Библиографическое описание:

Гольцман Т. О. Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 222-223.

Успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях, зависит во многом от того, насколько они включены в систему семейных отношений. Поэтому приоритетным направлением КГКОУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» является устройство воспитанников на семейные формы воспитания и оказание психолого-педагогической поддержки замещающей семье. Для этого у нас функционирует Центр по устройству детей в семью. В связи с особо сложными проблемами поступающих к нам детей для каждого ребенка проводится углубленная терапия, снятие посттравматического синдрома, последствий жестокого обращения в разных формах, ярко выраженных отклонений в поведении, школьной дезадаптации. Специалисты готовят детей к проживанию в семье через такие ресурсы как: социальная квартира, арт-студия, сенсорная комната, творческие мастерские, кабинет домашних умений. Итогом педагогической работы детского дома является социальная привлекательность ребенка, что позволяет успешно подобрать ему замещающую семью.

В рамках реализации Федерального грантового проекта «Отцовская забота — серьезная работа», Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по организации мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях, разработана программа организации семейного досуга, как условия эффективной адаптации ребенка в замещающей семье, направленная на укрепление внутрисемейных отношений, построение взаимного понимания между поколениями посредством включения их в совместную деятельность.

Целью данной программы является развитие механизмов эффективного взаимодействия замещающих родителей и приемных детей, направленных на стабилизацию семейных отношений.

Программа предусматривает реализацию следующих задач: научить замещающих родителей организовывать совместный досуг; осуществить помощь семье в выборе способов организации досуга с учетом специфики; оказать содействие детям в раскрытии их потенциальных возможностей.

Это позволяет организовать работу с замещающей семьей в период адаптации ребенка. Например, это касается количества внимания, необходимого ребенку каждый день. Причем, не столь важно количество часов или минут, проведенных вместе, можно быть с ребенком целыми днями и не вступать с ним в необходимый для него эмоциональный контакт, а можно провести с ребенком всего 10 минут, но посвящая это время исключительно ему (не параллельно с другими делами), давая понять, как он важен и дорог для родителей. Когда дети и родители вместе играют, слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим чувством семейственности, формируется привязанность.

У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, заветным. Наполнением вечера может служить занятие любым видом детского творчества: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др., или просто устроить вечер сокровенных бесед, в которых можно разобраться во многом, ответить на вопросы детей. Неплохим способом является собственный семейный ритуал укладывания детей спать, когда родители могут пообщаться с ребенком, узнать от него последние новости, а ребенку это поможет успокоиться и расслабиться перед сном. Рекомендуем родителям рассказывать ребенку о своих делах и переживаниях за прошедший день. Советуем пофантазировать и вместе с ребенком придумать свой ритуал, удовлетворяющий его потребностям и возможностям по времени.

Сотрудники центра по устройству детей в семью помогают родителям найти ответы на многие вопросы, касающиеся разнообразного проведения обычного семейного вечера, выходного дня, способов ограничения ребенка от бездумного просмотра телепередач или чрезмерного увлечения компьютером. Воскресный день, особенно в зимнее время, советуем заполнить каким-нибудь творчеством. Вот, например, праздник «Веселая фотография». Каждый член семьи «дорабатывает» свои фотографии недостающими, на его взгляд, деталями. Здесь можно использовать обыкновенную аппликацию или программу «Фотошоп». На этот праздник отводится целая неделя, в конце которой устраивается необычная фотогалерея. Праздник — День осенних листьев. Пусть это будет обычная прогулка, но само слово «праздник» настроит детей на радостное ожидание. На улице нужно набрать целый ворох разноцветных листьев, дома погладить их утюгом и смастерить из них игрушки, аппликации или другие поделки, или такой праздник, как Разноцветная неделя, где каждый день посвящается одному из цветов радуги. Таким способом можно учить цвета с маленькими детьми. На листе ватмана можно нарисовать карандашом радугу, а раскрашивать ее каждым цветом по очереди. Понедельник — день красного цвета, вторник — оранжевого, среда — желтого и т. д. В этот день обращать внимание именно на этот цвет — искать его в одежде, на улице, нарисовать картину одного цвета и т. п. Вместе с цветами можно учить и буквы: красный — буква К, оранжевый — буква О…

Все дети очень любят рисовать, поэтому предлагаем родителям устроить Праздник Веселого Карандаша. Для этого нужно попросить детей отобрать наиболее удачные, на их взгляд, рисунки, из которых устроить «картинную галерею». Можно таким образом познакомить детей с профессией художника.

Можно устроить «Праздник первой 5», «Праздник варенья», «Праздник выученного стихотворения» или такой праздник, как «Месяц не болели!».

Нетрудно заметить, что подобные праздники — не совсем настоящие. Они не требуют практически никакой подготовки, их сюжеты выдумываются на ходу, но радость они приносят самую настоящую. Главное — что при их подготовке и проведении и родители, и дети вместе.

Реализуя одну из задач проекта, сотрудники центра по устройству детей в семью организуют мужские праздники в замещающих семьях: «Пиратский праздник» с поиском клада, «Посвящение в мужчины» и т. д., формируя тем самым гендерные стереотипы у мальчиков из неполных семей, в которых процесс полоролевой идентификации определенно затруднен из-за отсутствия отца.

Мы учим родителей организовывать досуг для всей семьи, не выходя из дома. Всегда оживление и интерес вызывают всевозможные конкурсы: «кто быстрее и лучше уберет свою комнату», «кто придумает лучший сценарий празднования Нового года», «кто приготовит самое вкусное и красивое блюдо на праздничный ужин», «кто красивее нарисует корову, с завязанными глазами» и т. д. Как видите можно сделать эти конкурсы не только веселыми, но и полезными для дома и семьи. Дома можно устроить свой собственный театр, для участия в котором пригласить друзей, живущих по соседству. С выдумкой, подходя к любому самому будничному делу, легко сделать свою жизнь насыщенной положительными эмоциями, да и дела в этом случае будут восприниматься детьми скорее как семейное приключение, чем как тяжелая обязанность.

Очень важным является оздоровительный семейный досуг. Сюда относят: туризм, пешие прогулки; чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и спорте и последующая беседа о прочитанном; посещение спортивных зрелищ; семейные праздники с элементами физкультуры и спорта. В рамках реализации проекта, сотрудники центра по устройству детей в семью проводят спортивные мероприятия, где команды взрослых и детей совершают велопробег по сосновой роще, участвуют в состязаниях на силу, выносливость, смекалку. Такая совместная деятельность способствует сплочению семьи, пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков правильного организованного семейного отдыха.

Как правило, адаптация воспитанников детского дома проходит без осложнений, в полных семьях. В полной семье ребенок вместе с взрослыми переживает общественные отношения и видит четкую модель поведения представителя определенного пола, поэтому у детей из полных семей проблем в становлении половой идентичности нет, дети из полной семьи осознают мужские и женские роли в семье и обществе, понимают то, как распределены функции и обязанности членов семьи.

Целенаправленная работа по проекту способствует успешной интеграции ребенка в семью и формирует положительные установки во взаимоотношениях “родитель-ребенок», посредством включения в совместную деятельность.

Литература:

1.      Давлиев И. А., «Я и моя семья». 1999г.

2.      Бедный М. С., «Семья-здоровье-общество», М., 1999г.

3.      Киселева Т.,Г.,Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности Учебное пособие.-М.:Изд-во МГУК,2000г.

4.      Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А. Д.,Чижикова В. М. М.: Изд-во МГУК,2001г.

5.      Ремизова Т. А. Культурно-просветительная работа — М.: 2004.

6.      Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность. — М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2003.-49с.

7.      Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.

8.      Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. — М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle