Библиографическое описание:

Вяжевич Л. П., Тумбаева А. В., Туманова Н. Е., Мазурская З. Л., Михайлова О. И. Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 257-259.

В «Большой советской энциклопедии» приводятся следующие значения термина «метод»:

1.      Путь исследования или познания.

2.      Совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.

Цель ФГОС — выпустить компетентного специалиста, разносторонне образованного, способного к самообразованию и личностному росту.

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, в большей степени отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.

Мы рассматриваем проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую деятельность студентов, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Подготовка к проектированию состоит из следующих этапов:

-       погружение в проблему;

-       организация деятельности;

-       осуществление деятельности;

-       презентация результатов;

-       самооценка и самоанализ

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) — актуальнейшая проблема для современного общества. Для студентов-медиков ЗОЖ — не формальность, не пустые слова, а образ жизни, так как их работа связана с пациентами, больными людьми. Поэтому не случайно на основании ФГОС в рабочих программах дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии» запланировано выполнение проекта «Мы за здоровый образ жизни». Практическим продуктом являются выполненный санбюллетень, панно, экибана, папка, альбом, наглядное пособие и др.Представляем один из примеров оформления проекта.

Организатор проекта

Преподаватель:

Название проекта

«За здоровый образ жизни»

Дисциплина

Анатомия и физиология человека

Участники проекта

Студенты группы 314СДхд ГБОО СПО НО «НМБК»

Цель проекта

Формирование общих компетенций в рамках ФГОС

Задачи проекта

Освоение следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Подходы проектной деятельности

1.                  Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению.

2.                  Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему.

3.                  Коммуникативный или дискуссионный подход: студент становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим.

4.                  Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности.

5.                  Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого участника, его экологической и эстетической культуры

Этапы проектной деятельности

1.                  Мотивирование обучающихся

2.                  Обсуждение и отбор идеи будущего проекта.

3.                  Утверждение индивидуальных заданий.

4.                  Консультации обучающихся.

5.                  Сбор и систематизация информационных материалов в соответствии с идеей

6.                  Создание продукта.

7.                  Анализ и доработка проекта

Мини-проекты главного проекта «За здоровый образ жизни»

№ п.п

Название мини-проекта

Ответственный (ФИО студента)

1.

Остеопороз: состояние заболеваемости и профилактика

 

2.

Стопа и наше здоровье

 

3.

Гиподинамия

 

4.

Значение физических нагрузок в формировании здорового образа жизни

 

5.

Движение — это жизнь

 

6.

Заболевания органов дыхания

 

7.

О вреде курения

 

8.

Газовый состав воздуха и его влияние на здоровье человека

 

9.

Влияние вредных привычек на дыхательную систему

 

10.

Средства гигиены полости рта

 

11.

Быстрая еда — вред или польза

 

12.

Роль витаминов в жизни человека

 

13.

Диетическое питание и его значение

 

14.

Анемия. Значение крови

 

15.

Гигиена беременной женщины

 

16.

Донорство. Резус-конфликт

 

17.

Значение введения вакцин и сывороток

 

18.

СПИД и ВИЧ-инфекция

 

19.

Влияние питания на состояние сердечнососудистой системы

 

20.

Влияние вредных привычек на сердечнососудистую систему

 

21.

Секреты долголетия

 

22.

Сахарный диабет

 

23.

Влияние йододефицита и железодефицита на здоровье человека

 

24.

Нарушение цветового зрения

 
     

Таким образом, наши студенты начинают формирование общих компетенций, направленных на внедрение ЗОЖ. Личностные достижения ЗОЖ, как сформированные общие компетенции, оформляются в портфолио и являются непременным компонентом защиты дипломной работы выпускника НМБК.

Мы рассматриваем проектную деятельность, как возможность раскрытия творческого потенциала нашего студента. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у студентов, развивать ОК, формировать ПК в условиях реализации ФГОС.

Литература:

  1. Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Н. В. Бордовской.- М.: КНОРУС, 2010.- 432с.
  2. Татарченкова С. С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность.- Санкт-Петербург: КАРО, 2008.-152с.
  3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle