Библиографическое описание:

Сидорова Е. А. Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 17-19.

 

Стремительно развивающийся современный мир выдвигает новые требования к развитию личности человека, его профессиональной подготовке. Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой живет человек. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем, эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Федеральные государственные стандарты нового поколения нацелены сократить разрыв между требованиями современности и результатами образовательной программы. Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения.

В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:

-        ценностно-смысловой;

-        учебно-познавательной;

-        информационной;

-        коммуникативной.

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции. Напомню, что учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности:

-          владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;

-          владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

-          владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Основную свою задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. На каждом этапе урока стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению, применяя различные методы, формы и виды работы. Так на своих уроках использую опорные схемы, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство — причину познавательного интереса,я использую следующие приемы:

1)        создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на прежние знания;

2)        положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3)        рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, задавая вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?", «что открыли, узнали на уроке?" и т. д.);

4)        занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.

Для обучения учащихся осознанию целей учения и их реализации применяю:

1)        прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. (Например, даю детям задачу, при решении которой встречается ещё неизученный способ деления);

2)        предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке;

3)        реакция на ошибку, через приём «Помоги Незнайке найти ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

4)        практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала. (Например, на уроках математики предлагаю детям найти длину забора, которым нужно обнести участок или найти площадь поля, засеянного пшеницей, при решении которых применяются правила нахождения периметра и площади.)

Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов:

1)        включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

2)        необычная форма преподнесения материала.

3)        создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

4)        сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

5)        привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

6)        стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающемуся в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.

Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. На уроках использую «творческие пятиминутки», где дети сочиняют стихи, загадки, пословицы, поговорки, «вредные советы». Применение таких приёмов создаёт условия и для формирования коммуникативных компетенций.

Для активизации учебного процесса я систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений для активизации в учебном процессе. (Приложение).

На уроках по окружающему миру дети с большим интересом готовят сообщения к изучаемым темам. На уроке литературы, изучая произведения писателей, всегда находится ученик, который готовит небольшой рассказ о жизни этого писателя.

Работая над формированием учебно-познавательной компетенции стараюсь создать благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся стать конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.

Уровень сформированности ключевых компетенций в целом, оцениваю в основном, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение. В нашей школе уже начали для выявления уровня сформированности ключевых компетентностей использовать методы анкетирования и тестирования. Достоинством этих методов является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов. О сформированности данной компетенции помогает судить анкетирование. Обработка результатов: подсчитываю сумму баллов каждого ученика и делю её на 5. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной — если результат от 2,5 до3,5; слабой — если меньше 2,5.

Но каждый вид деятельности должен оцениваться по многоуровневым критериям, оценка должна быть комплексной и перед учителем возникает непростая задача — учесть множество аспектов и уровней деятельности учащихся на уроке, отследить эффективность и продуктивность произведённых действий и высказываний.

Приложение

Система упражнений для развития интеллектуальной деятельности

1. «Анаграммы».

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

НИАВД         АТСЕН

СЕОТТ           КАОЛД

2. «Найдите пять отличий».

3. «Вставьте пропущенную букву и число».

4. «Вставьте недостающее число».

6. «Ребусы».

1очка (одиночка), 1бор (разбор), ш1а (школа), ф1а (фраза), 2д (парад)

7. «Волшебные картинки».

Детям предлагаю дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3–5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый?»

8. «Умозаключения».

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);

Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

Треугольник (угол, сторона, отрезок, длина, периметр).

9. «Интеллектуальная разминка».

Порядковый номер пятницы в неделе?

Какого числа последний день года?

Что мы слышим в начале урока? и т. д.

8. «Задачи частично-поискового характера».

ВАТА (ФАТА), СОВА (СОФА), ДРОВА (ДРОФА), ОЛИВА (ОЛИФА)

Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.

СЕНЬ      БЕДА           КОРЬ

Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.

9. «Языковые пропорции».

Чёрное — белое = огонь — … (вода).

Война — смерть = жизнь —… (мир).

10. Ключ к ответу — сумма недостающих трёх чисел.

5

20

17

26

14

2

11

8

23

Синий кит самое большое животное планеты, обитающее в воде. Предельный возраст синего кита 50 лет.

11. «Провоцирующие задачи».

 

Литература:

 

1.         Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя — М.: Просвещение,1985

2.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle