Библиографическое описание:

Вяжевич Л. П., Тумбаева А. В., Туманова Н. Е., Мазурская З. Л., Михайлова О. И. Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 257-259.

В «Большой советской энциклопедии» приводятся следующие значения термина «метод»:

1.      Путь исследования или познания.

2.      Совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.

Цель ФГОС — выпустить компетентного специалиста, разносторонне образованного, способного к самообразованию и личностному росту.

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, в большей степени отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.

Мы рассматриваем проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую деятельность студентов, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Подготовка к проектированию состоит из следующих этапов:

-       погружение в проблему;

-       организация деятельности;

-       осуществление деятельности;

-       презентация результатов;

-       самооценка и самоанализ

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) — актуальнейшая проблема для современного общества. Для студентов-медиков ЗОЖ — не формальность, не пустые слова, а образ жизни, так как их работа связана с пациентами, больными людьми. Поэтому не случайно на основании ФГОС в рабочих программах дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии» запланировано выполнение проекта «Мы за здоровый образ жизни». Практическим продуктом являются выполненный санбюллетень, панно, экибана, папка, альбом, наглядное пособие и др.Представляем один из примеров оформления проекта.

Организатор проекта

Преподаватель:

Название проекта

«За здоровый образ жизни»

Дисциплина

Анатомия и физиология человека

Участники проекта

Студенты группы 314СДхд ГБОО СПО НО «НМБК»

Цель проекта

Формирование общих компетенций в рамках ФГОС

Задачи проекта

Освоение следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Подходы проектной деятельности

1.                  Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению.

2.                  Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему.

3.                  Коммуникативный или дискуссионный подход: студент становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим.

4.                  Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности.

5.                  Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого участника, его экологической и эстетической культуры

Этапы проектной деятельности

1.                  Мотивирование обучающихся

2.                  Обсуждение и отбор идеи будущего проекта.

3.                  Утверждение индивидуальных заданий.

4.                  Консультации обучающихся.

5.                  Сбор и систематизация информационных материалов в соответствии с идеей

6.                  Создание продукта.

7.                  Анализ и доработка проекта

Мини-проекты главного проекта «За здоровый образ жизни»

№ п.п

Название мини-проекта

Ответственный (ФИО студента)

1.

Остеопороз: состояние заболеваемости и профилактика

 

2.

Стопа и наше здоровье

 

3.

Гиподинамия

 

4.

Значение физических нагрузок в формировании здорового образа жизни

 

5.

Движение — это жизнь

 

6.

Заболевания органов дыхания

 

7.

О вреде курения

 

8.

Газовый состав воздуха и его влияние на здоровье человека

 

9.

Влияние вредных привычек на дыхательную систему

 

10.

Средства гигиены полости рта

 

11.

Быстрая еда — вред или польза

 

12.

Роль витаминов в жизни человека

 

13.

Диетическое питание и его значение

 

14.

Анемия. Значение крови

 

15.

Гигиена беременной женщины

 

16.

Донорство. Резус-конфликт

 

17.

Значение введения вакцин и сывороток

 

18.

СПИД и ВИЧ-инфекция

 

19.

Влияние питания на состояние сердечнососудистой системы

 

20.

Влияние вредных привычек на сердечнососудистую систему

 

21.

Секреты долголетия

 

22.

Сахарный диабет

 

23.

Влияние йододефицита и железодефицита на здоровье человека

 

24.

Нарушение цветового зрения

 
     

Таким образом, наши студенты начинают формирование общих компетенций, направленных на внедрение ЗОЖ. Личностные достижения ЗОЖ, как сформированные общие компетенции, оформляются в портфолио и являются непременным компонентом защиты дипломной работы выпускника НМБК.

Мы рассматриваем проектную деятельность, как возможность раскрытия творческого потенциала нашего студента. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у студентов, развивать ОК, формировать ПК в условиях реализации ФГОС.

Литература:

  1. Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Н. В. Бордовской.- М.: КНОРУС, 2010.- 432с.
  2. Татарченкова С. С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность.- Санкт-Петербург: КАРО, 2008.-152с.
  3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования.
Основные термины: условиях реализации ФГОС, Метод проектов, уроках математики, условиях реализации Федерального, реализации Федерального государственного, образовательного стандарта общего, эффективных технологий достижения, государственного образовательного стандарта, ведущих методов обучения, Федерального государственного образовательного, стандарта общего образования, реализации ФГОС НОО, универсальных учебных действий, в условиях реализации ФГОС, видов инновационных технологий, основании ФГОС в рабочих, проектную деятельность, Похожая статья, метод проектов, реализации проекта

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle