Библиографическое описание:

Новикова Н. П. Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 112-115.

На сегодняшний день есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности — одно из стратегических направлений в образовании. Изменения в развивающемся дошкольном образовании происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов проектировочных умений. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошлого века, построенные на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к таким методам относится проектное обучение, которое помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления. Соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка. Исходит из детских потребностей и интересов, а также хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Такое взаимодействие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Реализация проекта это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. В связи с этим при реализации проекта особое внимание уделяется созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использованию различных методических средств.

Переход к проектной деятельности для нашего коллектива был интересным и сложным, мы столкнулись с некоторыми проблемами, но нашли пути их решения. Результаты нашей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Меняются отношения между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Поэтому, наш педагогический коллектив представляет свой наработанный материал по экологическому проекту «Земля — наш общий дом», с детьми старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский — практико — значимый проект «Земля — наш общий дом». Логическим завершением, которого стало участие нашей группы в региональной научно — практической конференции «Мир проектов 2014».

Проект, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно — образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Практико-значимый проект.

Название проекта: «Земля — наш общий дом»

Вид проекта: Долгосрочный (два года), групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта:

-   Дети старшего дошкольного возраста

-   Воспитатели: Новикова Н. П. Маценко М. Ф.

-   Родители

-   Логопед группы Сахневич Н. А.

Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально — личностное развитие.

Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация.

Актуальность проблемы.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно.

Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

Современные дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.

Этапы работы над проектом

1 этап. Разработка проекта: Постановка цели, задач.

2 этап. Подготовительный: Создание условий для реализации проекта, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

3 этап. Практический: Реализации проекта.

4 этап. Заключительный: Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

5 этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

1 этап. Разработка проекта.

Цель проекта: Формирование у детей элементов экологической культуры

экологически грамотного поведения в природе, гуманного

отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля

Задачи проекта:

1.                 Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

2.                 Расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.

3.                 Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

4.                 Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

2 этап. Подготовительный:

1.              Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.              Провести анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей».

3.              Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал на экологические темы.

4.              Подобрать материалы для игровой и познавательной деятельности.

5.              Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

6.              Составить план мероприятий.

Предполагаемые результаты:

1.   У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2.   Ребята умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

-        Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

-        В природе все взаимосвязано.

-        В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

3.   Дети различают живую природу (растения, грибы, животные, человек), и неживую природу (воздух, почва, вода, солнце).

4.   Дети уверенно отличают и называют характерные признаки времен года. Объясняют причины смены времен года.

5.   У детей сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

6.   Дети владеют навыками экологически безопасного поведения в природе, знают запрещающие и разрешающие экологические знаки.

7.   К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей группы.

3 этап. Практический.

Реализации проекта. Согласно лексическим темам и плану мероприятий.

4 этап. Заключительный:

Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек). И неживую природу (воздух, почва, вода, солнце). Они уверенно отличают и называют характерные признаки времен года, объясняют причины смены времен года, с удовольствием проявляют себя в изобразительной и продуктивной деятельности. Вместе с педагогами дети ухаживали за растениями и животными в уголке природы, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнавали о взаимосвязях в природе и о способах ее сохранения.

Посещение музея, библиотеки, участие в выставках, прогулки в парках и скверах, все это способствовало развитию интереса у детей к объектам и явлениям природы, а так же взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.

С большим интересом в экологическом проекте принимали участие родители воспитанников. А одобрительные статьи в газетах и телерепортажи о мероприятиях проходимых с их участием стали подтверждением, что они на правильном пути.

5 этап. Обобщение материалов проекта:

Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Наша задача, как педагогов — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. А детям, для формирования экологической культуры нужно дать элементарные научные знания о природе. Каждодневно поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа).

Завершая проект мы, воспитатели, можем с уверенностью сказать, что у детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они знают и готовывыполнять Законы общего дома природы.

Логическим завершением нашего проекта стало участие нашей группы в региональной научно — практической конференции «Мир проектов 2014».

Литература:

1.      Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

3.      Веретенников А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.

4.      Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

5.      Дыбина О. В.,. Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с.

6.      Кашлёв С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высш. шк., 2002.-95с.

7.      Киселева Л.С, Данилина Т. А., Лагода Т. С.,. Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.

8.      Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Издательство ЛГУ, 1970.-114 с.

9.      Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.

10.  Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

11.  Методика ознакомления детей с природой в детском саду /Под ред. Саморуковой. М., 1992.

12.  Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004.-120 с.

13.  Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.

14.  Николаева С. Н. Юный эколог. М., 1999.

15.  Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1996.

16.  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

17.  Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М., 1996.

18.  Рянжин С. В. Экологический букварь. СПб., 1996.

19.  Штанько И. В.. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4

20.  Яковлева Н. О. Теоретико — методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.-239.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle