Библиографическое описание:

Бекетова О. А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 144-146.

В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационное управление образовательным учреждением, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности.

В современных условиях реализации Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции «Российское образование — 2020» и формирования экономики, основанной на знаниях, особенно актуальным становится развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Модернизация системы образования предполагает обновление деятельности руководителей образовательных учреждений, что, в свою очередь, должно привести к выстраиванию индивидуализированной, конкурентоспособной, эффективной образовательной политики, связанной с развитием инновационной деятельности, направленной на повышение качества образовательных услуг, и повышением ответственности за сделанный выбор.

Двигателем развития современного образовательного учреждения является инновационная деятельность, направленная на разрешение каких-либо существующих проблем, конечным результатом которой могут быть новшества или инновации. Эффективное управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении становится особенно актуальным для нашего времени, так как является условием выживания образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива. Именно эффективное развитие инновационной деятельности позволяет образовательному учреждению стать конкурентоспособным. Важно выделение инновационной деятельности как особой «предметности управления образованием», погружение в инновационную деятельность, направленную на формирование открытого образовательного пространства.

Понятие «открытое образовательное пространство» отражает «динамичную взаимосвязь образовательных концептов (ценностно-смысловых ориентиров, целей, норм образовательной деятельности), способов организации и воплощения их в конкретных образовательных институтах, проектах, стратегиях и практиках. В социальном плане открытость образовательного пространства выражается в современном состоянии множественности, разнообразия и разногласия стратегических линий и направлений развития».

Инновационное управление образовательным учреждением включает в себя: создание условий для повышения интереса педагогов к инициативам и новшествам; создание материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование педагогических инициатив и механизмов всесторонней поддержки; распространение наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в образовательную систему.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д. Однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения. Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности — наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

-         как способ получения дополнительного заработка;

-         как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

-         как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

-         как выполнение своего профессионального долга;

-         как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

При анализе психолого-педагогической литературы выделяются наиболее необходимые компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности (Г. А. Алфёрова, Г. А. Салат), мы предлагаем следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательно-операциональный.

Мотивационно-ценностный компонент определяет направление предстоящих преобразований в личности учителя с ориентацией на самосовершенствование с учетом потребностей профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент, считается основополагающим, вокруг которого структурируются основные свойства и качества личности педагога как профессионала.

Когнитивный является вторым по значимости компонентом. Педагогическая теория призвана не растолковать учителю «все до деталей», а помочь ему определить то, что в принципе без его участия и не могло быть создано заранее. Педагогическое знание задает, таким образом, ориентиры для выполнения педагогом таких действий как: собственная ценностно-смысловая интерпретация материала; субъективная формулировка образовательных целей и постановка учебных задач с учетом субъективно воспринимаемой картины учебного процесса; и т. д.

Содержательно-операциональный компонент готовности педагога к ведению инновационной деятельности определяется способами решения педагогических ситуаций, тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. Содержательно-операциональный компонент создает базу для осуществления личностью преобразований на самореализацию в педагогической деятельности.

Многообразие характеристик, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности, существенно затрудняет выделение уровней ее сформированности, а также определение критериев и показателей, описывающих эти уровни. Кроме того, как показывает анализ педагогической литературы, проблема выделения уровней формирования компетентностей является методологической. В то же время проблема уровней развития педагогической деятельности раскрывается в исследованиях Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. П. Тимошенко, Н. М. Яковлевой и др.

Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогической деятельности: репродуктивный (педагог умеет пересказать то, что знает сам и так как знает сам), адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать информацию, моделировать знания по отдельным вопросам), системно-моделирующий (педагог умеет моделировать систему деятельности, формировать систему знаний по своему предмету).

Таким образом, критерии оценки и уровни готовности педагога к инновационной деятельности дают возможность проследить генезис мотивационно-ценностного, когнитивного и содержательно-операционального компонентов его профессиональной деятельности, связанных с использованием педагогических инноваций.

Качество образования (целостное развитие ребенка) в первую очередь зависит от учителя, от качеств педагога. Как помочь учителю гармонично соединить педагогическую работу с творческим поиском? Как сконструировать ценностно-нормативное единство коллектива? Мы думаем, что для управления инновационной деятельностью педагогов общеобразовательного учреждения необходимо создание и реализация системы следующих педагогических условий:

1.                  Личностно-ориентированное управление педагогическим коллективом, основой которого служит концепция внутришкольного управления Ю. А. Конаржевского, которое базируется на следующих принципах:

-       уважения и доверия к человеку;

-       целостного взгляда на человека;

-       сотрудничества;

-       социальной справедливости;

-       индивидуального подхода;

-       обогащения работы учителя;

-       управления успехом учителя;

-       личного стимулирования;

-       единого статуса;

-       коллективного принятия решений;

-       горизонтальных связей;

-       автономизации управления;

-       постоянного обновления.

Под личностно-ориентированным управлением инновационной деятельностью педагогов мы понимаем создание таких условий как:

-          организация особой система диагностики и методического сопровождения творческой деятельности;

-          использование разнообразных форм поощрения творческих достижений.

-          при которых:

-          развиваются индивидуальные творческие способности каждого педагога;

-          максимально выявляется, инициируется, используется индивидуальный опыт педагогов;

-          повышается уровень самоопределения педагогов в творчестве;

2.         Участие педагогов в управлении образовательным учреждением, делегированием администрацией некоторых своих полномочий. В каждом учреждении существует достаточно строгая иерархия власти, иными словами, структура управления по вертикали. Она подразумевает четкое ограничение функционала, прозрачность деятельности подразделений и т. п.

3.         Включение педагогов в создание целевой программы развития образовательного учреждения. Разработка и реализация четко отлаженной системы, способной охватить весь педагогический коллектив, отсутствие фрагментарности и случайности в данной сфере ложатся в основу самостоятельного педагогического поиска, становясь источником внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Литература:

1.                  Волченкова Т. В., Формирование у педагогов готовности К инновационной педагогической деятельности. Проблемы и перспективы 2009. С.2–4

2.                  Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / РАО, Гос. науч. учреждение Ин-т содержания и методов обучения. — М., 2006.

3.                  Лазарев В. С. Инновационная деятельность учителя. http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

4.                  Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография /Е. Н. Белова, Г. А. Гуртовенко, С. В. Бутенко, Н. Ф. Яковлева. Изд. 2-е стереотип. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева,2013. — 164 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle