Библиографическое описание:

Шишакина Е. Ю. Заключительный конкурс недели трудового обучения швейному делу. Тема: «Не начавши — думай, а начавши — делай» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 113-115.

Цели и задачи.

-          закреплять знания учащихся, полученные на уроках швейного дела;

-          развивать творческое воображение во время выполнения заданий;

-          формировать представления учащихся о пословицах, учить понимать их смысл;

-          воспитывать уважительное отношение друг к другу во время мероприятия;

-          учить переносить ранее полученные знания в данное мероприятие.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.

Из года в год в нашей школе проходят конкурсы по трудовому обучению. Сегодня мы собрали вас на конкурс «Не начавши — думай, а начавши — делай».

Участвовать в конкурсе будут две команды: «Василисы прекрасные» и «Василисы премудрые».

За работой конкурса наблюдает жюри в составе:

Ведущий 2.

А называется конкурс так не случайно. Это пословица, в которой заключается народная мудрость. Как вы, ребята ее понимаете?

Ответы — рассуждения.

Верно. А еще есть схожие по смыслу пословицы. Например, «Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись», «Думай с ввечеру, что делать поутру», «Семь раз отмерь, один отрежь» и многие другие. А сейчас внимание на экран (Идет просмотр мультфильма «Чем дальше в лес…)

Ведущий 1.

Вот такой мультфильм. В нем вы услышали пословицы, которые читал бабке ученый кот, а смысл их она не понимала, а воспринимала буквально(т. е. верила) А насколько вы понимаете, мы проверим. Дело в том, что каждый конкурс будет определять та или иная пословица, которую вы должны объяснить и выполнить конкурсное задание.

Вы готовы начинать?....Тогда…

Раз, два, три, четыре, пять!!!

Ведущий 2.

Итак, внимание на экран. На экране появляется первая пословица — «Доброе начало — половина дела». Звучит русская народная мелодия «Вдоль по улице метелица метет» (минусовка, маленький фрагмент)

Как вы ее понимаете?

Ответы — рассуждения обеих команд.

На уроках швейного дела мы тоже настраиваемся на работу, готовимся к ней, а именно надеваем фартук и косынку. Давайте посмотрим, кто из Василис справится с этим заданием быстро.

Задание. Подготовиться к уроку.

Жюри будет оценивать скорость выполнения задания и, конечно качество.

Ведущий 1.

Продолжаем соревнование. Внимание на экран. Появляется вторая пословица — «Семь раз отмерь, один отрежь». Звучит русская народная мелодия «Калинка» (минусовка, фрагмент)

Как вы ее понимаете?

Ответы — рассуждения (В случае затруднения ведущий помогает объяснить смысл)

Чтобы работы была выполнена качественно нужно отнестись к ней с большим вниманием и очень постараться.

Задание. Отмерить необходимую длину.

Каждая команда «Василис» отмеряет на тесьме сначала длину 5см, отрезает, затем 10 см., 3см.

Жюри оценивают точность выполнения задания всей командой.

Ведущий 2.

На экране появляется третья пословица — «Больше дела, меньше слов». Звучит русская народная мелодия «Коробейники» (минусовка, маленький фрагмент)

Команды объясняют смысл данной пословицы

Действительно, когда много болтаешь и трудиться некогда!

Задание. Вставить профессию в русские пословицы

(Задание одинаковое для обеих команд)

Без топора не……(плотник), без иглы не……(портной)

Длинная нитка — ленивая…..(швея)

Добрый… (портной) с запасом шьет

Не котел варит, а…..(стряпуха)

……спит, а служба идет.

Без……(пастуха) овцы не стадо

У семи…..(нянек)дитя без глазу

Время лучший….(лекарь)

Жюри будет оценивать ваши правильные ответы

Ведущий 1.

Внимание на экран. Появляется четвертая пословица — «Делано наспех — и сделано на смех». Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени» (минусовка, фрагмент)

Как ее вы понимаете?

Ответы……

Если поспешить во время выполнения работы, не будешь стараться, то и ничего не получится хорошего, люди будут смеяться. Предлагаю вам постараться и выполнить следующее задание.

Задание. Пришить пуговицу.

«Василисы» пришивают пуговицы. Жюри оценивает качество выполненной работы и скорость.

Ведущий 2.

На экране появляется пословица — «За всякое дело берись умело». Звучит русская народная мелодия «Барыня» (минусовка, маленький фрагмент)

Объясните ее смысл.

Предлагаю вам выполнить следующее задание и отнестись к нему добросовестно.

Задание. Выбери правильный ответ.

Материаловедение.

Долевая нить при растяжении: а) изменяет свою дину; б) изменяет на 0,5см;в)не изменяет своей длины; г) изменяет на 10см.

Процесс получения ткани из ниток путём переплетения называется: a) прядением; б) отделкой; в) ткачеством; г) декотированием.

Волокна растительного происхождения относятся к волокнам: a) натуральным; б) искусственным; в) синтетическим; г) минеральным.

Ткань, окрашенная в один цвет, называется: a) пестротканная; б) гладкокрашенная; в) отбелённая; г) цветная.

Машиноведение.

В машинной игле ушко находится: a) в середине иглы; б) рядом с остриём; в) где и у швейной иглы; г) на колбе.

Обрыв верхней нити может произойти по причине: a) неправильного положения прижимной лапки; б) тупая игла; в) неправильная установка иглы; г) быстро шьёте.

Длинный желобок машинной иглы служит: a) для заправки верхней нити; б) для предохранения нити от перетирания; в) для образования петли; г) для заправки нижней нити.

Машинные швы.

К соединительным швам относятся: a) окантовочный; б) стачной; в) шов вподгибку; г) рельефный.

После выполнения машинной строчки концы ниток: a) выводят на лицевую сторону и обрезают; б) завязывают узелком на лицевой стороне; в) выполняют закрепку; г) оплавляют спичкой.

При обработке боковых и плечевых срезов изделия применяют швы: a) шов вподгибку; б) стачной; в) двойной; г) накладной

Раскрой.

Стрелка на листе выкроек означает: a) направление поперечной нити; б) направление кромки; в) направление долевой нити; г) направление ворса.

Раскрой — это: a) вырезание бумажных деталей; б) вырезание шаблонов; в) срезание кромки; г) вырезание тканевых деталей с учётом припусков на швы.

Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи: a) косых стежков; б) украшающих стежков; в) резца; г) карандаша.

Конструирование и моделирование.

К швейным изделиям плечевой группы относятся: a) платье; б) юбка; в) брюки; г) шорты.

Моделирование — это: a) построение чертежа изделия; б) создание фасонов изделия на основе базовой выкройки; в) перевод рисунка на другую сторону; г) нанесение на выкройку направления нити.

При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины: a) Ст; б) Сб; в) Ди; г) Сш

Наиболее подходящими для изготовления летнего платья являются ткани: a) шерстяная; б) драповая; в) шёлковая;

Жюри учитывает слаженную работу команд: верные ответы, скорость выполнения задания.

Ведущий 1.

Внимание на экран. Появляется пословица — «Маленькое дело лучше большого безделья». Звучит русская народная мелодия «Валенки» (минусовка, фрагмент)

Как ее вы понимаете?

Ответы…..

Предлагаю сейчас вам не лениться, а потрудиться и проявить смекалку.

Задание. Украшение сарафана.

(Из бумаги вырезаны два больших сарафана, даны вырезанные из цветной бумаги цветы, листочки, кружочки и. т.п. Необходимо составить узор и приклеить его на сарафан)

Жюри учитывает качество работы и красивый узор на сарафане.

Ведущий 2.

На экране появляется пословица — «Делу время, а потехе час». Звучит русская народная мелодия «Во поле березка стояла» (минусовка) Учащиеся объясняют ее смысл.

Вот и наступила время отдохнуть!

Домашнее задание.

Каждая команда из кусочков ткани, одежды, ленточек составляет костюм, дает ему название и демонстрирует модель под песню «Леди мода».

Жюри учитывает в этом конкурсе артистизм, сам замысел.

Итог конкурса.

Жюри подробно подводит итог каждого конкурсного задания, прибавляет баллы той команде, которая лучше разъясняла смысл пословиц.

Награждение победителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle