Библиографическое описание:

Малеева С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 95-97.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. В статье показана специфика реализации метода проектов при проведении образовательной работы по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки гражданских качеств. В этом возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, перед педагогами ДОУ стоит задача «формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» [1, стр. 10]. Но, в процессе, общения с детьми моей группы и по результатам диагностики освоения детьми основной образовательной программы ДОУ выяснилось, что существует дефицит представлений о родном районе, городе, крае. В тоже время по результатам опросов и анкетирования, проведенным мною в октябре 2013года, 85 % родителей и 98 % педагогов ДОУ считают, что краеведение является важным компонентом в совместной образовательной деятельности с детьми.

Это стало определяющим в выборе темы моего приоритетного направления: «Проектная деятельность по краеведению как средство повышения познавательной и творческой активности дошкольников»

Исходя из выше сказанного, нами был разработан исследовательско-творческий проект «Я шагаю по Ильинке»

Актуальность темы: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо хорошо знать свой район.

Цели: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории Новоильинского района, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного района.

Задачи:

1.                  Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родного района), некоторые исторические сведения (знание некоторых улиц)

2.                  Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

3.                  Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

4.                  Пополнение словарного запаса.

5.                  Воспитание дружеские отношения, желание помогать друг другу.

При осуществлении педагогического процесса по ознакомлению

дошкольников с родным селом учитываются следующие принципы:

-         Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

-         Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

-         Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития. Первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление с родным селом должно стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта

1.                  Формирование у детей любви к родному району и интереса к прошлому и настоящему малой Родины.

2.                  Развитие эмоционально — ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

3.                  Воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в родном городе, сопричастности к этому.

4.                  Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

5.                  Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.

На первом этапе мы отправились в виртуальное путешествие по

родному району, используя карту maps, узнавали о достопримечательностях.

Фото0429.jpg

Новоильинского района через медиа — экскурсии, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации с изображением достопримечательностей, значимых мест Новоильинского района. Дети приносили семейные фотографии, где они вместе с родителями любят гулять, отдыхать, проводить свободное время и, мы оформили фотоальбом «Район, в котором мы живем!»

Для получения более точной информации об объектах района ребята вместе с родителями подбирали материалы, фотографии, которые собрали в мини –проспект «Я шагаю по Ильинке».

Нами была оформлена выставка детских работ «Достопримечательности Новоильинского района». Изображая в рисунках, поделках любимые места района ребята передавали свои положительные впечатления, отношение.

После проведенной экскурсии к проспекту Авиаторов у дошкольников конкретизировались представления о транспорте Новоильинского района. Закрепление знаний о правилах дорожного движения осуществлялось на макете микрорайона.

SDC10997.JPG

Итоговым мероприятием, обобщившим все полученные знания, о Новоильинском районе стала викторина «Знатоки родного района».

SDC11345.JPG

Творческий проект «Я шагаю по Ильинке» позволил:

-       сформировать у воспитанников общие представления об истории возникновения родного района;

-       воспитывать в детях чувство гордости за свой район;

-       развить творческие способности при знакомстве с достопримечательностями родного района.

-       Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.

Эффективность реализации проекта «Я шагаю по Ильинке»

Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования интегративных качеств личности ребенка, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle