Библиографическое описание:

Широкова В. В., Кузьмина Н. А. Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 269-272.

 

Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.

Ключевые слова:рейтинг, самостоятельная работа, сессия, студент.

 

Профессиональным компетенциям ОАО «РЖД» отводит первое место. Компания включает сюда способность сотрудника к развитию (в т. ч. саморазвитию). Самостоятельность — это качество личности, возникающее и постепенно развивающееся в периодически повторяющейся деятельности. Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Можно выделить формальные требования к специалисту (пол, возраст, образование, опыт работы), технические (знания и умения работы с оборудованием, развитие логического мышления, умение излагать свои технологические решения), психологические (уверенность, общение с людьми, решительность, коммуникабельность, креативность).

Таким образом, содержанием профессиональной компетентности специалиста железнодорожного транспорта являются знания, умения и навыки в железнодорожной отрасли; опыт практической деятельности; личностные качества специалиста.

Выпускники специальности «Эксплуатация железных дорог», как потенциальные руководители структурных подразделений, должны соответствовать этим требованиям. Их реализация возможна на стадии обучения студентов в университете.

Совершенствование качества обучения может быть основано на развитии самостоятельной работы. Структурно самостоятельную работу студентов (СРС) разделяют на два вида: первая — организуемая преподавателем; вторая — организуемая студентом по своему индивидуальному графику, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, контрольным работам и т. п.). При одновременной оптимизации этих двух составляющих можно говорить об успешной реализации СРС, своевременного выхода на сессию, о качестве подготовки специалиста.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, именно оно, на наш взгляд, значительно стимулирует как на приобретение, так и закрепление знаний.

Второе направление менее эффективно при обучении на младших курсах, но его роль возрастает при работе на старших курсах над разделами курсовых проектов (шестой и восьмой семестры) и основными разделами дипломного проекта.

Самостоятельная работа студентов как система обеспечивает сочетание процессов управления, самоуправления и самоорганизации. Выполнение СРС является основой совершенствования и развития таких качеств личности, востребованных на железной дороге, как самостоятельность, самоорганизованность, дисциплинированность, ответственность.

Самостоятельная работа студентов, в зависимости от места и времени проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя, способа контроля ее результатов, подразделяется на следующие виды: самостоятельную работу во время аудиторных занятий по расписанию (лекций, практических занятий, лабораторных работ); самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций; внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом курсовых проектов, расчетно-графических работ, индивидуальных заданий исследовательского характера. Самостоятельность перечисленных видов работ довольно условна и в образовательном процессе они пересекаются друг с другом. На старших курсах, при изучении специальных дисциплин, она должна способствовать развитию творческого потенциала студента и готовить его к предстоящей работе в должности руководителя подразделения.

Одним из элементов средств управления самостоятельной работой студентов является контроль результатов. Контроль СРС играет важную роль, он не является самоцелью для преподавателя. Основное его назначение — стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента.

Одной из форм контроля рассматривается рейтинговая система оценок. Данная система на всех курсах действует в университете достаточно давно, и она, при надлежащем использовании, позволяет отследить динамику самостоятельной работы студента, выход его на сессию и при этом учесть ее интенсивность и результативность.

Связь рейтингового контроля в дисциплине «Управление эксплуатационной работой» прослеживается весьма наглядно, поскольку она изучается в нескольких семестрах. Программой этой дисциплины предусмотрены все виды занятий: лекции, лабораторные и практические занятия, выполнение расчетно-графических работ и курсовых проектов, а также зачеты и экзамены. И, что немало важно, в большинстве случаев на протяжении всего периода изучения курса занятия проводят одни и те же преподаватели. Это позволяет более объективно оценить влияние рейтинговой оценки на самостоятельную работу, в том числе по ее видам.

Для контроля рейтинга студентам в начале каждого семестра выдается график самостоятельной работы, в котором определены основные даты отчета по всем видам работ. Это дает возможность студенту рационально распределить свою нагрузку и повышать активность работы на занятиях. Большинство из них старается выполнить сложные расчеты в аудитории. Так как рейтинг является доступной информацией, они постоянно его контролируют. При его снижении они корректируют свою нагрузку и повышают активность на последующих занятиях. В тоже время, рейтинг позволяет поддерживать у студентов и определенную ответственность в работе, особенно в команде (при выполнении лабораторных работ прослеживается четко). Работа на железной дороге реализуется только всеми участниками перевозочного процесса, а не отдельными работниками. Поэтому воспитание у студентов данного качества соответствует корпоративной компетенции ОАО «РЖД».

При выходе на сессию студент имеет возможность самостоятельно оценить свои возможности не только при защите курсового проекта, но и при сдаче экзамена (рис.1). Иначе говоря, студент сам формирует свою оценку на экзамене, что повышает ее объективность. Вероятность случайности сводится к минимуму.

Рис. 1 Соотношение рейтинга выхода на сессию и результата экзамена группы студентов

 

Средние значения экзаменационных оценок, полученных на экзаменах в пятом и восьмом семестрах, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения экзаменационных оценок (по 5-балльной системе).

Оценка

Желаемая

Ожидаемая

По текущему рейтингу

Реальная

Средние значения

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

5

8

5

8

5

8

5

8

4.1

4,3

3.9

4,1

3.5

3,9

3.6

3,9

 

Рассматривая разницу между оценкой, полученной на экзамене и ожидаемой, согласно рейтингу выхода на сессию, получается следующая картина: 47 % оценки совпали. 21 % недостаточно хорошо подготовились к экзамену (при неплохом рейтинге выхода), а остальные студенты заранее были настроены на получение удовлетворительной оценки (даже при высоком рейтинге выхода на сессию). Это так называемая достаточная оценка, чтобы не было долгов после сессии.

2 % студентов рассчитывали получить оценку на балл выше. Возможно, это связано с общими итогами сессии или с желанием получить стипендию.

Результаты экзамена в восьмом семестре значительно лучше, чем в пятом семестре.

Результаты выполнения СРС включаются в показатели текущей успеваемости. Студентам, у которых по тем или иным причинам снижается рейтинг в течении семестра, предоставляется право повысить его путем написания студенческих научных работ, выступления с докладом на конференции, выполнения индивидуальных заданий преподавателя, которые носят исследовательский характер.

В основе рейтинговой системы контроля знаний, применяемой на кафедре, лежит комплекс определенных требований, среди которых — своевременная и систематическая отметка результатов выполнения работ в соответствии с реальными достижениями студентов, а также система поощрения успевающих студентов.

Соблюдение дисциплины является необходимой частью любого учебного процесса, поскольку не позволяет подходить к изучению предмета безответственно и обеспечивает своевременное выполнение всех лабораторных работ, курсовых проектов, расчетно-графических работ. т. к. это позволит им, придя на работу в компанию ОАО «РЖД», быстрее включиться в производственный процесс. Студенты, имеющие высокий рейтинг в течение семестров, тратят меньше времени на подготовку к зачету или экзамену, и намного легче переносят сдачу экзаменов и написание выпускных квалификационных работ. Они выбирают индивидуальные темы дипломных проектов, которые потом успешно защищают в государственных аттестационных комиссиях.

Контроль организации самостоятельной работы и ее выполнения должен присутствовать на каждом этапе обучения, чтобы он стал не столько административным, сколько тем условием, который бы положительно влиял на эффективность СРС в целом.

Выполнение самостоятельной работы по неделям в шестом семестре показано на рисунке 2.

 

Рис.2 Динамика изменения рейтинга по отношению к плану по неделям

 

В результате проведенного исследования выявлено, что, несмотря на высокий уровень требований преподавателя, экзаменационная оценка по дисциплине в среднем повысилась по сравнению с пятым семестром, начальным этапом изучения дисциплины. Этому способствовало применение активных методов обучения, актуализация и систематизация знаний по дисциплине, прохождение производственной практики на станциях.

Кроме контроля эффективное осуществление самостоятельной работы зависит от устойчивой мотивации студентов. Можно выделить следующие их виды:

1.      зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе (часто учитывается при заключении договоров с дорогой на старших курсах).

2.      личное отношение студента к учебе (привычка хорошо учиться), его способности;

3.      ощущение полезности выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане повышения его эрудиции как специалиста.

4.      возможность участвовать в конкурсах курсовых и дипломных проектах

Итак, применяемая рейтинговая оценка СРС студентов учитывает следующие оценочные критерии:

-        выполнение разделов по курсовым проектам (их наличие, соответствие заданному объему);

-        активность на занятиях и вне их (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.);

-        изучение нового материала и его закрепление (особенно при подготовке к лабораторным работам);

-        дисциплина;

-        пропуски всех видов занятий и опоздания на них (без уважительной причины).

На кафедре предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебного процесса, позволяет либо повысить уровень текущего рейтинга, либо понизить, если студент их нарушает.

Итоговая рейтинговая оценка показывает преподавателю и студенту действительную картину состояния процесса обучения. Итак, рейтинговая система — это метод оценки успеваемости студента, учитывающий не только его ответ в день экзамена, но и совокупность всех текущих показателей его работы в течении всего семестра. Окончательная оценка успеваемости студента за семестр по дисциплине «Управление эксплуатационной работой» выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных студентом на всех контрольных точках в течение семестра, а также во время экзаменационной сессии. Такая система оценки уже работает во многих высших учебных заведениях страны, в том числе и в ДВГУПСе.

Билеты на экзамены готовятся по подобному принципу: включаемые вопросы охватывают весь курс дисциплины, увязаны между собой и оцениваются определенным образом. В этом случае снижается роль случайных факторов при сдаче экзамена. Итоговый результат получается более объективным.

 

Литература:

 

1.      Широкова В. В., Петухова С. Ю. Организация диагностики и контроля знаний, умений, навыков при самостоятельной работе студентов, Материалы межрегиональной научно-методической конференции 18–20 ноября 2008 г., с.153–158.

2.      Попов Ю. В., Подлеснов В. Н., Садовников В. И., Кучеров В. Г., Андросюк Е. Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. — 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 15–24. — (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).

3.      Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России № 1, 2000, с.114–115.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle