Библиографическое описание:

Каверина Е. М. Работа с родителями по внедрению и реализации ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 314-315.

«Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх». Алис Миллер

Задумайтесь хотя бы на секунду, какой глубочайший смысл вложен в эти слова психоаналитиком и писателем Алис Миллер.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование, в целом, теперь начинаются не c начального образования, a c дошкольного. Для ребенка создаются определенные условия, для осознания собственного Я (личности ребенка). Появился образовательный стандарт для дошкольников. Но он необходим не для ребенка, а для родителей и воспитателей. Следовательно, до родителей необходимо донести значимость ФГОС.

Как можно это сделать?

Можно использовать разные формы и методы взаимодействия:

-       практикум;

-       открытые занятия;

-       педагогическая дискуссия (диспут);

-       индивидуальные тематические консультации;

-       тематические конференции по обмену опытом;

-       презентации позитивного опыта;

-       вечера вопросов и ответов;

В первую очередь родителей необходимо на первом плановом собрании познакомить с новым законом. Рассказать что такое ФГОС ДО:

1)        Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

2)        Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

3)        Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

4)        Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5)        Виды деятельности и культурные практики детей в соответствии с образовательными областями:

-       социально-коммуникативное развитие;

-       познавательное развитие;

-       речевое развитие;

-       художественно-эстетическое;

-       физическое развитие.

У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления [1, c.3].

Рассказать о новых технологиях, применяемых для реализации ФГОС ДО.

Само слово технология в переводе с греческого языка — означает искусство. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Современные педагогические технологии:

-       здоровье сберегающие педагогические технологии;

-       технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

-       технологию проектной деятельности;

-       технологию исследовательской деятельности;

-       технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»;

-       информационно-коммуникативные технологии.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проект-ной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи-ческой проблемой.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Информационно-коммуникативные технологии. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Технологии «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка.

Технологии «Портфолио педагога».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Родители должны понять, чему должен научиться их ребенок. А самое главное, что без активного участия мам и пап не будет развиваться гармоничная личность ребенка. Без помощи родителей не будет ни проекта, ни портфолио, а главное не будет поддерживаться и развиваться инициативность, у ребенка не будет мотивации.

Предупредить родителей — значит вооружить их знаниями и умениями.

В каждой группе детского сада висит стенд для родителей. В течение учебного года помещаем туда информацию (консультации, методические разработки, результаты участия в конкурсах) для законных представителей о реализации ФГОС дошкольного образования. Регулярно выкладываем информацию о проделанной работе на сайте дошкольного учреждения.

Анализируем мнение родителей о внедрении и реализации федерально государственного образовательного стандарта, через анкетирование родителей.

Грамотная работа с родителями поможет воспитать образованную гармоничную личность ребенка во всех направлениях.

Закончить хочется словами: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю — «могут», а не «хотят», а не «обязаны»…

…Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственно зоркой мысли и внимательного наблюдения. Януш Корчак [2, c. 8].

Литература:

1.         Планирование на каждый день психолого-педагогическое сопровождение дошкольников по программе «Радуга». Вторая младшая группа. Январь — май / авт.- сост. Н.А Мурченко, Ю. П. Поминова. — Волгоград: Учитель, 2015.-387 с.

2.         Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.

Основные термины: личность ребенка, реализации ФГОС, опыта деятельности, осознания собственного, целостная личность ребенка, гармоничную личность ребенка, Похожая статья, педагогические технологии, Алис Миллер, гармоничная личность ребенка, целенаправленный процесс, ФГОС дошкольного образования, приобретению опыта деятельности, опыта деятельности и компетенции, значимость ФГОС, образовательный стандарт — совокупность, личных достижений ребенка, совокупность психолого-педагогических установок, в интересах человека, личности ребенка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle