействия с разными людьми;

-    разработка и внедрение учебного плана, отражающего ценности и принципы многообразия.

2.3. Вовлечение участников образовательного процесса в управление многооб-разием

Для того чтобы многообразие явилось силой школы, состав партнеров по управле-нию многообразием должен состоять из широкого круга людей: учащихся школы, их ро-дителей, попечителей и т. д.

1.         Роль Попечительского совета и школьной управленческой команды в поддержке многообразия.

Данные структуры должны работать совместно по поддержанию и внедрению многообразия. Попечительский совет школы необходим для развития и продвижения по-литики соответствующей обстановки в школе с целью внедрения стратегии многообра-зия. В этом смысле стратегическое руководство школой возглавляется на Попечительский совет. Текущее руководство возглавляется на школьную управленческую команду, она должна определить нужды школы и внедрять политику в ежедневную работу. В случае, когда проблемы и планы не взаимосвязаны напрямую с управленческим процессом обу-чения, Попечительский совет может активно вовлекать в управление многообразием участников и сообщество образовательного процесса. Школьная управленческая команда должна играть доминирующую роль в учебном процессе, в выборе методов обучения, учебных материалов, в определении политики в классе и поведения на спортивных и игровых площадках.

В этой связи выделим перечень необходимых мероприятий по привлечению По-печительского совета и школьной управленческой команды в активные партнеры по реа-лизации школьной стратегии многообразия [5]:

-    начать обсуждения проблем и идей с Попечительским советом как можно раньше;

-    определить, что школьная управленческая команда будет делать по выявле-нию проблем многообразия и их устранению в школьной практике;

-    определить, что школьная управленческая команда должна сделать для по-нимания и признания всеми учителями школьного многообразия;

-    отслеживать процесс школы в плане многообразия;

-    необходимо быть уверенным в том, что члены Попечительского совета ак-тивно вовлечены в рабочие группы по управлению многообразием. Члены Попечитель-ского совета должны представлять многообразие совета в рабочих группах. Данное об-стоятельство, в свою очередь, представляет многообразие всей школы;

-    необходимо регулярно информировать членов Попечительского совета о том, что будет проходить в школе в рамках управления многообразием;

-    вовлекать Попечительский совет в школьные дела, связанные с многообразием;

-    необходимо быть уверенным в том, что учителя также конструктивно участвуют в делах, которые организовывает Попечительский совет и связаны с многообразием;

-    помогать Попечительскому совету отслеживать и сообщать о прогрессе, ко-торый школа добилась в областях, непосредственно связанных с многообразием.

2.         Роль учителей.

Учитель является самым важным партнером поддержки и внедрения многообразия в школе, так как самые значительные взаимодействия в школе проходят в классной ком-нате. Учителям необходимо уметь распознавать потенциал каждого ребенка в классе при этом им необходимо использовать все имеющиеся у них средства для признания разли-чий, делающих каждого ребенка уникальным. Необходимо определить, что может сделать школьная управленческая команда для того, чтобы заручиться поддержкой учителей во внедрении многообразия в школе.

Когда взрослые вспоминают школьные годы, им обычно приходит на ум не руко-водство школы, не Попечительский совет, не Совет школьников, а школьных учителей, меняющих их жизнь. Данные воспоминания могут являться, как позитивными, так и негативными. Однако, зачастую вспоминается то, как учителя подавляли индивидуаль-ность.

Ответственность за принятие идеи многообразия школьным коллективом лежит на школьной управленческой команде. Отдельные учителя, в свою очередь, могут иметь собственные представления и оценки различных категорий людей. Однако для того, что-бы персонал мог действовать продуктивно в многообразном школьном окружении, необ-ходимо иметь общее видение школы, которая представляется единой и сильной из-за многообразия в ней. Частично школьная управленческая команда может достичь этого посредством дискуссии и семинары. Также можно привлечь учителей к разработке инди-каторов изменения конструктивного опыта применения многообразия для учебного пла-на, процесс обучения, учебный материал.

Помимо всего прочего, является необходимым обсудить с учителями следующую проблему: какие чувства они испытывают к людям, представляющие многообразием в школе. Данная группа людей может включать:

-    женщин (или мужчин);

-    людей разной национальности;

-    людей с физическими недостатками;

-    старших или младших членов коллектива;

-    последователей разных религий;

-    очень одаренных или очень слабых учеников и т. д.

Когда речь заходит о многообразии, необходимо четко понимать, что имеются в виду различия, и от каждого учителя в перспективе ожидается признание и уважение многообразия и соответствующей ее демонстрации коллегам, ученикам и их родителям.

В случае, если школа серьезно озабочена управлением многообразием, учителям необходимо стать:

-    приверженцами применения большого массива материалов на уроке;

-    людьми, которые хорошо чувствуют взгляды и верования иных культур, язы-ковых групп и религий;

-    людьми, которые желают обсуждать проблемы и предметы с более широких позиций, а не просто с позиции своей культуры;

-    людьми, которые осознают, что необходимо изучать ценности и верования иных людей;

-    людьми, которые открыто обсуждают проблемы, непосредственно связанные с многообразием, и не скатываются назад к жестоким стереотипам.

В качестве мероприятий, обеспечивающее активное участие учителей в поддержке и внедрении многообразия в школе, можно выделить следующие:

-    вовлечь весь персонал в обсуждение проблем многообразия с само начала. Хо-рошее начало представляет собой просмотр образа и миссии школы и нахождение связи их с проблемами многообразия;

-    убедиться, что все учителя осознают, что они являются необходимыми партне-рами в поддержке и внедрении многообразия в школе;

-    открыто признать, что изменение чего-либо представляется не легким заняти-ем, что люди боятся этого. Дать людям возможность поговорить об этих заботах и страхах, как в индивидуальной, так и коллективной форме;

-    предложить выбрать на добровольных началах представителей учителей в рабочую группу по многообразию, которая должна отражать многообразие всей школы;

-    обеспечить вовлечение персонала в составление Правил поведения в условиях многообразия. Всему персоналу необходимо осознавать роль и значение этих правил, а также то, что они несут ответственность за его выполнение. В случае нарушения Пра-вил, данное обстоятельство не будет незамеченным. Персоналу необходимо знать, что эти правила строго обязательные. Первоначально является целесообразным отнестись с пониманием к нарушениям, позже — стоит строго придерживаться установленных норм;

-    при даче оценок коллективу, необходимо разъяснить, что главным критерием является поддержка и внедрение многообразия. Так, учителя, которые поддерживают и внедряют многообразие, получают положительную поддержку;

-    поддерживать персонал школы в проблемах многообразия. Данную поддержку можно осуществлять посредством семинаров, обсуждений проблем индивидуально, по-вторения материалов, наблюдений и анализа посещений коллег уроков, тренингов по преодолению трудных ситуаций и т. д.

3.         Роль учащихся.

Школьникам также необходимо стать партнерами во внедрении многообразия в школу. В случае, если ими осознается и примется идея многообразия,  увиден его по-тенциал, воспитатель может использовать это для совершения большого шага вперед по реализации долга педагога. Если работником школы выполняется свое дело должным об-разом, тогда то, что происходит в классной комнате, закладывается основой уважения к различиям у школьников и понимание того, что многообразие создает интересное и богатое окружение.

Наиболее важным в условиях многообразия являются правила поведения. Учени-кам необходимо разъяснить, какое поведение является приемлемым, а какое — нет. В случае нарушения правил, ученики должны понимать, что за этим следует.

Для того, чтобы школьники поняли и приняли с уважением многообразием, руко-водству школы и учителям необходимо стать примером, показывая признание и уважение к многообразию.

Школе нужно найти оптимальные способы утверждения многообразия. Каждый ученик может совершать какие-либо поступки хорошо, даже в случае, если это не связано с формальным учебным планом. Школьник, не способный правильно написать слово «инженер», может с легкостью построить автомобиль. Для этого к нему необходимо про-явить внимание, которого он заслуживает. Ребенок, который имеет большие трудности в обучении, может стать заботливым другом.

В перечень необходимого для партнерского вовлечения школьников в поддержку и внедрение многообразия входят [5]:

-    не делать вида, что различий не существует. Является более эффективным ор-ганизация со школьниками обсуждений, результаты которых позволяют интегрировать многообразие в учебный план, в поурочную практику, во внеклассные дела и события. Необходимо каждому дать возможность «засверкать»;

-    в случае возникновения проблем, дать детям возможность активного участия в их решении. Необходимо помочь им сосредоточиться на обсуждаемых проблемах и планах по их решению, дать возможность детям, которые могут считаться «другими», поделиться с одноклассниками тем, что они испытывают;

-    имитировать для тех, кто является частью большинства, ситуацию, в которой они смогли бы пережить то, что испытывают те, к которым прикрепили ярлык «другой». Важным является проведение подготовительной работы с детьми перед данного рода дея-тельностью, чтобы их не травмировать, не дать им почувствовать себя плохими;

-    дать возможность школьника сказать то, что, по их мнению, следует сделать в школе для признания и уважения многообразия. Включить их предложение в школьный план. Пригласить старшеклассников в рабочую группу по многообразию;

-    делать все для того, чтобы школьники испытывали гордость за многообразием школы.

4.         Родители и сообщество.

Зачастую школы игнорируют факт того, что попечители и родители представляют собой часть школьного сообщества. Формально родителей можно вовлечь в Школьный совет или другие формы общественного управления, однако, как правило, родители, представляющие меньшинство, представляются неактивными. Школе в данном случае необходимо привлечь их к активному участию в работе с многообразием.

Школа, решившаяся на внедрение многообразия, должна показать такое же уваже-ние у родителям и попечителям, их политическим, социальным или экономическим по-зициям.

Родителям также стоит осознать, почему многообразие важно и как оно может обо-гатить образование их детей. К примеру, некоторые родители могут быть обеспокоены тем, что совместно с их детьми учатся умственно отсталые школьники. Школа, в свою очередь, должна объяснить политику вовлечения всех детей в школу, продемонстриро-вать родителям, что дети могут многому научиться друг от друга, даже в случае, если они обладают разными умственными способностями. В связи с чем, необходимо утвердить, что родители являются частью многообразия школы, которая не может «выпадать» из стратегии многообразия.

В перечень необходимого по привлечению родителей и окружающего сообщества в видение многообразия для школы входят:

-    иметь четкое представление о том, чего хочет достичь родитель в школе в плане многообразия;

-    найти разные способы информирования всех участников образовательного процесса: через письменное обращение, дискуссии и дела, выступления;

-    быть открытыми и честными. В случае допущения ошибки, признать ее и просить помощи для избегания подобного рода ошибок в будущем;

-    делать то, что декларируется. Демонстрировать делами, как школа принимает и поддерживает многообразие;

 

-    отыскать родителей и членов общественности, способных внести свой вклад в школьное многообразие, и найти способ вовлечения их в школьные дела.

                Таким образом, в случае, если школа имеет в приоритетах эффективное управле-ние многообразием и извлечение максимальной выгоды,  необходимо критически про-анализировать структуру и опыт конкретной школы. Затем необходимо совершить изме-нения в организации и культуре, соответствующие структуре и сложности многообразия,  что способствует достижению цели. В связи с чем, является необходимым:

-    иметь четкое представление о том, что понимается под разнообразием для кон-кретной школы, и стремиться к нему;

-    вовлекать большое количество участников образовательного процесса в партнерство по поддержке и внедрению многообразия в школе;

-    включать цели многообразия в план школьного развития как его часть;

-    поощрять культуру взаимного уважения между учениками и учителями в школе, между сообществом и школой;

-    разработать структуры, процедуры, системы и политику, поддерживающие уважение индивидуальных и групповых различий в рамках школы;

-    пересмотреть школьные дела и представлении е о прогрессе через призму мно-гообразия;

-    вовлечь каждого в школьном сообществе в утверждении принципа уважения к разным происхождению, способностям и позициям;

-    глубоко верить в достижение и правильное поведение каждого, кто вовлечен в школьную жизнь.

Литература:

 

1.         Извозчикова, А. А. Межкультурный диалог в информационно- образовательном пространстве / А. А. Извозчикова // Наука и школа. — 2001.-№5.-С. 43-46.

2.         Буева Л. П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») / Л. П. Буева // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 12-17.

3.         Гам В. И., Филимонов А. А., Чекалева Н. В. Представление многообразия школьной жизни с учетом гендерного дисбаланса // Наука образования: Сб. научных статей. Вып. 21. Омск, 2003. С. 324-328. 

4.         Гам В. И., Филимонов А. А. Применение методов математической статистики и когнитивной графики для анализа и представления многообразия школьной жизни. Образование в регионе: Научно-методический журнал. Тамбов, 2004. Вып. 13. С. 87-91.

5.         Гам В. И., Филимонов А. А. Школа устойчивого развития // Роль международных проектов в совершенствовании системы управления образованием: Материалы Международной конференции. СПб., 2002. С. 19-27. 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle