Библиографическое описание:

Быканова Н. Ю., Белкина А. С. Обобщенные способы действий для приближения детей к музыке [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 137-139.

 

Основой реалистического искусства является художественное, образное отражение окружающего мира. В. Г. Белинский называл искусство мышлением в образах. Однако различные виды искусства имеют свои специфические средства воплощения. В живописи это краски, в литературе — слова, в музыке — звуки.

Сравним для примера отображение осенней поры в произведениях мастеров разных жанров. Художник И. Левитан в картине «Осень» изображает холодный блеск реки, обнаженные деревья, пасмурное небо, даль темнеющих лесов, вызывая чувство грусти и сожаления об ушедших летних днях. Ф. Тютчев в поэтической форме, зримо и вдохновенно, рисует суровый образ осени:

Сентябрь холодный бушевал,

С деревьев ржавый лист валился,

День потухающий дымился,

Сходила ночь, туман вставал.

В пьесе П. Чайковского «Осенняя песня» проникновенная, нежная музыка волнует слушателя, наполняя чувством светлой грусти и по-своему подводя к впечатлениям об осени.

Как видим, музыкальный образ труднее поддается предметному описанию. Обычно он соотносится с темой, которая содержит яркую мелодию или даже мотив на фоне оркестрового или фортепианного развития. Достаточно вспомнить тему первой части седьмой симфонии Д. Шостаковича, где образ зловещего, тупого, воинствующего фашизма.

Вопросу определения музыкального образа и темы, музыкального языка музыковеды уделяют много внимания. «Музыкальный язык есть то общее, что свойственно разным произведениям, повторяется в них». В любом произведении существуют общие выразительные средства: определенная ладовая система, метро — ритмическая структура, мелодический рисунок, темповые, динамические нюансы и т. д.; все это можно назвать языком музыки. Понятию музыкального языка противопоставляется понятие музыкальной речи: «Музыкальная речь, напротив, подвижна, изменчива…Речь воплощает неповторимую мысль в неповторимой форме — отсюда ее новизна и своеобразие. В музыкальной речи всегда проявляется психическая индивидуальность композитора и исполнителя, темперамент, склад личности, эстетический идеал».

Чтобы понимать музыкальный язык и музыкальную речь, нужно накопить хотя бы минимальный слушательский опыт и приобрести некоторые сведения об их выразительных особенностях. Если с детства ребенка приучают слушать музыку, у него развивается устойчивый активный интерес к ней, желание узнать, что рассказывает музыка, о чем она говорит. Процесс приобщения к различным видам музыкального искусства должен проходить в хорошо продуманной и организованной разносторонней деятельности. Первоначально перед ребенком становится скромная задача — прослушать пьесу, спеть песню, потанцевать. Его побуждают к выражению испытываемого при этом удовольствия, поощряют поиски правильной певческой интонации, выразительного танцевального движения и т. д. как бы ни были просты эти действия, они являются уже музыкальной практикой.

Характер действий различен. Одни связаны со всеми видами музыкальной деятельности и являются более общими, обобщенными, другие — только с некоторыми из них и носят более частный характер: спеть мотив, мелодию, исполнить хоровод, танец, несложную попевку, например, на металлофоне и т. д. Обобщенные способы действий приближают детей к музыке, делают ее понятной и помогают творчески себя проявлять в доступной их возрасту форме.

Первый способ — целостное и дифференцированное восприятие того или иного произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий настрой песни или пьесы. Ребенок следит за развитием художественного образа, выраженного комплексом музыкальных средств в определенной форме. Так, песенка «Птичий дом» Д. Кабалевского при первом с ней знакомстве впечатляет нежным, лирическим запевом и энергичным, решительным припевом. Повторные прослушивания позволяют детям воспринять и другие характерные черты песни, отметить, например, ласковую, напевную интонацию мелодии, в которой выражены радость, волнение, связанные с приближающей весной. Изобразительные элементы в припеве — подражание звуку стучащего молотка — подчеркивают смену настроения, передают ощущение трудового подъема.

Умение отличать характерные особенности музыкальной речи дает возможность полнее, разностороннее постичь целостный образ произведения. Это умение помогает улучшать качество собственного исполнения. Скажем, в пении кто-либо из детей неточно интонировал. Педагог обращает на это внимание, и на основе слухового самоконтроля ребенок пытается исправить ошибку. В движениях также необходимо концентрировать слуховое внимание, чтобы они сочетались с музыкой. При коллективном пении или участии в детском оркестре слуховое внимание необходимо для того, чтобы сливать общий темп исполнения, ритм, отдельные нюансы. Вслушивание помогает ориентироваться во всех видах музыкальной деятельности, обогащает целостное и дифференцированное восприятие, повышает качество исполнения, дает возможность не только слушать, но и слышать музыкальную речь.

Второй способ — сопереживание настроений, выраженных в музыке. Каждое произведение выражает мысли и отношения композитора к окружающему миру. Чем совершеннее форма этого выражения, тем сильнее воздействие на слушателя. Педагог может управлять переживаниями детей, умело формируя путем правильного отбора произведений способность сопереживания.

Тематика песен, программность музыки имеют важное значение для восприятия, но целенаправленное впечатляющее воздействие на маленького слушателя состоится лишь в том случае, если он будет взволнован услышанным. А это в большей мере зависит от качества исполнения.

Музыка может выразить целую программу чувств и соответственный эмоциональный отклик у детей. Старшие дошкольники с восторгом слушают песни о Родине, пограничниках, положительно и осознанно воспринимая героические темы. Веселые, плясовые мелодии вызывают у них желание повеселиться, потанцевать, попрыгать. Пьесы грустного настроения вызывают чувства нежности, жалости. У младших детей все это проходит в менее выраженных формах, однако с раннего возраста они по — разному реагируют на произведения различной эмоциональной окраски.

Третий способ — выразительное исполнительство. Термин «художественное исполнительство» в практике музыкальной деятельности ребенка может быть применен лишь условно, так как предполагает профессионально высокий уровень мастерства, которым дети не обладают. Тем не менее, воспроизводя, исполняя песню или танец, они стараются приблизиться к заданному образцу, добиться максимально возможной выразительности.

Действия ребенка в пении и движениях различны. В пении, как и в игре на инструментах, следует точно воспроизводить мелодический и ритмический рисунок мелодии. Поэтому пение и игра являются сложными видами деятельности, так как голосовой аппарат детей этого возраста еще не сформирован, а овладение навыком игры на цитре, металлофоне и др. требует слуховой сосредоточенности мелких, точных движений рук.

В играх и танцах подчеркиваются лишь наиболее существенные компоненты музыкальной речи — смена частей, периодов, фраз, звуковое направление мелодии, акценты, отдельные ритмические фигуры, изменение темпа, динамики и т. д. Поэтому музыкально — ритмическое исполнительство, которое основано на движении, легче и доступнее ребенку. Хорошо выученные песня или танец доставляет ребенку огромную радость, и он с удовольствием прислушивается к звучанию собственного голоса, к музыке, которая сопровождает его движения.

Четвертый способ — творческие проявления. Дети приобщаются к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий. Творческое проявление музыкальности позволяет активно развивать фантазию, воображение ребенка, оно выражается в начальных формах музыкального творчества — песенного, игрового, танцевального и т. д.

Песенное творчество — это импровизация попевок, несложных мотивов, которые сопровождают игры: ребенок подпевает во время ходьбы, танца, укачивая куклу и т. д.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат. Он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки. Музыкально-игровой образ является характерным для этого вида творчества, процесс которого схематично можно представить так: музыка — переживания ребенка — создание игрового образа. «Для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений». Например, после прослушивания программной пьесы у детей может возникнуть интересный замысел игры, они распределят роли, предложат свой план развития сюжета. Инсценируя народную песню, они стараются по — своему изобразить действие и т. д.

Танцевальное творчество развивается на основе элементов народной пляски, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по — своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывают музыканты и психологи.

Навыки игры на некоторых инструментах — металлофоне, цитре, бубне и др. — также активизируют детскую фантазию. В своих играх дети самостоятельно выбирают и охотно применяют металлофон для пения, бубен — для танца, барабан — для маршировки. Музыка воздействует эмоционально, поднимает тонус, придает действиям непосредственность и искренность.

О творческих проявлениях детей можно говорить в том случае, если они стремятся и воплощают собственный замысел в импровизации попевок, придумывают оригинальный игровой образ или варьируют элементы движений в танцах, хороводах.

Пятый способ — самостоятельные действия. Современная педагогика придает им особое значение. В музыкальной деятельности индивидуальные проявления детей весьма своеобразны.

Самостоятельные действия могут быть связаны с внутренними переживаниями ребенка. Он вслушивается, сравнивает, оценивает, например, контрастные части инструментальной пьесы или качество исполнения данной песни. На этой основе зарождается интерес, предпочтение, желание еще и еще послушать любимую музыку. Ребенок задает вопросы, высказывается, опираясь на свой музыкальный опыт, приобретенный вне детского сада.

Самостоятельные действия могут быть связаны с практической, исполнительской деятельностью. Приведем примеры. Во время пения ребенок ошибся — спел мелодию неточно, забыл нужный текст. Он останавливается и поет снова, теперь уже правильно. Или: кому — либо из детей педагог предлагает спеть знакомую песню без фортепианного сопровождения. Он свободно справляется с заданием благодаря хорошо развитому музыкальному слуху, умению действовать без посторонней помощи. Ребенок старается сыграть на металлофоне любимую песню: начал не с того звука, услышал, понял ошибку, попробовал с другого — тоже не получилось, задумался, вспомнил нужную ноту и правильно воспроизвел мелодию.

В целом обобщенные способы действий формируют наиболее общие представления о музыке и связанной с ней деятельности. Они способствуют реализации основных задач музыкального воспитания и объединяют виды деятельности в единый процесс, позволяют реализовать межпредметные связи.

 

Литература:

 

1.      Медушевский В. О заканомерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976, с.14

2.      Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. М., 1949, с.237

3.      Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1963, с.51

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle