Учебная ситуация как средство развития опыта интеркультурной деятельности студента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ергазина, А. А. Учебная ситуация как средство развития опыта интеркультурной деятельности студента / А. А. Ергазина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6343/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматривается роль учебных ситуаций в развитии опыта интеркультурной деятельности студента. Дается сущностная характеристика термина «опыт интеркультурной деятельности». Специально-организованные учебные ситуации побуждают к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску; стимулируют проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества; учат искусству решения конфликтов, опыту творческого решения теоретических и практических задач; обеспечивают развитие критического и теоретического мышления, интеркультурных умений. Все это способствует развитию данного вида опыта.

Ключевые слова:учебная ситуация, опыт интеркультурной деятельности, коммуникативная обстановка, поликультурное образование, интеркультурные умения.

Динамизм постиндустриального информационного развития общества предъявляет новые высокие требования к образованию как социальному институту. Необходимо обеспечить образование, развитие и воспитание личности в стремительно меняющемся мире, сформировать целостное мировоззрение и мироотношение, функциональную грамотность и творческий профессионализм специалистов. Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических, политических и общественных целей государства. Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального образования — одно из важнейших условий успешности функционирования государственной системы. Вот почему требования к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий, прогностический характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой. И немаловажным становится тот факт, что поликультурность становится неотъемлемой частью профессионализма.

В современном обществе происходит процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения культур, в результате которого происходит взаимное обогащение людей, неизбежный в связи с общим ростом взаимозависимости мира, экономических, политических и других тенденций к сближению и созданию единых пространств, единых валют, единых тарифов. Казахстан также входит в этот глобальный процесс, поэтому интеграционные явления будут так или иначе создавать предпосылки внутри страны для еще большего культурного плюрализма и необходимости поли- и интеркультурного образования. Является необходимым знание о таких понятиях как «расизм», «антисемитизм», «национализм», «фашизм», «ксенофобия», «сегрегация», «этнические чистки», «дискриминация по полу», «религиозные преследования».

Вполне понятно, что система образования не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование поликультурного менталитета, в развитие толерантности и терпимости, становления и накопления опыта интеркультурной деятельности.

По мнению современных философов, в информационном поликультурном обществе востребованы выпускники вузов, способные:

-          гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

-          самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-          грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы для выявления и решения новых проблем);

-          быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

-          самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Такие задачи возможно решить, развивая опыт интеркультурной деятельности студента. Становление и развитие опыта интеркультурной деятельности студента происходит через специально организованные учебные ситуации в учебном процессе. Сотрудничество, как форма взаимодействия в ситуации — это такое взаимодействие, при котором один человек способен уловить состояние другого и, перестроив негативное к нему отношение, принять его действия, развить их дальше в целях успешного разрешения ситуации.

Наше внимание привлекает определение термина «опыт» для определения содержания общего образования, используемое И. Я. Лернером в дидактике. Цель последнего усматривается в передаче молодому поколению основ накопленного социального опыта, «включающего знания о мире, опыта осуществления способов деятельности, становящихся по мере усвоения навыками и умениями, опыта творческой деятельности: опыта эмоционально-чувственной воспитанности» [1, c. 43]. Опыт, как определяют Л. Д. Рагозина и Н. Е. Щуркова, — это то, что «приобретается человеком в процессе его практического взаимодействия с внешним миром, та совокупность знаний, умений и отношений, которая образуется в результате такого взаимодействия с объектами окружающей действительности; неким следом в личностной структуре, который остается после взаимодействия с определенным объектом мира» [2, c. 19].

Последнее десятилетие идея опоры на собственный опыт студента разрабатывалась в контексте дидактических поисков, учитывающих целостную включенность человека в учебный процесс, которая не сводится только к четко вычленяемым и рационально осознаваемым действиям, связанным с рациональным познанием, но связана и с интуитивной, часто неосознаваемой эмоционально-личностной сферой.

Н. Е. Щуркова и Л. Д. Рагозина оценивают содержательность приобретаемого собственного опыта как опыт общий и актуальный. Общий опыт значим для каждого человека в конструировании достойной жизни, актуальный опыт в определенный период развития играет решающую роль в последующих жизненных событиях [2, c. 42].

В педагогической литературе встречаются работы по опыту витагенному, когнитивному, трудовому, коммуникативному, этическому, социальному и т. д. Личностный содержится во всех имеющихся видах опыта.

Понятие «личностный опыт» — это важная информация, результат серьезного анализа событий, их оценки, выработка оптимальной линии своего поведения. В. В. Сериков называет его опытом «быть личностью». Это информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это сплав мыслей, чувств, поступков, совершенных человеком, представляющих для него самодостаточную ценность. Важно, как люди осознают и интегрируют свой личностный опыт. Функция личностно-развивающего образования состоит в усвоении опыта самоорганизации, владения своей личностью, управления поступками [3, c. 12].

Согласно определению В. В. Серикова, личностный опыт — это переживание смысла, своего рода включенности данного предмета, в контекст жизнедеятельности личности, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого. К определению В. В. Серикова мы добавляем непременное условие — саморазвитие личности.

П. С. Гуревич определяет опыт как жизненную практику, все, что обретает человек [4]. Люди осознают полученный ими опыт, имея представления о себе, своих умственных способностях, дарованиях, добродетелях. В теории познания под опытом понимается непосредственное наблюдение над действительностью в противоположность умозрению. В этом значении опыт тождественен эксперименту. Познавая, человек через опыт продвигается к понятию.

Наличие поликультурной образовательной среды обеспечивает моделирование содержания опыта интеркультурной деятельности, включающего знание особенностей собеседника на этническом уровне, норм межкультурного общения представителей различных этносов, проживающих в условиях полиэтничности.

Одним из главных направлений в формировании опыта интеркультурной деятельности студента является обеспечение поликультурной направленности образования, введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины. Двуязычное и многоязычное обучение не только служит коммуникации, но и позволяет студенту приобщаться к различным способам мышления и интеркультурного поведения. В исследованиях Л. Б. Соколовой доказано, что поликультурное образование развивает способности обучаемых к принятию многообразных решений, формирует «интеркультурный опыт, необходимый для участия в жизни общества с этническим многообразием» [5]. По мнению В. Г. Рындак, такое содержание образования обеспечивает интеграцию личности в системе мировой и национальных культур, формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество» [6].

Исходя из философского определения опыта как закрепленного единства знаний и умений, переросшего в модель действий при любой ситуации (Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили), мы рассматриваем опыт интеркультурной деятельности как специфический вид личностного опыта по применению приобретенных знаний и умений межличностного общения субъектов разных культур. Опыт интеркультурной деятельности сводится к способности студента переживать и осознавать ситуации межкультурного общения как культурного события, как опыта особого вида коммуникации -интеркультурной. В опыте интеркультурной деятельности субъектом интегрируются принятые и эмоционально-ценностно пережитые знания и умения, становящиеся основой для преодоления субъектом негативных стереотипов в профессиональной деятельности, социокультурном общении с носителями разных культур. Он измеряется по мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностному критериям и обеспечивает в образовательной среде успешную реализацию культуротворческой, информационной, воспитательной, развивающей, гуманистической функций [7]. Кроме того, это и совокупность действий, характеризующая уровень развития культуры личности с точки зрения социально одобряемых норм поведения, позволяющая студенту успешно интегрироваться в современное полиэтническое общество. Утверждается, что студент, имеющий опыт интеркультурной деятельности, относится к категории «предпочитаемых», «принятых» в общении с другими, имеет высокий социальный статус, его мировоззрение и поведение основываются на принципах гуманности, свободы и ответственности, солидарности и взаимопонимания, демократии и толерантности. Овладение опытом интеркультурной деятельности выражается в форме ценностных ориентаций, интериоризированных субъектом жизненных смыслов, ставших достоянием личности, «отложенных в резервах памяти, находящихся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях» [3].

Ситуативная направленность развития опыта интеркультурной деятельности студента обусловлена высокой значимостью социокультурных, экстралингвистических параметров коммуникации, необходимостью активизации ситуаций, отвечающих культурным потребностям студентов и направленных на развитие у них умений и навыков межкультурного общения.

Благодаря созданию и реализации на спецкурсах коммуникативных, социокультурных и межкультурных ситуаций, осуществляется управление учебным процессом. В качестве необходимых для этого условий Р. В. Фастовец выделяет следующие:

-       формирование мотивационной основы общения;

-       обеспечение предметного содержания общения;

-       организация коммуникативной обстановки на учебных занятиях;

-       создание иноязычной речевой установки [8].

Коммуникативная обстановка на учебных занятиях является одним из существенных факторов развития опыта интеркультурной деятельности. Она характеризуется умственной и эмоциональной активностью студентов, атмосферой доверия и взаимопонимания, что достигается в управляемом общении специальными приемами и играми, учетом социально личностных факторов, коммуникативным поведением участников общения, включая преподавателя. К специальным приемам, используемым в целях создания коммуникативной обстановки, Р. В. Фастовец относит игры, направленные на развитие внимания, чувства партнера, эмоциональной, образной и оперативной памяти, способности к имитации, быстроты реакции, чувства ритма, внутренней собранности и организованности, сеансы релаксации, направленные на преодоление скованности и напряжения [8].

Человеческая игра — такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. А В. Всеволодский-Гернгросс в своей книге дает такое определение: «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» [9].

В это понятие Д. Б. Эльконин вносит некоторые уточнения. Вместо понятия «воспроизведение» он употребляет «воссоздание» и уточняет, что «игрой у человека становится такое воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — задачи и нормы отношений между людьми» [10, с. 314].

Учебная ситуация обеспечивает возможность формирования интеркультурных умений и навыков студентов путем решения поставленных задач, для достижения которых она призвана выполнять ряд функций: 1) моделирующую функцию, предполагающую структурное пошаговое представление интеркультурной деятельности студентов, что позволяет им определить линию своего поведения и наиболее эффективно достичь коммуникативной интенции; 2) функцию побуждения, поскольку ситуация на уроке носит искусственный характер и преподавателю приходится стимулировать мотивацию студентов в выражении их интересов, личных потребностей, а также создавать условия для перевоплощения в соответствии с заданной ситуацией; 3) кооперативную функцию, связанную с умением участников коммуникативного акта взаимодействовать, реагировать на собеседника, регулировать свое поведение, грамотно аргументировать свою позицию; 4) социокультурную функцию, согласно которой учебную ситуацию можно рассматривать как средство формирования инокультурного мышления, то есть способности планировать свою деятельность по правилам культуры носителей изучаемого языка.

Существуют различные виды ситуаций: ситуации стимулирования, ситуации выбора, ситуации успеха, конфликтные ситуации, проблемные учебные ситуации, ситуации риска, ситуации критики и самокритики, ситуации помощи и взаимопомощи, ситуации угрозы наказания, ситуации самооценки, ситуации общения, ситуации подчинения, ситуации убеждения, ситуации обвинений и выдержки, ситуации быстрого переключения в работе и общении, ситуации соревнования и соперничества, ситуации сопереживания, ситуации проявления невнимания, ситуации ограничения, игровые ситуации, ситуации ответственных решений, ситуации освоения новых способов деятельности, ситуации выражения веры и доверия, ситуации предъявления требований, тренинговые ситуации, ситуация расхолаживания дисциплины и дезорганизации.

Из всех видов учебных ситуаций нас больше интересует проблемная ситуация. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний студентами, воспитательное же значение проблемной ситуации будет формироваться как самостоятельным отношением к разрешению проблемной ситуации, так и возможностью осуществления совместной с другими обучаемыми деятельности по устранению проблемы. Развивающий эффект обнаруживается в повышенной сообразительности студентов, их способности учитывать мнения своих товарищей, совместно анализировать возможные результаты, а также — давать обоснования, высказывать гипотезы, находить решения. Одновременно у них воспитывается стремление к настойчивому преодолению трудностей.

Все учебные ситуации, направленные на развитие опыта интеркультурной деятельности, побуждают к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску; стимулируют проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества; развивают интуицию и мышление; учат искусству решения конфликтов, опыту творческого решения теоретических и практических задач; обеспечивают развитие критического и теоретического мышления, интеркультурных умений.

Участие студентов в приближенных к реальности ситуациях направлено на оптимизацию развития опыта интеркультурной деятельности, развитие воображения у обучаемых, их самостоятельности и мотивации учения.

Литература:

1.                  Лернер И. Я. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности // Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М., 1983. — С.245–251.

2.                  Рагозина Л. Д. Формирование жизненного опыта учащихся. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.

3.                  Сериков В. В. Личностно ориентированное образование// Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 12–21.

4.                  Гуревич П. С. Философская антропология: учебное пособие для вузов. — М.: NOTA BENE, 2001. — 456 с.

5.                  Соколова Л. Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — 300 с.

6.                  Рындак В. Г. Методологические основы образования. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. — 192 с.

7.                  Yergazina A. A., 2014. The Sociocultural Interference in the Process of the Formation of the Experience of Inter-cultural Activities of the Student. Life Science Journal, 11(1s): 195–198. Date Views 01.04.2014 http://www.lifescience.com.34.

8.                  Фастовец Р. В. Управление иноязычным общением в учебных условиях // Общая методика обучения иностранному языку. — М., 1991.

9.                  Игры народов СССР: Сборник материалов, составленный В. Н. Всеволодским-Гернроссом и др. М.; Л., 1933.

10.              Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

Основные термины (генерируются автоматически): опыт, деятельность студента, ситуация, деятельность, коммуникативная обстановка, проблемная ситуация, развитие опыта, личностный опыт, умение, учебный процесс.

Ключевые слова

учебная ситуация, опыт интеркультурной деятельности, коммуникативная обстановка, поликультурное образование, интеркультурные умения., интеркультурные умения

Похожие статьи

Современные педагогические технологии как средство...

опыт, деятельность студента, ситуация, деятельность, развитие опыта, проблемная ситуация, коммуникативная обстановка, личностный опыт, учебный процесс, умение.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках...

Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно ориентированного образования, таких как

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Проблемные ситуации в контексте активизации обучения...

студент, учебный процесс, практическое занятие, ситуация, проблема, познавательная активность, знание, задача, познавательный интерес, проблемная ситуация.

Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере...)

проблемная ситуация, проблема, моделирование проблемных ситуаций, метод проектов, ролевая игра, позиционная дискуссия.

Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Приобретенный учебный опыт обучающийся переносит на свои поступки в повседневной жизни, данный опыт оказывает влияние на формирование личностных качеств. Наконец, работа предполагает рефлексию деятельности, то есть оценку того...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации...

Представлен опыт работы по организации образовательной ситуации «открытия» нового знания в старшей группе

1) Вид деятельности: коммуникативная (Развитие речи). Тема: такие разные слова.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Формирование опыта профессионального саморегулирования...

Учебная деятельность побуждает студентов к проявлению опыта профессионального саморегулирования в случае ее личностной ориентированности и

 групповая сплоченность.  честность и объективность, нравственная устойчивость.  коммуникативность.

Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема

Так, в психологии «опыт» – это качество личности, сформированное в процессе ее деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки, а «творческая деятельность» рассматривается как деятельность...

Похожие статьи

Современные педагогические технологии как средство...

опыт, деятельность студента, ситуация, деятельность, развитие опыта, проблемная ситуация, коммуникативная обстановка, личностный опыт, учебный процесс, умение.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках...

Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно ориентированного образования, таких как

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Проблемные ситуации в контексте активизации обучения...

студент, учебный процесс, практическое занятие, ситуация, проблема, познавательная активность, знание, задача, познавательный интерес, проблемная ситуация.

Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере...)

проблемная ситуация, проблема, моделирование проблемных ситуаций, метод проектов, ролевая игра, позиционная дискуссия.

Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Исследовательская деятельность как средство развития...

Приобретенный учебный опыт обучающийся переносит на свои поступки в повседневной жизни, данный опыт оказывает влияние на формирование личностных качеств. Наконец, работа предполагает рефлексию деятельности, то есть оценку того...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации...

Представлен опыт работы по организации образовательной ситуации «открытия» нового знания в старшей группе

1) Вид деятельности: коммуникативная (Развитие речи). Тема: такие разные слова.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Формирование опыта профессионального саморегулирования...

Учебная деятельность побуждает студентов к проявлению опыта профессионального саморегулирования в случае ее личностной ориентированности и

 групповая сплоченность.  честность и объективность, нравственная устойчивость.  коммуникативность.

Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема

Так, в психологии «опыт» – это качество личности, сформированное в процессе ее деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки, а «творческая деятельность» рассматривается как деятельность...