Библиографическое описание:

Амаева Н. И. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 131-132.

 

Введение в действие федерального образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует дошкольные образовательные организации на построение образовательного процесса в новом формате, что вызывает множество вопросов у педагогов ДОО. Как организовать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями? Как удобнее осуществить планирование?

Традиционно система планирования воспитательно-образовательной деятельности была перспективно-календарной и включала перспективное (на квартал, год) и календарное планирование (на месяц, неделю или на каждый день).

Сегодня практически все дошкольные организации, а именно их педагоги, находятся в состоянии апробации различных вариантов планирования, обеспечивающих доступность содержания и высокую эффективность организации образовательного процесса.

Наш детский сад осуществляет систему планирования, в которой в качестве перспективного и календарного плана выступает комплексно-тематический план образовательного процесса, основанный на включение ребенка во все виды деятельности в соответствии с ФГОС: игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, конструирование, двигательная. В процессе составления комплексно-тематического плана участвуют все педагогические работники детского сада: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности. Для определения единства содержательной тематики и детской событийности воспитатель группы привлекает различных специалистов для участия в реализации его мероприятий. При таком подходе комплексно-тематический план учитывает мнение и предложения всех педагогов ДОО. Очень удобна идея единой темы недели во всех возрастных группах, поскольку это открывает возможности организации межгрупповых мероприятий. Кроме этого единая тема недели стимулирует педагогов на создание временных творческих объединений по разработке планирования.

Основой для построения нашего тематического календаря является организация тем и событий в детской жизни, позволяющая чередовать лексические темы и темы, связанные с праздниками и событиями. В свою очередь, каждая тема месяца подразделяется на тематические недели. Возможные темы и краткое содержание деятельности по каждой из тем представлены в примерной программе дошкольного образования «Детство».

На каждую неделю из примерной основной общеобразовательной программы делается выборка цели, задач, форм совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с родителями. Итоговым мероприятием по каждой из тем может быть праздник, концерт, развлечение, выставка детских работ, совместный коллаж, театрализованное представление, презентация и др.

Таким образом, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Комплексно-тематический подход помогает сместить акценты с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность вокруг единой темы. Данный подход позволяет предотвратить переутомление детей, поскольку процесс обучения преобразован в интересную и увлекательную совместную деятельность по «проживанию» какой-либо темы. Проживание тематических событий способствует формированию у ребенка определенных личностных качеств, стимулирует его развитие.

Данный способ организации образовательного процесса требует от воспитателя определенного профессионализма, умений интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также способности педагогически обоснованно сочетать различные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

С позиции педагога, преимущества комплексно-тематической организации образовательной деятельности также очевидны:

-          при разработке и реализации годового цикла тем достигается системность и последовательность в реализации программных задач по пяти образовательным областям;

-          обеспечивается отсутствие перегруженности содержания в образовательной области, поскольку вся деятельность посвящена единой теме;

-          дошкольная образовательная организация вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период;

-          достигается преемственность и единство образовательных целей на протяжении всего дошкольного возраста, поскольку каждая тема ежегодно рассматривается и повторяется с введением определенных усложнений.

 

Литература:

 

1.                           Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.                           Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание. -№ 5.-2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle