Библиографическое описание:

Захарова С. А. Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 77-78.

 

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?», ведь, каждый учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали активно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Как показывает практика, в преподавании русского языка и литературы одной из серьезных проблем школы является снижение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль. А ведь правильная, яркая, эмоциональная, содержательная речь человека — это залог достижения взаимопонимания между людьми, успешного общения с окружающими и, наконец, профессионального успеха. Речевая культура придает уверенность в собственных силах, помогает правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации. Речевые же оплошности приводят к неточности понимания, двусмысленности восприятия сказанного. В профессиональной сфере востребованы сегодня только те, кто может мыслить самостоятельно, кто свободно выстраивает свое речевое поведение в соответствии с нормами, определенными системой языка, а также общественными и профессиональными требованиями.

Так как же заинтересовать, а, может быть, и увлечь обучающихся своим предметом? Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование интереса к знаниям.

При отборе учебного материал мы руководствуемся главным образом необходимостью овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программами. При этом не всегда в достаточной степени думаем о формировании интереса к предмету. Поэтому так важен глубоко продуманный отбор материала для занятия, чтобы можно было показать все богатство, заключающееся в научных знаниях. Для этого, кроме основного материала, необходимо использовать дополнительную литературу. Например, при изучении вводной темы по разделу «Лексика», можно рассказать легенду о философе Ксанфе и его рабе Эзопе, которая свидетельствует о богатстве словарного запаса языка. При изучении темы «Имя прилагательное» обучающимся можно предложить еще раз прочитать отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль» (диалог учителя с Митрафанушкой о том, что он знает из грамматики). Это вызывает интерес к предмету уже на первом занятии изучения данных тем, но важно удержать этот интерес. Поэтому учитель должен рассказать о новейших научных данных и об основных направлениях научного поиска. Можно рекомендовать обучающимся популярную литературу по предмету, где материал изложен интересно и доступно, отдельные статьи из журналов.

Развивает интерес к предмету раскрытие межпредметных связей. Для русского языка это связь с культурой речи, литературой, историей, этикой и пр. Показ связей помогает обучающимся увидеть практическую значимость предмета для их будущей специальности, развивает логическое мышление. Той же цели служит связь учебного материала с жизнью, практикой. Обучающихся первоначально интересует практическая значимость материала для себя лично, и лишь с течением времени они осознают значимость получаемых знаний для общества в целом.

Не менее важную роль в формировании интереса к знаниям играет организация познавательной деятельности обучающихся. Ведь далеко не всегда интересен учебный материал, и тогда на первый план выступает сам процесс деятельности. Нельзя ставить ученика на позицию накопителя знаний, он должен учиться оперировать знаниями, прилагать максимум сил к решению познавательных задач. Должен уметь разбираться в прочитанном, выделять главное, анализировать. Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности способствует укреплению интереса [1, с.33]. Важно показать обучающемуся, что он, наконец-то, смог самостоятельно решить трудную для себя задачу.

Часто возникший интерес пропадет во время контроля знаний. Поэтому важно здесь избегать однообразия. Когда учитель постоянно спрашивает обучающихся у доски, это гасит всякий интерес к учебному предмету. Конечно, без контроля уровня знаний обучающихся не обойтись, но постараться разнообразить опрос необходимо. Можно использовать тесты (открытые, закрытые), кроссворды, задания творческого характера (при этом разрабатывать средства контроля можно предложить самим же обучающимся). В этих формах работы могут быть заняты все обучающиеся одновременно. И, что не менее важно, они практически сразу же узнают результаты своей деятельности, видят недостатки, радуются успехам, часто сами оценивают свои работы.

Развивают интерес к предмету активные методы обучение. Поэтому на каждом занятии желательно использовать эти методы обучения или хотя бы некоторые приемы: постановка вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, создание опорных схем и др.

Укреплению познавательного интереса к предмету, на мой взгляд, способствует и использование на уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На таких уроках обучающиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное [2, с. 21]. На каждом из этапов урока я использую определённые приёмы этой технологии, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, способствуют развитию критического мышления, а самое главное — формируют интерес к предмету:

-          кластер,

-          инсерт,

-          знаете ли вы, что…,

-          корзина идей,

-          синквейн и др.

Например, при изучении темы «Главные герои романа А. С. Пушкина «Дубровский»» предлагаю обучающимся дать характеристику Дубровского путем составления синквейна. В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.

-          Золушка;

-          Бедная, работящая;

-          Страдает, мечтает, любит;

-          Верит в счастье, и оно приходит;

-          Счастливая.

Это один из синквейнов о Дубровском, составленных обучающимися:

-          Дубровский;

-          Храбрый, честный;

-          Защищает, мстит, любит;

-          Стремится быть справедливым;

-          Благородство

Таким образом, технология развития критического мышления позволяет мне развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве, а это, в свою очередь, формирует и укрепляет познавательный интерес обучающихся к изучаемому предмету.

В процессе преподавания необходимо научить обучающихся работать самостоятельно. Важно умело организовать эту работу. Если мы просто предложим прочитать материал учебника и пересказать его, это вряд ли вызовет интерес. Можно дать обучающимся ряд вопросов, на которые они должны будут устно или письменно ответить после знакомства с материалом, хорошо, если вопросы будут содержать в себе задачу, прямого ответа на которую в учебнике нет. Неплохо рекомендовать составить по тексту таблицу, в которой будут отражены основные моменты темы.

Задача учителя — побуждать и укреплять познавательные интересы ребят, сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными. Во многом это зависит от увлеченности учителя, его эрудиции, желания зажечь и развить интерес у обучающихся. Неслучайно поэтому Гербарт в свое время говорил: «Смертный грех учителя — быть скучным».

 

Литература:

 

1.                           Кулеша Ю. В. Развитие интереса к урокам русского языка в 5 кл. // Русский язык в школе. — 1997. — № 6.

2.                           Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». — 2005. -№ 18,19

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle