Библиографическое описание:

Синельникова Т. А. Программное обеспечение элективного курса «Этикет делового человека» в школе как образовательная составляющая для развития и формирования у школьников — будущих выпускников — навыков культуры этикета делового человека в современном обществе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 93-97.

 

Ученикам-будущим выпускникам уже со школьных лет необходимо иметь представления о существующих нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений; в том числе, осваивать практику работы с определенными официальными документами. Данную образовательную составляющую позволяет реализовать в школе элективный курс «Этикет делового человека».

Ключевые слова: этикет общения и поведения в обществе, деловой этикет, этикет делового человека.                                                                                                            

 

Хорошие манеры поведения необходимы каждому человеку. Этикет, прежде чем стать таковым, как сегодня, выдержал немалые изменения. Но основные правила остались те же, что и в знаменитом сочинении Эразма Роттердамского Дезирия «О правилах хорошего тона», что в книгах Платона, Аристотеля, Декарта. «Ибо фундамент этикета — воспитанность, вежливость, уважительное отношение к окружающим, желание сделать общение более комфортным» [4, с.2].

Воспитание культуры и этики общения начинается с детского сада, далее — продолжается в школе, затем — в ВУЗе. На занятиях, уроках, классных часах детям говорят о правилах поведения в обществе. Новые знания, как правило, обобщаются без определенной системы, редко повторяются и впоследствии этого учащиеся и студенты мало знакомы с нормами человеческого общежития.

Современная школа мало занимается проблемами социализации личности, социально-речевой подготовкой к жизни вне школьных стен. Ученики-будущие выпускники почти ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о морально-психологическом климате, об этике служебных отношений [1, с. 15].

Выпускники школ зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного документа.

Тема этикета общения и поведения в обществе особенно приобретает свою актуальность и востребованность на фоне современной жизни у молодых людей, пытающихся заявить о себе на рынке труда (жесткая конкуренция при устройстве молодых специалистов в престижные трудовые учреждения, желание добиться успеха в своих начинаниях и в простраивании профессиональной карьеры в максимально краткие сроки).

Актуальность реализации образовательной составляющей для развития и формирования у школьников-будущих выпускников навыков культуры этикета делового человека в современном обществе, обусловили разработку рабочей программы элективного курса «Этикет делового человека». Данный элективный курс особенно востребованным может стать в профильной школе для старшеклассников, занимающихся углубленным изучением гуманитарного направления (история, обществознание), которые уже определились с будущим профессиональным направлением: юриспруденция, менеджмент и управление и др.

Исходя из определения, что деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов, в рамках программы «Этикет делового человека» рассматриваются и изучаются основные правила поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения, а также критерии формирования собственного имиджа старшеклассника-будущего профессионального деятеля.

В этой связи, целью программы является: включение учащихся старших классов в учебную образовательную деятельность, обеспечивающую развитие навыков культуры этикета делового человека в современном обществе, формирование представления о возможных способах успешного развития молодого человека.

Целевая группа: ученики 10 или 11 классов профильной или традиционной школы, которые уже определились с будущим профессиональным направлением: юриспруденция, менеджмент и управление и др.

Для реализации программы выделяются следующие задачи:

1.                  Познакомить с языковыми особенностями делового стиля речи, культурой делового общения, нормами и правилами составления и оформления деловых документов.

2.                  Способствовать расширению словарного запаса учащихся относительно этикета делового общения; организовать образовательную учебную деятельность по предупреждению и устранению ошибок в деловом общении.

3.                  Способствовать развитию уверенного поведения в рамках будущей профессиональной деятельности, повышению личностного роста учащегося.

4.                  Развивать умения рационально организовывать и устанавливать реальные жизненные приоритеты.

5.                  Формировать умения управлять своим временем, эффективно организовывать свою трудовую деятельность и время отдыха.

Продолжительность программы рассчитана на 35 занятий для 10 класса. Каждое занятие длится 40 минут. Периодичность занятий — 1 раз в неделю.

Формы и методы работы:

-        беседы;

-        лекционные занятия, лекции-рассуждения;

-        дискуссии;

-        анализ кейс-ситуаций;

-        индивидуальные доклады, выступления-презентации;

-        тренинговые занятия с использованием методов анализа и самоанализа, самопознания, рефлексии, саморегуляции;

-        групповые консультации учителя технологии в направлении деловой этики одежды;

-        индивидуальные консультации педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.

Содержание программы разработано с учетом специфики возрастного и психологического развития школьников старшего возраста, находящихся на этапе профессионального самоопределения. Данная программа включает тематическую содержательную часть лицензированной авторской программы дополнительного образования 2010 года «Как стать успешным» [2].

Содержание рабочей программы «Этикет делового человека» состоит из нескольких образовательных направлений: «Правила этики поведения в различных общественных местах и в официальной обстановке», «Правила ведения конструктивного общения», «Природа конфликта и основные принципы выхода из конфликтных ситуаций», «Правила оформления официальных документов», «Способы саморегуляции эмоциональных состояний», «Правила публичного выступления».

Тематический план занятий отражает в своем содержании основные целевые нагрузки каждого занятия. Организованное общение учителя и учеников строится традиционно — с учетом закрепления теоретических знаний темы практическими видами работ.

Таблица 1

Тематический план занятий для учащихся 10 классов по программе «Этикет делового человека»

№ п/п

Тема занятия

Целевые установки

Формы и методы работы

Количество часов

1.

Основные принципы этикета

-разграничение направлений и областей этикета в обществе

-лекция с элементами беседы;

-кластерный анализ

1

2.

Профориентационная игра «Остров»

-развитие умений сотрудничать в коллективе, способности принимать ответственные решения

-тренинг ролевого поведения в игровой ситуации

1

3.

Этикет в общественных местах

-систематизация знаний правил поведения в различных общественных местах

-разбор кейс-ситуаций;

-ролевое обыгрывание данных ситуаций

1

4, 5

Умеете ли вы общаться?

-психодиагностика развития коммуникативных качеств;

-ролевое обыгрывание предложенных ситуаций;

-рефлексия собственной деятельности в различных жизненных ситуациях

-работа с психологическими тестами на изучение уровня общительности, мобильности, агрессивности и конфликтности;

-ролевое обыгрывание с элементами тренинга

2

6.

Этика в пластике. Невербальное общение

-знакомство с видами правильной и неправильной походки, жестами и их значениями, с нормами устанавливания межличностного пространства

-лекционная беседа;

-тренинговые упражнения

1

7.

«Открытые» и «закрытые» позы общения

-знакомство с различными позами и жестами, используемыми при общении с людьми (по Алану Пизу)

-тематическая беседа;

-тренинговые упражнения

1

8.

Этикет знакомства и представления

-закрепление на практике правил представления в обществе, на работе;

-знакомство с алгоритмом представления на работе

-практические упражнения с элементами тренинга

1

9.

Внешность делового человека

-знакомство с требованиями к одежде и внешним данным делового человека (аксессуары, украшения, прическа, парфюмерия, косметика)

-лекция с элементами беседы

1

10.

Визитная карточка

-знакомство с понятием и видами «визитных карточек»;

-знакомство с правилами надписей на визитной карточке

-практическая работе по созданию визитной карточки;

-практические упражнения с элементами тренинга

1

11,12

Этикет в общении по телефону, мобильный этикет

-закрепление знаний о видах телефонных разговоров;

-знакомство с алгоритмом выстраивания диалога по телефону;

-знакомство с «секретами» эффективного использования голоса, «маленькими хитростями» телефонного этикета

-лекция с элементами беседы;

-практические упражнения с элементами тренинга

2

13.

Этикет в интернет-сети (сетикет)

-знакомство с правилами составления электронных сообщений; правилами использования «смайлов»;

-поиск различий между электронной почтой и другими средствами связи

-лекция с элементами беседы;

-практические упражнения с элементами тренинга

1

14,15

Деловая переписка

-изучение требований к оформлению делового письма;

-знакомство со стилем оформления делового письма: на что стоит обратить особое внимание;

-изучение требований к срокам ответов и оформлению конвертов

-лекция с элементами беседы;

-практическая работа по оформлению делового письма

2

16,17

Этикет официальных мероприятий

-знакомство с видами официальных приемов; видами дресс-кодов для различных видов приемов;

-составление приглашений на официальные приемы;

-знакомство с правилами рассадки за столом

-просмотр и обсуждение видеосюжетов;

-практическая работа по оформлению приглашений на прием

2

18

Подарочный этикет

-знакомство с правилами выбора, вручения, цветовой гаммы подарка для делового партнера

-лекция с элементами беседы;

-практическая работа

1

19

Этикет делового общения

-знакомство с правилами подготовки к деловой встрече, встречи деловых партнеров в аэропорту, в офисе; правилами рассадки по автомобилям и размещения в гостинице

-лекция с элементами беседы;

-ролевое обыгрывание с элементами тренинга

1

20,21

Презентация деятельности. Алгоритм презентации в условиях публичного выступления

-знакомство с правилами оформления презентации с использованием ИКТ;

-представление собственной презентации

-лекция с элементами беседы;

-практическая работа-тренинг по представлению собственной презентации

2

22

Культура и бескультурье

-обсуждение и анализ предложенных ситуаций

-работа с кейс-ситуациями

1

23,24

 Агрессивность и агрессия. Рамки дозволенного

-психодиагностика развития коммуникативных качеств;

-ролевое обыгрывание предложенных ситуаций;

-рефлексия собственной деятельности в различных жизненных ситуациях

-работа с психологическими тестами на изучение уровня общительности, мобильности, агрессивности и конфликтности;

-ролевое обыгрывание с элементами тренинга

2

25,26

Конфликтный ли вы человек?

2

27.

Конфликт и выход из него. Если на работе возникает конфликт

-анализ и рефлексия собственных действий в конфликтной ситуации конфликтной

-ролевая игра с элементами драматизации

1

28.

Способы выработки «иммунитета» от эмоциональных травм

-самостоятельное составление алгоритма действия по профилактике стрессовых ситуаций

-беседа;

-составление плана-конспекта

1

29.

Деловые качества

-составление памятки делового человека

-беседа;

-оформление памятки

1

30.

Информ-дайджест.

Выбор профессии

-информ-дайджест

-составление конспекта

1

31.

Ключи к успеху в жизни и работе

-просмотр и обсуждение видеороликов о преуспевающих людях

-рефлексия

1

32.

Человек — хозяин своей судьбы. Возраст успеха

-брейн-ринг между командами

-практическая работа

1

33.

Дейл Карнеги. Формула успеха

-знакомство с постулатами успешной жизненной траектории

-устный журнал

1

34,35

Творческий отчет

-подведение итогов занятий;

-рефлексия

-фотопрезентация деятельности общения за год;

-презентация собственного проекта

2

 

В результате изучения курса «Этикет делового человека» учащийся должен уметь:

-        соблюдать правила культуры поведения в обществе;

-        правильно, с точки зрения норм делового этикета, вести переговоры, деловой разговор, деловую беседу;

-        оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка;

-        грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения;

-        разбираться в способах конструирования высказываний;

-        эффективно, в вежливом тоне общаться по телефону;

-        знать и использовать правила презентации собственной деятельности.

В результате изучения элективного курса «Этикет делового человека» учащийся должен знать:

-        основные правила этикета делового человека;

-        правила проектирования делового имиджа и стиля одежды в зависимости от сферы профессиональной деятельности;

-        свои слабые и сильные стороны, критерии адекватной самооценки собственных способностей и возможностей;

-        способы эмоциональной саморегуляции и самообладания.

Ресурсное обеспечение программы: рабочая программа предназначена для реализации педагогом-психологом в совместной деятельности с учителем технологии.

Для проведения занятий необходимо следующее оборудование: комната для проведения занятий, стулья по количеству человек, компьютер, канцелярские принадлежности, видеоролики.

Виды используемого контроля: текущий, итоговый.

Выполнение учащимися практических работ на текущих занятиях позволяет проверять и оценивать результаты каждого урока. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме презентации собственного проекта.

 

Литература:

 

  1. Аджиева Е. М., Байкова Л. А. 50 сценариев классных часов: учебно-методическое пособие. — Москва, 2002.
  2. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 с.
  3. Свахина О. П. Как стать успешным: Программа дополнительного образования/ МОБУ Ирбейская СОШ № 1. — Ирбейское, 2010.
  4. Рогов Е. И. Психология группы / Е. И. Рогов. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 430 с.
  5. Рогов Е. И. Психология общения — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
  6. Федотова И. Г. Деловые термины и деловые переговоры. — Москва, 2000.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle