Библиографическое описание:

Колыганова М. В. Особенности организации опытно-экспериментальной лаборатории в группе дошкольного учреждения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 86-88.

Развитие современного дошкольника происходит в эпоху повсеместной компьютеризации. Использование новых педагогических технологий требует от ребенка не только владения определенным набором знаний, но и умение приобретать эти знания самому, научиться их рационально и творчески использовать. В ходе аналитического подхода к вопросу о том, каким же должен быть ребенок, мы можем нарисовать его «психологический портрет»:

Овал: любознательный

Дошкольный возраст дает возможность реализовать ребенку свою познавательную активность, которая достигает наибольшей концентрации в поисковой форме и исследовательской деятельности. Учитывая особенности «психологического портрета» дошкольника, педагог должен создавать условия для самостоятельного получения знаний ребенком в ходе решения поставленной задачи или проблемы.

Термин «детское экспериментирование» давно вошел в педагогическую теорию и практику. Н. Н. Подьяков писал: «Детское экспериментирование — одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Таким образом, детское экспериментирование позволяет развивать познавательную активность ребенка, овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой и обеспечить становления мировоззрения дошкольника.

Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, мы создали в группе лабораторию «Почемучка», которая оборудована материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов. Лаборатория «Почемучка» позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи:

-        Формировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

-        Развивать представления о химических свойствах веществ.

-        Развивать представления о физических свойствах и явлениях.

-        Развивать элементарные математические представления.

-        Развивать у детей умения пользоваться исследовательскими приборами при проведении опытов (лупа, микроскоп, весы, линейка и т. д.).

-        Развивать умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Создание лаборатории в группе дало возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом. Работа в лаборатории предполагает сотрудничество небольшого количества воспитанников (3–4 человека), что позволяет максимально использовать материалы и приборы, которые имеются в единичных экземплярах. Совместная деятельность небольшой группы детей приобретает не хаотичный характер, а хорошо организованный и результативный диалог. В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что является важным аспектом в работе лаборатории.

Структура проведения занятия в лаборатории «Почемучка».

-     Познавательная задача, проблема.

-     Выдвижение гипотезы.

-     Поиск решения задачи опытным путем.

-     Фиксация результатов.

-     Обсуждение результатов.

-     Формулировка вывода.

Познавательная задача в ходе экспериментирования должна быть четко и ясно сформулирована педагогом. Ее решение требует от ребенка осознания причинно-следственных связей. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети высказывают свои предположение о причинах наблюдаемого явления и выбирают способ решения познавательной задачи. Максимальная самостоятельная активность каждого ребенка — важное условие при организации детского экспериментирования в лаборатории.

Педагог выполняет роль помощника, соучастника эксперимента, а не руководителя и наставника.

Лаборатория «Почемучка» разделена нами на два сектора: «Живая природа» и «Неживая природа». Они не существуют изолированно, а наоборот, взаимодополняют друг друга. Проводя экспериментирование в секторе «Живая природа», воспитанники используют материалы и вещества, находящиеся в секторе «Неживая природа». Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.

Основное оборудование лаборатории. Сектор «Неживая природа».

-        Приборы-помощники: посуда, весы, емкости для воды разного объема, лупы, микроскопы, линейки, сито, воронки.

-        Природный материал: камни, шишки, желуди, скорлупа, семена, спилы дерева, листья, ракушки.

-        Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, трубочки, пленка.

-        Картотека разных видов бумаги.

-        Краски: гуашь, акварель, мелки.

-        Медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).

-        Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, мука, сахар, свечи.

Содержимое лаборатории регулярно дополняется новыми веществами и материалами, что позволяет постоянно поддерживать интерес у дошкольников к экспериментальной деятельности.

Рис. 1. Лаборатория. Сектор «Неживая природа»

Рис. 2. Лаборатория. Сектор «Живая природа»

Основное оборудование лаборатории. Сектор «Живая природа».

-        «Цветочная поляна» (живая картотека комнатных растений).

-        «Огород круглый год» (сезонное выращивание овощей и зелени).

-        «Фруктовая загадка» (выращивание тропических фруктов: авокадо, гуава, кокос, миндаль, апельсин, мандарин).

Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы используем в лаборатории календари наблюдений, схемы опытов, опорные схемы свойств веществ и материалов.

Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д.

Схемы опытов позволяют систематизировать работу в лаборатории. Ребенок, опираясь на данную схему, воспроизводит эксперимент, в ходе которого он должен получить определенный результат. Такие схемы создают в сознании ребенка алгоритм его действия. Это помогает ребенку в будущем, действуя последовательно и поэтапно, достигать запрограммированного результата.

 

Рис. 3. Опорные схемы свойств веществ и материалов

Опорные схемы свойств веществ и материалов выполняют функции «подсказок». Читая опорную схему, ребенок учится выделять основные характеристики исследуемых материалов. Составление таких схем происходит в результате самостоятельного изучения и исследования ребенком веществ и материалов. Особенно важным в работе с опорными схемами является аналитическая сторона. Ребенок способен самостоятельно, исследуя свойства новых материалов, сравнивать их с ранее изученными.

Литература:

1.      Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. — М., 2001.

2.      Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. № 1, 2006.

3.      Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. — М., 2004.

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, 2003.
  2. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения.
  4. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle