Библиографическое описание:

Никитенко А. В., Фролова Е. А. Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 175-177.

 

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. [1, 2]

Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются следующие нарушения звукослоговой структуры слова: пропуски звуков и слогов (элизии) «замаца — заниматься»; замены (субституция); перестановки (метатезы) особенно в сложных словах, длинных со стечением согласных; уподобление (ассимиляция) под воздействием общего сходства слов, звуков, например, «бупка — булка», «бамятка — бумажка». Однако чаще всего наблюдается упрощение стечения согласных. [3,7]

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т. д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трёх плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5–10 до 25–27 слов. На втором уровне речевого развития отчётливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трёхсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчётливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов, и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня — полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов. [5,7]

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. [1] Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из:

Развития речеслухового восприятия

Развития речедвигательных навыков.

Вся работа проходит в 2 этапа: подготовительный и коррекционный. [1,5]

На подготовительном этапе в основном идёт работа над ритмом:

Отхлопывание ритма в ладоши;

Отстукивание ладонью по столу;

Оттопывание ногой;

Отстукивание мячом о пол;

Отстукивание ритмов с использованием музыкальных инструментов.

Виды работ над ритмом:

Сравнение ритмов (взрослый простукивает два простых ритма и просит ребенка сравнить их и сказать одинаковые или разные ритмы он услышал, например,!! и!!-!!;!!! и!!);

Воспроизведение долгих звуков и коротких (при работе с музыкальными инструментами: дудка, губная гармошка, гармошка — это долгие звуки, а барабан, бубен, погремушка — это короткие звуки);

На подготовительном этапе также рекомендуется проводить игры и упражнения для развития двигательной активности пальцев рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками).

Эта работа очень важна и по времени занимает большое место и совсем не обязательно, что она должна оборваться к моменту перехода в работе на другой этап (коррекционный).

Работа на речевом материале по коррекции слоговой структуры слова строится в определенной последовательности, задания даются на усложнение, и не исключается их повторение:

Пропевание серии гласных звуков по звуковым дорожкам;

Узнавание отдельных звуков и серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Проговаривание слогов по слоговым дорожкам;

Проговаривание слогов с выделением ударного слога;

Проговаривание простых слогов и слогов со стечением согласных без зрительной опоры на слух;

Придумывание слогов к схеме;

Произнесение слогов наоборот (СА-АС);

Выкладывание слогов различных типов под диктовку;

Выполнение слогового анализа слов;

Отстукивание ритмической структуры слова;

Игры на определение количества слогов и качественного состава слогов в слове.

1.      Игра с пирамидкой.

Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать надевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог.

2.      Игра с пуговицами.

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

3.      Игра с мячиками.

Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их.

После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи, и слоговую структуру проговариваемых слов.

4.      Игра с матрёшкой.

Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам — на каждую игрушку по слогу.

5.      Игра с геометрическими фигурами.

Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например, только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом — короткие, слова с большим количеством слогов — длинные)

6.      Игра с кубиками.

Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик — один слог.

7.      Длинные и короткие слова.

1 вариант. У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Взрослый предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сок, расческа, ласточка, лак, пирамида, щит, балерина, суп, жук, ракета, мухомор, шар.

2 вариант. Перед ребенком — набор картинок с односложными и многосложными словами. Необходимо разделить их на две группы.

3 вариант. Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, все дети проверяют.

8.      Эхо.

Дети становятся в круг. Взрослый произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок внятно повторяет его также по слогам. Затем он поворачивается к соседу и называет свое слово. Игра продолжается по кругу.

Играть можно и вдвоем. Важно следить, чтобы деление слов на слоги происходило на стыке морфем.

9.      Прошагай слово.

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети отмеряют шагами придуманные ими слова.

10.  Поднимись по лесенке.

Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются детьми или предлагаются взрослым.

11.  Посадим деревья.

Дети делятся на три группы. Взрослый объясняет, что нужно прослушать названия деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать «для посадки» и запоминать деревья с односложными названиями, из второй группы — с двусложными, из третьей группы — с трехсложными. Задание проверяется совместно.

Слова: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.

12.  Магазин «Овощи-фрукты».

Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными двумя, тремя или четырьмя кружочками. У педагога на столе разложены картинки с изображением овощей и фруктов. Ребенок может купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков у него на карточке. Необходимо подойти к столу и проговорить выбранное слово по слогам, показав свою фишку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдается «Покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.

Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка. Фрукты: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

13.  Зоопарк.

Перед ребенком — стопка картинок с изображениями животных. На столе — четыре большие карты с нарисованными клетками. Взрослый объясняет правила: «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог, во вторую — с названиями из двух слогов» и т. д.

Животные: лев, еж, лось, тигр, слон, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

14.  Найди себе пару.

Сначала каждый ребенок громко, по слогам называет свое имя. Затем дети расходятся. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьем имени столько же слогов. Проигрывают дети, допустившие ошибку в делении имени на слоги или в выборе пары (можно так же играть и с картинками — искать пары).

15.  Какое слово я задумал?

Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем ребенок называет первый слог: ка. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек: ка-бинет, ка-лина, ка-бина, ка-рета, ка-юта. Отгадавший становится водящим.

16.  Закончи слово.

Взрослый просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами): мо-ре, мо-да, мо-роз, мо-ряк, мо-локо, мо-нета, мо-лодой, ра-ма, Ра-я, ра-да, ра-дуга, ра-кета, ра-бота, де-ло, де-сять, де-ти, де-вочка, де-ревня, де-душка.

За каждое слово ребенок получает флажок. Выигрывает набравший их наибольшее количество.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним — малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребёнку. Характерной особенностью предлагаемых игровых упражнений является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

 

Литература:

 

1.         Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство — Пресс, 2001. — 48 с.

2.         Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.

3.         Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.

4.         Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова:Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: 2004.-40 с.

5.         Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры//специальная школа. 1959.- выпуск 4

6.         Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с.

7.         Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. — 677 с.

8.         Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle