Библиографическое описание:

Красноперов В. И., Красноперова Л. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 180-183.

Проблема познавательной активности — одна из основных проблем педагогики. В прошлом и настоящем учителя по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время имеется большое число детей с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную меру сил и возможностей. Для активизации творческой работы учащихся на уроках математики я активно использует новые методы и приемы обучения:

Эвристические методы.

Эвристические методы — это система эвристических правил деятельности учителя и ученика, разработанные с учётом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.

Многолетний опыт работы в школе позволяет мне утверждать, что в условиях эвристического обучения решающую роль играет позиция учителя, его творческий энтузиазм, его благожелательность, создаваемая им атмосфера свободы мысли и самопроявления. При изучении темы «Деление на десятичную дробь» предлагаю детям самим сделать «открытие»- основное свойство дроби, следующим образом: даны две обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель первой дроби предлагаю умножить на одно и то же число, а второй дроби разделить на одно и то же число. С помощью магнитного комплекта «Доли и дроби» учащиеся могут сравнить полученные результаты. Вывод предлагаю оформить каждому письменно, проверив перед этим свою гипотезу несколько раз.

Групповая форма обучения.

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта работа даёт заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. В каждой группе выделяется свой лидер, который чувствует ответственность за работу всей группы, а менее подготовленные ученики стараются показать себя с лучшей стороны. Групповую форму обучения я применяю на следующих этапах обучения: а)закрепление пройденного материала; б) проверка знаний и умений учащихся; в) при проведении зачёта.Вгруппе, где организуется взаимопроверка, ученики разбиваются на пары, выслушивают друг друга и ставят оценки. Таким образом, за один урок удаётся проверить знания теоретического материала у всех учеников. Групповая форма обучения помогает ученикам преодолеть трудности при устных ответах, при решении задач.

Устный счёт на уроках математики.

Устный счёт — необходимый этап проведения каждого урока. Однообразно проводимая устная работа притупляет интерес учащихся к этому виду деятельности. Поэтому я применяю разнообразные приёмы проведения устного счёта.

Например, в 5–6 классах использую карточки — «фонарики». У детей на партах карточки двух цветов: зелёный и красный. После решения задания все ученики «зажигают фонарики»: зелёный — если согласен с ответом и красный, если нет. В зависимости от ситуации разбираем полученные результаты, чтобы каждый ученик определился с правильным ответом. Такая форма проведения устной работы активизирует внимание, нацеливает на работу, даёт возможность высказываться каждому ученику. А учителю легче обнаружить, кто усвоил данную тему, а кто нет.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа как метод обучения представляет собой овладение знаниями, навыками и умениями в результате индивидуального ознакомления с теоретическими источниками или отработки необходимых приёмов и действий. Выступая как важнейший метод обучения, самостоятельная работа вместе с тем является внутренней основой любого другого метода обучения и необходимой предпосылкой дидактической связи различных методов между собой. Её основными видами являются: работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, работа с ответствующими обучающими компьютерными программами и другие. Особой эффективностью отличается проблемный (исследовательский) лабораторный метод, когда выдвигают гипотезу исследования, намечают его пути, подбирают необходимые материалы сами учащиеся.

Приведу несколько примеров по активизации самостоятельной работы в зависимости от того, цели какого уровня эта работа выполняет.

При изучении темы «Линейное уравнение» с одной переменной в 7 классе от каждого ученика требуется хорошее владение навыками алгебраических преобразований и алгоритма решения линейных уравнений. Чтобы активизировать работу по многократному решению уравнений организую самостоятельную работу в следующем виде: на доске записываю фамилии учеников всего класса в таблицу. Решив одно уравнение, ученик подходит к учителю и проверяет, получает оценку и на доске выставляет себе сам. Итоговую оценку по результатам работы выставляю в журнал.

У ребят появляется желание быстрее и лучше выполнить задание, т. к. результаты записываются на доске. Для учителя положительным моментом является обратная связь, своевременная помощь ученикам, допускающим ошибки.

С большим интересом выполняют ребята самостоятельную работу с кодированным ответом, когда при проверке решения получается слово. Для повышения интереса, активизации деятельности использую различные иллюстрации, картинки.

Метод исследовательского обучения.

Одной из основных задач современного образования является формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовывать творческий потенциал. Важное место в решении данной проблемы отводится развивающему обучению, при котором на передний план выдвигаются проблемы развития познавательных процессов и способностей учащихся.

Процесс обучения должен быть направлен не только на вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и на формирование умений получать новые знания, творчески решать стоящие перед ними задачи. Особую роль в этой связи играет исследовательская деятельность учащихся, непосредственно связанная с усвоением математических знаний. Поэтому одним из путей успешного решения стоящих перед школой задач, является приобщение учащихся к исследовательской деятельности и развитие способности к ней в процессе обучения.

Уроки — лекции.

Уроки — лекции применяются мной только в старших классах по темам «Производная», «Интеграл» (учебник под редакцией С. М. Никольского) и ряд лекций при обобщающем повторении в 11 классе. Использование лекций позволяет систематизировать материал целой темы, экономить время, учить школьников планировать свою подготовку по предмету. Развивать интерес к математике, повышать темп их письма, формировать у учащихся умение внимательно слушать, выделять главное. При этом у школьников приобретается навык составления конспекта.

Игровые моменты на уроках, нестандартные уроки.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит школьника в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Поймай рыбку» и т. д. на обратной стороне цветов, грибов, рыбок написаны примеры, которые им предстоит решить (такие игры я провожу не только на этапе устного счета, но и на уроках закрепления материала).

Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений.

Неоценима на уроках математики роль физкультминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.

Например:

1.         У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь — руки вверх, неправильную — руки в стороны.

2.         У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна — присели, положительна — встали.

3.         На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный — учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный — топают ногами.

Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т. к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом.

В современной педагогической практике применяется множество нетрадиционных видов урока. В моей методической копилке есть разработки проведённых мною уроков: Урок-викторина по теме «Степень и её свойства»; «Признаки равенства треугольников»; Урок — устный журнал по теме «Теорема Пифагора»; Урок-сказка «Волшебная сила уравнений».

Творческие домашние задания.

Выполнение домашнего задания — важное условие успешного обучения математике, поэтому для поддержания интереса к изучаемой теме, для более глубокого и всестороннего её изучения полезно выполнять «необычные» домашние задания. Иногда я использую этот приём контроля знаний после проведения нестандартных уроков.

Так, понятие процента и решение задач на проценты в 5 классе усваивается учащимися с большим трудом. Для повышения интереса к теме, определения практической значимости понятия процента предлагаю дома самим школьникам составить задачи и решить их. В каждом классе составляем сборник задач, а самые интересные решаем на уроке. При выставлении оценок учитываю степень сложности задачи и связь с реальной жизнью.

С большим интересом дети сочиняют сказки. Например, после изучения темы «Положительные и отрицательные числа» ученики с большим желанием выполняют эту работу, т. к. данная тема вызывает интерес, будит фантазию.

Интересные рисунки представляют школьники по теме «Координатная плоскость», это один из самых привлекательных для данного вида деятельности раздел математики.

Информационные технологии на уроках математики.

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих коммуникационными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. В системе такого обучения различают два типа деятельности: обучающий и учебный. Для первого характерно непосредственное взаимодействие с компьютером. Компьютер определяет те задания, которые представляются обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь.

Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не ученика, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных работ с учётом допущенных ошибок и затраченного времени. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения — как одно из средств обучения наряду с учебниками и другими пособиями.

Заключение.

Новый взгляд на цели и ценности общего среднего образования, усиление вариативности его содержания, развитие многообразия образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения. Тем самым создаются условия для развития разных сторон и компонентов обучения. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор учеников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Литература:

1.         Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.– М.: «Ось-89», 2006 г.

2.         Бутузов И. Г. Дифференцированный подход в обучении учащихся на современном уроке.

3.         Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. –М.; 1996г.

4.         Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г. И.; Л., 1998г.

5.         Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1999г.

6.         Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 2001 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle