Библиографическое описание:

Федотова Л. А. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 121-123.

Ключевые слова: истоки русской народной культуры, наследие, культурное прошлое, патриотизм.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев)

Паспорт проекта:

Проект: долгосрочный, творчески-информационный, групповой.

Сроки реализации проекта: учебный год.

Актуальность проекта:

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них — красота родной природы,

И мудрость древняя веков.

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Цель:

-        развивать творческую активность и эстетический вкус;

-        знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием;

-        показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи:

-        знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства;

-        изучить характерные особенности каждого промысла;

-        развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;

-        воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни;

-        формировать у детей и духовный патриотизм.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста — воспитатели — родители.

Ожидаемый результат:

-        дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи;

-        у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;

-        гордость за свой народ, свою культуру.

Этапы работы:

Предварительный (для родителей) — анкетирование, консультации — 1–1, 5 недели

Далее собственно проект.

1. Подготовительный — 10 дней

Родители, дети, воспитатели — сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д.

2. Основной (реализация проекта) — 10 месяцев (с 10 сентября по 10 мая)

Знакомство с народными промыслами:

1.      Павлово — Посадский платок (региональный компонент)

2.      Русская матрешка

3.      Дымковская игрушка

4.      Филимоновская игрушка

5.      Гжельская роспись

6.      Жостовская роспись

7.      Хохломская роспись

8.      Полхов — Майданская роспись

9.      Городецкая роспись

3. Заключительный — 20 дней (начиная с 10 мая)

Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно — прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Формы работы

с детьми:

1.      Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания).

2.      Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями.

3.      Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье — маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье — маше или лепка предметов и т. д.).

В каждой образовательной ситуации используется информационно — коммуникативная технология в виде презентаций, музыкального сопровождения образовательных ситуаций, игровых моментов, показа образцов изделий, знакомства с историей создания росписей и т. д.

4.      Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу.

5.      Чтение художественной литературы.

6.      Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые.

7.      Выставки рисунков и поделок.

8.      Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах.

9.      Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу.

10.  Посещение Павлово — Посадского производства платков, музея Истории Павлово — Посадского платка и шали.

11.  Помощь родителям в изготовлении поделок и показ мастер — классов.

12.  Тематический вечер «Народные промыслы».

13.  Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.

с родителями:

1.      Участие в сборе предметов народного творчества.

2.      Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству.

3.      Консультирование родителей.

4.      Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.

5.      Мастер — класс для пап и мастер — класс для мам — изготовление поделок к праздникам (папы — для мам мастерят бусы из ткани Павлово — Посадских платков, а мамы — для пап мастерят галстуки из ткани Павлово — Посадских платков).

6.      Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о народных промыслах.

7.      Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.

8.      Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».

9.      Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.

10.  Помощь в организации поездок на производство и в музей и посещение вместе с детьми данных мероприятий.

11.  Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе.

12.  Просмотр итоговой презентации.

Результаты реализации проекта:

Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:

-        создана предметно — развивающая среда;

-        сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;

-        дети умеют различать изделия народных промыслов;

-        используют фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества;

-        созданы альбомы по каждому разделу изученных росписей;

-        организованы выставки поделок и рисунков;

-        проведен тематический вечер и показана презентация — как итог проекта для детей и взрослых.

Литература:

1.      Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Детство-Пресс, 2010 г.

2.      Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб, 2010 г.

3.      Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. — СПб, 2004г.

4.      Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2003г.

5.      «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание № 3–1997, с. 21.

6.      Романова А. Ф. Народные промыслы. — 2003 г.

7.      Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4–5 лет — Мозаика-Синтез. — 2010г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle