Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.10.2014

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

Боярова, Е. С. Специфика использования современных образовательных технологий в рамках учебных занятий психолого-педагогического цикла / Е. С. Боярова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6333/ (дата обращения: 25.04.2024).

Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках основной профессиональной образовательной программы требует особой организации образовательного процесса.

Достижение поставленной цели осуществляется в том, чтобы стимулировать активную позицию обучающегося и побуждать его к самостоятельному, самоуправляемому обучению. Активное обучение предполагает формирование активной позиции как у того, кто обучает, так и у того, кто обучается. Обе стороны реально должны становиться субъектами учебного процесса и разделять ответственность за его результат.

Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных (в крайнем случае, имитационных) контекстах. Важнейшим принципом организации процесса обучения является его индивидуализация, а именно, — предоставление каждому обучающемуся возможности осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

Использование образовательных технологий реализует повышение качества образования и воспитания студентов, выведение учебно-воспитательного процесса на новый уровень, соответствующий требованию времени, через создание условий для формирования творческого мышления и продуктивной деятельности студентов.

Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие задачи:

-          повысить качество обучения, через формирование познавательного интереса к выбранной специальности

-          способствовать развитию у студентов психических процессов, необходимых не только в будущей профессиональной деятельности, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и др.);

-          развивать у студентов креативность как необходимое качество современного педагога

-          продолжить формирование коммуникативных и речевых навыков студентов

-          осуществлять формирование навыка решения проблемных ситуаций

В своей работе каждый из педагогов должен руководствоваться следующими нормативными документами:

-          Закон об образовании.

-          Концепция модернизации российского образования.

-          ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»

-          Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Формы организации учебной деятельности на занятиях: индивидуальная, групповая, коллективная.

Выбираемые методы преподавания, зависят от поставленных целей и содержания учебного занятия.

При составлении плана занятий принципиально важно помнить, что сначала должен быть представлен новый опыт, а не объяснение преподавателя или лекция, т. е. должно быть сформировано основание для освоения новых знаний и умений.

Каждое отдельно взятое занятие представляет собой звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связанное с предшествующими и последующими занятиями.

Обоснование выбора СОТ для внедрения в практику

1. Проблемное обучение

Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение.

Особенности методики.

Реализуя схему проблемного обучения, необходимо представить последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами; приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Для успешного применения проблемного обучения необходимо реализовать следующие психологические условия:

1.         Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2.         Быть интересными и актуальными для студентов и соответствовать их познавательным способностям.

3.         Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4.         Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения состоят в следующем:

1.     Высокая самостоятельность учащихся;

2.     Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

3.     Развитие мыслительных способностей учащихся.

Недостатки: — данная технология требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Какие методические приемы используются при создании проблемных ситуаций?

Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации. Например, при изучении темы «Типы учреждений РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья» раскрывается типология СКОУ (специальных коррекционных образовательных технологий), где создаются благоприятные условия для обучения и развития детей с проблемами, но параллельно с этим осуществляется программа интегрированного обучения. Данные ситуации являются на первый взгляд противоречивыми: так, где же ребенку с нарушениями здоровья лучше — в СКОУ или в общеобразовательной школе?

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями студента.

Проблемное изложение материала преподавателем. Раскрывая вопрос РДА (ранний детский аутизм) используются 4–5 примеров (ситуаций) раскрывающих условия воспитания детей с РДА в семьях, а затем вместе со студентами выделяются возможные причины возникновения РДА.

В работе я используются следующие проблемные задания:

-                    логически-поисковые — связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых;

-                    констатирующие — работы, включающие познания и описания новых знаний;

-                    творческие проявление студентом эмоционального отношения к фактам, явлениям и т. д. (например, достаточно актуальным является такое задание «Докажите, что у ребенка родителей-алкоголиков или наркоманов повышается риск формирования нарушения интеллекта».

При использовании технологии проблемного обучения даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

2. Метод CASE STUDY

Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:

-          принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

-          принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

-          принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания — снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации;

-          принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами — психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;

-          принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт — метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т. п.

-          принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.

Данный метод способствует развитию у студентов различных практических навыков:

1.         «Аналитические навыки. Кним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества. Это достигается за счет таких заданий, как например:

-          отметьте, какие психолого-педагогические характеристики наблюдаются у детей с ЗПР в зависимости от происхождения ЗПР;

-          определите по признакам степень умственной отсталости;

-          выделите составляющие комплексной клинико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма и др.

2.         Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

3.         Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа — средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

4.         Социальные навыки. Входе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.

Большие возможности для формирования коммуникативных и социальных навыков дает дисциплина — Психология общения, где почти каждое занятие представляет практический курс формирования и развития данных навыков. Это такие вопросы, как: Структура межличностного взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Механизмы партнерских отношений. Правила корпоративного поведения в команде. Стили руководства. Выбор оптимального стиля руководства. Психологические проблемы руководителя и подчиненного; или задания: Сформулируйте правила эффективного поведения в конфликте. Представьте способы выхода из конфликтной ситуации. Разработайте правила этики взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и родителей.

Формирование коммуникативных навыков является на сегодняшний момент одной из актуальных проблем развития подрастающего поколения. Эта тема является достаточно интересной не только для преподавателя, но и для студентов.

Каждая из педагогических технологий имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Их применение требует от ведущего преподавателя специальных знаний и умений, определенных коммуникативных навыков. Для овладения современными образовательными технологиями, с целью внедрения их в свою обучающую и воспитательную работу для каждого преподавателя необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствоваться и находить среди современных образовательных технологий наиболее эффективные методы, учитывающие образовательные возможности конкретного педагога.

Литература:

1.         Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург, 2005.

2.         Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

3.         Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.

4.         Дубов А. Г., Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 2006.

5.         Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. Пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Академия, 2007.

6.         Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж: Учитель, 2001.

7.         Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е. С. Полат).- М, 2000.

8.         Столяренко Л. Д. Педагогика. — Ростов н/Д: Феникс. 2003.

9.         Флиберг Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади//Социс,2005 № 4

Основные термины (генерируются автоматически): CASE, проблемное обучение, навык, студент, формирование, STUDY, познавательный интерес, проблемная ситуация, реализующий метод, учебный процесс.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг

Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Теоретические основы метода Case study в обучении...

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов... информация, анализ, мотивация, навыки, обучения, группа, способность, метод, иностранный язык, Тематическое исследование, активный.

Метод кейс-стади в обучении устному переводу

Наиболее эффективным методом, стимулирующим познавательный интерес студентов, является метод кейс-стади. Метод кейс-стади (от англ. case — случай, ситуация) — интерактивный метод, заключающийся в проблемно-ситуационном анализе...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных...

иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз, ситуация, проблемная ситуация, профессиональный иностранный язык, обучение, том. Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование познавательного интереса к обучению путем... Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемные ситуации в контексте активизации обучения...

студент, учебный процесс, практическое занятие, ситуация, проблема, познавательная активность, знание, задача, познавательный интерес, проблемная ситуация.

Использование методов проблемного обучения иностранному...

методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку, учебный процесс.

проблемное обучение, проблемная ситуация, учащийся, ситуация, проблемное задание, принцип проблемности, выдвигаемая проблема, система...

Использование Case-study как эффективного метода...

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задачситуаций (решение кейсов).

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг

Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Теоретические основы метода Case study в обучении...

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов... информация, анализ, мотивация, навыки, обучения, группа, способность, метод, иностранный язык, Тематическое исследование, активный.

Метод кейс-стади в обучении устному переводу

Наиболее эффективным методом, стимулирующим познавательный интерес студентов, является метод кейс-стади. Метод кейс-стади (от англ. case — случай, ситуация) — интерактивный метод, заключающийся в проблемно-ситуационном анализе...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных...

иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз, ситуация, проблемная ситуация, профессиональный иностранный язык, обучение, том. Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование познавательного интереса к обучению путем... Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемные ситуации в контексте активизации обучения...

студент, учебный процесс, практическое занятие, ситуация, проблема, познавательная активность, знание, задача, познавательный интерес, проблемная ситуация.

Использование методов проблемного обучения иностранному...

методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку, учебный процесс.

проблемное обучение, проблемная ситуация, учащийся, ситуация, проблемное задание, принцип проблемности, выдвигаемая проблема, система...

Использование Case-study как эффективного метода...

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задачситуаций (решение кейсов).