Библиографическое описание:

Белик И. С. Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 146-149.

Каким мы хотим видеть современного ученика? Рафинированным интеллектуалом, руководствующимся в жизни только холодным рассудком или человеком с богатой интеллектуальнойиэмоциональной жизнью?

Вряд ли, кто возразит против того, формирование целостной личности невозможно без воспитания чувств. Большую роль в решении этой задачи в общеобразовательной школе «берут» на себя предметы эстетического направления: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература. Эстетическое воспитание — это не только приобщение к «прекрасному», но и раскрытие красоты самого человека, развитие его эмоциональной жизни.

Цель образования в широком смысле — развитие человека культуры. Это, прежде всего, развитие духовно-богатой личности, способной включиться в историю, понимать другую культуру.

Человеку свойственно стремиться выйти за рамки наличной данности, расширять свой индивидуальный опыт. И именно искусство способно помочь ему в этом. Оно дополняет жизнь и расширяет его возможности.

Но сделать каждого выпускника начальной школы «знатоком» в области какого-либо искусства в задачу общеобразовательной школы не входит. Но её обязанностью является воспитание слушателя, читателя, зрителя. При обучении детей искусству развивается такая способность, которая имея эстетическую природу является универсальной для дальнейшей жизни и деятельности. Это способность воображения и фантазии. Способность воображения, с одной стороны, универсальна по отношению к любому виду человеческой деятельности, с другой, она наиболее полно и успешно развивается именно в искусстве. Сила искусства способна потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, поведение и деятельность. По справедливому замечанию Л. С. Выготского, искусство является способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни, «…искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека — именно сферу его чувств». Ценностью психологического воздействия искусства является его способность снять излишнее напряжение, которое нарушает внутреннее равновесие, способность стабилизировать реакцию на реальное явление через оценочное отношение, помогает освобождению человека от отрицательных эмоций, которые могут привести к дисгармонии чувств. Искусство способно перевести эти эмоции в творческий импульс, волевые усилия. Тем самым искусство оказывает психотерапевтическое воздействие, что особенно актуально для детей школьного, тем более подросткового возраста. Учась понимать искусство, школьник приобретает способность ориентироваться в мировых ценностях, опыт ведения диалога с другой личностью. [1, с.7]

В чём же сущность нравственно-эстетического воспитания в общеобразовательной школе? Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisthetikos» (чувствующий). Существует много определений понятия «эстетическое воспитание», рассмотрев которые можно выделить основные положения. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. [2, с.2]

Исходя из опыта работы, хочется отметить, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного восприятия. Однако эти понятия необходимо разграничивать. Художественное воспитание — это часть эстетического. Часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание — процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемого формируется художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, для его активной эстетической жизнедеятельности.

Одна из задач эстетического воспитания личности на уроках музыки, литературы, ритмики, мировой художественной культуры в общеобразовательной школе состоит в накоплении разнообразия запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Вторая задача — формирование на основе полученных знаний и развития художественных способностей социально-психологических качеств человека. Третья задача связана с формированием активной творческой способности. Главное, воспитать, развить такие качества и способности, которые превращают индивида в активного созидателя, способного не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его. [4, с.57]

Возвращаясь к роли искусства в целом и школьных предметов эстетического направления на формирование личности школьника, отмечаю, что особенность каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движениями, красками. Музыка непосредственно обращена к музыкальному чувству человека, скульптура затрагивает другие струны человеческой души, она передаёт нам наглядно объёмную, пластическую выразительность тела. Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета.

На уроках эстетического направления необходимо использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приёмами, используемыми автором. В процессе восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, предлагается привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе, процессе его создания, использовать информационные средства, Интернет. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приёмы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес. В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка, давать творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процесс, например, слушания музыкального произведения с переживаниями, психическими состояниям, рождающимися в жизненных ситуациях. Учитель представляет ребёнку возможность творческого воспроизведения художественного произведения в собственной деятельности, чтобы выяснить, стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.

Таким образом, уроки эстетического направления в общеобразовательной школе должны основываться на творческом подходе к изучению мира, умении видеть прекрасное в окружающих предметах. Поэтому слишком упрощенным подходом к этой части обучения можно считать только знакомство ребенка с произведениями искусства, рассказы о художниках, поэтах, писателях, композиторах. Если у школьника не возникнет заинтересованности, увлечённости тем материалом, который он слышал от учителя, в голове останутся лишь сухие сведения, не повлиявшие на его эмоционально-чувственный настрой, не зародившие искры сопереживания героям и авторам произведений искусства. Такой результат обучения никак нельзя связывать и истинным пониманием эстетического.

Задача учителей предметов эстетического направления — не сводить проблемы образования и воспитания только к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры; привить им вкус, а главное, приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни, научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством понять себя, свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Необходимо научить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни, учить оценивать явления жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены и во зло человечества. [3, с.62]

Эстетическое образование и воспитание в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех дарований и на формирование системы дальнейшего, за пределами школы, духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому, создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников — одна из важнейших задач уроков эстетического направления. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки или созерцания картин, но и более активных доступных для детей формах музыкального и изобразительного творчества.

Но в школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые. А учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нём и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе — литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

По своей сущности предметы эстетического направления, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, комплексными.

Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу постижения окружающего мира, который, как известно, отражается в мире искусства. В этом — соприкосновение предметов эстетического цикла с другими учебными предметами — природоведение, география, экология, математики и др. Учащиеся должны постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса художественного отображения мира и внешнего, и внутреннего. Необходимо дать возможность ребенку любого школьного возраста целостно изучать окружающие его предметы в таком виде, в каком они реально существуют в мире, чтобы ребенок на своём уровне уяснил неотделимость одной части познания от другой. И учить следует не от элементарного к простому, а от общего знания к более углубленному изучению предмета. [5, с.118].

Вместе с тем учителю следует сразу «увести» ребенка в мир истинных произведений высокого искусства, независимо от литературной, музыкальной или художественной направленности. Таким образом, ученику изначально прививается хороший эстетический вкус, правильное понимание культурного наследия.

Такой комплексный подход к образованию создаёт условия для формирования универсальных способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки, изобразительного искусства или мировой художественной культуры может стать искусством постижения жизни во всём её многообразии.

Литература:

1.      Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. — М., 2010.

2.      Краткий словарь по эстетике. — М., 2005, стр. 98.

3.      Овсянников М. Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. — М., 2005, стр. 71

4.      Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 2013, стр.112

5.      Тельчарова Р. А. Уроки культуры. — М., 2010, стр. 66

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle