Библиографическое описание:

Каверина Е. М. Работа с родителями по внедрению и реализации ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 314-315.

«Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх». Алис Миллер

Задумайтесь хотя бы на секунду, какой глубочайший смысл вложен в эти слова психоаналитиком и писателем Алис Миллер.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образование, в целом, теперь начинаются не c начального образования, a c дошкольного. Для ребенка создаются определенные условия, для осознания собственного Я (личности ребенка). Появился образовательный стандарт для дошкольников. Но он необходим не для ребенка, а для родителей и воспитателей. Следовательно, до родителей необходимо донести значимость ФГОС.

Как можно это сделать?

Можно использовать разные формы и методы взаимодействия:

-       практикум;

-       открытые занятия;

-       педагогическая дискуссия (диспут);

-       индивидуальные тематические консультации;

-       тематические конференции по обмену опытом;

-       презентации позитивного опыта;

-       вечера вопросов и ответов;

В первую очередь родителей необходимо на первом плановом собрании познакомить с новым законом. Рассказать что такое ФГОС ДО:

1)        Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

2)        Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

3)        Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

4)        Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5)        Виды деятельности и культурные практики детей в соответствии с образовательными областями:

-       социально-коммуникативное развитие;

-       познавательное развитие;

-       речевое развитие;

-       художественно-эстетическое;

-       физическое развитие.

У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления [1, c.3].

Рассказать о новых технологиях, применяемых для реализации ФГОС ДО.

Само слово технология в переводе с греческого языка — означает искусство. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Современные педагогические технологии:

-       здоровье сберегающие педагогические технологии;

-       технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

-       технологию проектной деятельности;

-       технологию исследовательской деятельности;

-       технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»;

-       информационно-коммуникативные технологии.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проект-ной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи-ческой проблемой.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Информационно-коммуникативные технологии. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Технологии «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка.

Технологии «Портфолио педагога».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Родители должны понять, чему должен научиться их ребенок. А самое главное, что без активного участия мам и пап не будет развиваться гармоничная личность ребенка. Без помощи родителей не будет ни проекта, ни портфолио, а главное не будет поддерживаться и развиваться инициативность, у ребенка не будет мотивации.

Предупредить родителей — значит вооружить их знаниями и умениями.

В каждой группе детского сада висит стенд для родителей. В течение учебного года помещаем туда информацию (консультации, методические разработки, результаты участия в конкурсах) для законных представителей о реализации ФГОС дошкольного образования. Регулярно выкладываем информацию о проделанной работе на сайте дошкольного учреждения.

Анализируем мнение родителей о внедрении и реализации федерально государственного образовательного стандарта, через анкетирование родителей.

Грамотная работа с родителями поможет воспитать образованную гармоничную личность ребенка во всех направлениях.

Закончить хочется словами: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю — «могут», а не «хотят», а не «обязаны»…

…Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственно зоркой мысли и внимательного наблюдения. Януш Корчак [2, c. 8].

Литература:

1.         Планирование на каждый день психолого-педагогическое сопровождение дошкольников по программе «Радуга». Вторая младшая группа. Январь — май / авт.- сост. Н.А Мурченко, Ю. П. Поминова. — Волгоград: Учитель, 2015.-387 с.

2.         Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – СПб.: Питер, 2011. — 240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle