Библиографическое описание:

Логачева А. В. Анализ современных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 183-184.

Отсутствие педагогических технологий трудно представить себе в современной педагогике. Именно они позволяют повысить качество образования, дают возможность педагогу творчески подойти к процессу воспитания школьников, и что важно, являются признаками его профпригодности. Интеграция личных знаний в рамках преподаваемого предмета с передовыми педагогическими технологиями — вот что позволяет преподавателю значительно повысить собственный потенциал.

Педагогических технологий очень много, мы попытаемся выделить некоторое количество групп:

1)        объяснительно-иллюстрированный процесс обучения, при котором сам способ изложения базируется на вербальном и зрительном восприятии;

2)        личностно-направленное воспитание, нацеленное на индивидуализированный подход и личное развитие ученика;

3)        развивающее обучение, в базу которого включены внутренние процессы становления личности.

В любой из данных групп может быть использовано разное количество технологий. Разработка методик учебной работы считается основной педагогической технологией, рекомендованной к использованию молодым специалистам. Представление ее как свод правил, образчиков, плановых систем, методов, описаний. Изучению данной разработки уделяет внимание и методическая литература.

Н. Н. Баранский в собственных работах акцентировал внимание на роли схем закономерных взаимосвязей в обучении: «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам осваивать урок». Наиболее трудные процессы можно разбить на группы опорных действий, которые потом, после того, как цепочка закономерностей построена, дадут возможность увидеть картину целиком.

Разработка личностно-нацеленного дифференцированного изучения базирована на делении учеников на относительные категории в зависимости от их личных способностей. В данном случае учитывается: как подросток относится к учебе, как он подготовлен, какие у него возможности к обучению, энтузиазм к исследованию предмета. На базе такого деления создаются варианты контрольных работ, различной трудности, отличающиеся способами решения и последующей оценки итогов.

Проектная деятельность, содержится в организации деятельностного исследования. Разновидности проектной деятельности разные: креативные, исследовательские, информативные и другие. Когда ученики приступают к работе над изложениями, сочинениями или любыми другими работами, которые носят творческий характер, им рекомендуется вести поиск и проводить исследования, используя информацию, которую они могут найти в Сети или в любых других материалах. Вся подобранная информация подвергается анализу и систематизации, потом ученики выбирают более достойные внимания варианты для последующей работы. В итоге отредактированные подобным способом работы учащихся могут и становятся кандидатами на приобретение наград на разных состязаниях. А это значит, что данные методы делают процесс изучения наиболее интенсивным и запоминающимся.

ИКТ технологии значительно корректируют технологии педагогические и тем самым увеличивают эффективность процесса изучения. Инновационная система воспитания и обучения направляется на вступление и безопасное нахождение учащихся в глобальном сетевом пространстве, в котором информационным технологиям отводится основная роль. Использование ИКТ в процессе обучения дает возможность педагогу вести интерактивный разговор, учитывая дифференцированный подход, избирать всевозможные пригодные способы для того, чтобы визуализировать предмет изучения.

На мой взгляд, одним из наиболее эффективных и востребованных в современной практике преподавания является метод проектов. Рассматривая его через призму педагогических технологий, следует отметить, что в нем синтезируются исследовательские, поисковые, проблемные и творческие методы. Используя метод проектов в организации учебной деятельности учащихся, мы заметим, что знание перестает быть просто инструментом, а становится одним из способов вхождения в культуру. Ученик начинает осознавать себя частью культурного пространства. Так же знание выступает как средство самоопределения для учащегося, является средством для его социальной вовлеченности.

Для достижения цели через метод проектов, необходимо провести детальную разработку проблемы. Проект должен завершиться вполне реальным, практическим результатом. Нужно научить учеников не только самостоятельно мыслить, но и помочь им найти и решить проблему самостоятельно. Для этого им надо будет использовать знания из разных областей, они научаться, со временем, устанавливать между ними причинно-следственные связи. Таким образом, мы можем говорить о том, что метод проектов нацелен главным образом на самостоятельную деятельность учащихся, но и подразумевает под собой различные формы работы: индивидуальную, групповую, парную.

Пример проектной работы на уроках по русскому языку:

Проект «Словарь паронимов» — можно начать работу над словарем еще в 7 классе и дать прекрасную возможность учащимся подготовить себя не только к успешному решению заданий ГИА, но и ЭГЕ.

Пример проектной работы на уроках по литературе:

Прекрасный проект «Сценарий диафильма по сказке «Снежная королева» можно реализовать с учащимися 5-х классов. Дома ученики рисуют кадры, потом их нужно отсканировать. Ребята готовят выразительное чтение отрывков сказки. Учитель помогает смонтировать фильм. Результатом работы является создание диафильма, который можно смело использовать на уроках литературы в рамках изучения творчества зарубежных детских писателей.

В заключении можно сказать, что применение в процессе обучения элементов новых педагогических технологий повышают результативность обучения, организуют постепенный переход к личностно-ориентированному, развивающему обучению. Именно оно поможет школьникам приобрести необходимые знания, умения и навыки в рамках изучаемого предмета, но и сформируют базу необходимую для адаптации в современном обществе.

Литература:

1.         Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.

2.         Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. – Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2006.

3.         Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб. : КАРО, 2006.

4.         Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

5.         Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. общество России, 1998. –

6.         Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle