Библиографическое описание:

Звягинцева Е. П. Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 290-291.

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, студенты вуза, ФГОС ВПО, коммуникативные компетенции, иноязычное профессионально ориентированное обучение.

Образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [2, c.94]. Для каждого направления подготовки специалистов создан свой Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором описываются общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен владеть выпускник. Все ФГОС высшего профессионального образования включают языковые компетенции («владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного» [4]). Таким образом, нормативно-правовые акты предписывают необходимость обучения иностранному языку в вузе, хотя и не поясняют, что такое «уровень не ниже разговорного». Задача педагогов — развить коммуникативные навыки студентов с тем, чтобы в своей профессиональной деятельности выпускники вуза могли общаться с носителями языка, читать литературу по специальности, информировать международную профессиональную общественность о своих исследованиях и т. д.

Эффективность образовательного процесса повышает использование различных форм обучения на занятиях по иностранному языку. В педагогической науке нет четкого определения понятия «формы обучения». Обычно под ней понимают вид, специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебно-познавательной деятельности студентов. Следует при этом различать понятия «форма обучения» и «форма организации обучения». Попробуем разобраться в этом вопросе.

Под «формой обучения» следует понимать специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения, форма отражает также систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества студентов (коллективные, фронтальные и индивидуальные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия.

Термин «форма организации обучения» обозначает конкретный вид этого занятия. Наиболее полно формы организации учебной деятельности студентов представлены в работах М. Д. Виноградовой, В. К. Дьяченко, В. В. Котова, М. Н. Скаткина, А. В. Усовой и др. Авторы едины в том, что именно в организационных формах осуществляется взаимодействие преподавания и учения.

Все большую популярность в российском образовательном пространстве приобретают интерактивные формы обучения. Почему они стали одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе? «Интерактивный» подразумевает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только преподавателя с обучаемыми, но и обучаемого с обучаемым [1]. Особенности такого взаимодействия состоят в следующем:

1)      пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

2)      совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

3)      согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

4)      совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, которое помогает принятию и осуществлению решения задач.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания. Обучаемые получают при этом опыт кооперации и сотрудничества, который будет необходим им в их профессиональной деятельности. Современные корпорации часто не жалеют денег на «тимбилдинг», т. е. пытаются сплотить коллектив по максимуму, чтобы его слаженная работа приносила максимальную прибыль, а атмосфера на рабочем месте была комфортной для каждого служащего.

В интерактивном обучении активность педагога уступает место активности обучаемых, задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Этого можно добиться при использовании интерактивных методов обучения иностранному языку. Данные формы работы включают в себя моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр, тренингов, метода case-study (анализ конкретных практических ситуаций), создание проектов, учебные дискуссии, мини-лекции, решение ситуационных задач, презентации, интервью, мозговой штурм, дебаты, инсценировки и т. д. [3, c.469–473].

Надо заметить, что данные формы обучения не являются чем-то новым и универсальным. Их использование в процессе профессионального обучения началось в европейских и американских вузах в первой половине 20 века. Российская высшая школа освоила эти формы групповой работы студентов значительно позже, в конце того же 20 века. Важно отметить, что данные методы ни в коем случае не заменяют другие формы обучения, однако они способствуют лучшему усвоению материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки социального поведения. Обучаемые обращаются к социальному опыту (собственному и других людей), используют системный подход в приобретении новых знаний и умений. При этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в условиях учебного общения, организованного в формах интерактивных методов обучения, наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Все это способствует формированию коммуникативных навыков студентов в процессе профессионализации образования.

Литература:

1.                  Дробышева Н. Н., Звягинцева Е. П. Диалоговое обучение в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал № 5 (2013). — Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5201321.

2.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 94.

3.                  Кондрахина Н. Г., Староверова Н. П. Использование информационных технологий в целях повышения эффективности самостоятельной работы // Иностранные языки в контексте культуры: межвузовский сборник статей по материалам конференций. — Пермский государственный национальный исследовательский университет — 2011.

4.                  ФГОС ВПО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747 // ГАРАНТ.РУ. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97653.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle