Библиографическое описание:

Ковтун Т. В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 171-174.

В связи с введением в начальное общее образование ФГОС второго поколения, перед школой возникло ряд задач, связанных с чтением, в частности, с продуктивным чтением, технологией формирования правильного типа читательской деятельности. И в решении этих задач немаловажное значение имеют сказки. Сказка входит в мир младшего школьника с самых ранних лет как реальность. Ребёнок верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным чувством справедливости. Часто ребенок не только воспринимает сказку, но и создает ее, живет в ней.

В детстве все дети слушали сказки, выделяли свои любимые, подражали героям, а также происходило осознание добра и зла. Сказки оказали большое влияние на формирование личности каждого ребенка. В детстве все оставляет след. Каждая встреча, разговор, книга, впечатление — все, что побуждает работу сознания, чувств, и прежде всего, практическая деятельность ребенка, его труд, — все это формирует личность. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа. [1, c.5]

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Противоречии между современными требованиями ФГОС к системе образования и воспитания и недостаточной разработанностью методики использования важного средства формирования личности младшего школьника, такого как сказки, обостряют данную ситуацию.

Родители, отдавая детей в школу, надеются, что каждый урок их чему-то научит, и не только знаниям, но у них сформируется нравственная, эстетическая, патриотическая личность. Но, прочитав несколько сказок из литературы по детскому чтению, нельзя гарантировать, что ребенок после этих рассказов станет трудолюбивым, умным и храбрым. Необходима комплексная работа в данном направлении: чтение, разъяснения, беседы, театральные постановки, фольклорные празднества. Также важно учитывать условиям эффективности воздействия сказок на формирование личности детей младшего школьного возраста. К ним относятся следующие:

1.                    Произведение должно соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах оно кратко, эмоционально, доступно, соответствует переживаниям детей.

2.                    Необходимо сопровождать чтение иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает восприятие сказки хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

3.                    Обстановка имеет большое значение для восприятия этического произведения. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

4.                    Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется: чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения и для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Какие же это установки, какие категории в нравственном сознании, являющиеся его базовыми составляющими?

Для выявления уровня развития духовно — нравственных качеств у младших школьников необходимо выяснить категориальную структуру нравственности. У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху — «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). [4, с.26] Таким образом, выделяются следующие категории: счастье, свобода, мудрость, мужество, справедливость, дружба, добро, зло, милосердие, долг, вина.

Но как понимают и поясняют младшие школьники предъявленные им слова. Из опрошенных индивидуально двадцати пяти первоклассников (12 девочек и 13 мальчиков), объяснили все понятия 13 человек (6 девочек и 7 мальчиков), 10 учащихся (5 девочек и 5 мальчиков) не все понятия понимают и объясняют, отказались это делать 2 человека (1 девочка и 1 мальчик). Результаты данного опроса показывают, что первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Данные исследования приводят к выводу, что необходимо создать программу внеурочного чтения и определить комплекс сказок, рассказов и других произведений влияющих положительно на формирование данных понятий и нравственного сознания младших школьников. Данный комплекс поможет учителям в практической работе с целью положительного формирования личности детей младшего школьного возраста и его можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене. В комплексе сказок есть такие направления как:

1.         Фольклор. Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки — все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка и патриотизма.

2.         Проза. Проза учит детей строить отношения со сверстниками и взрослыми. С помощью нее, дети познают такие понятия как: вежливость, совесть, ответственность, героизм.

3.         Литературные сказки. Литературные сказки помогают узнать, что в мире существует не только добро и мамина любовь, но здесь есть место и для злобы, ненависти, болезней, смерти, но добро всегда стремится бороться со злом и побеждает.

4.         Мифы, предания, героический эпос народов мира. Читая мифы, предания, дети начинают подражать героям, в них формируют такие качества как: храбрость, отвага, бескорыстие, любовь к Родине.

Составленный нами комплекс сказок формирует такие личностные качества как: нравственность, эмпатии, внимание по отношению к другим, скромность. Этот комплекс отвечает всем поставленным задачам, воспитывает: патриотизм, храбрость, ответственность, доброту, заботу, вежливость, порядочность.

Для учащихся 1–2 классов мы предлагаем следующие произведения:

1.      Фольклор.

-       Василиса Прекрасная; Царевна — лягушка: рус. народ. сказки /.- М.: Махаон, 1999.- 46с.: ил. — (Золотая серия).

-       Гримм, Я. Лучшие сказки / Я. Гримм, В.-К. Гримм; пер. с нем. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.- 198с.

-       Илья Муромец: былинный сказ.- М.: Дет. лит., 2000.- 32с.: ил.- (Книга за книгой)

-       Русские народные сказки. — М.:Росмэн, 2008.- 63с.: ил.

2.      Проза.

-       Абрамов, Ф. Л. Где дето с зимою встречаются: Рассказы о природе / Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Ю. П. Казаков. — М.: Малыш, 1989. — 93 с: ил.

-       Бианки, В. В. Тайна ночного леса: [рассказы] / В. В. Бианки. — М.: Стрекоза, 2007. — 95 с: ил. — (Библиотека школьника)

-       Гайдар, А. II, Чук и Гек: [рассказы] / А. П. Гайдар. — М.: Оникс, 2008. — 158 с: ил. — (Библиотека младшего школьника. Читаем по школьной программе).

-       Грибачёв, Н. М. Волшебные очки. Лесные истории. — Смоленск: Русич,2011. — 128 с: ил.-(Внеклассное чтение)

-       Драгунский, В. Ю. Друг детства; Денискины рассказы / В. Ю. Драгунский. — М.: Оникс 21 век, 2007. — 63 с.: ил. — (Любимая книжки).

-       Зощенко, М. М. Рассказы для детей / М. М. Зощенко. — М.: ACT: Астрель, 2007. — 189 с: ил. — (Внеклассное чтение).

-       Куприн, А. И. Белый пудель: рассказ / А. И. Куприн.- М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 62 с: ил.- (Русские классики — детям).

-       Митяев, А. Б. Рассказы о Великой Отечественной войне / А. В. Митяев. — М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 62с: ил. — (Внеклассное чтение).

-       Носов, Н. Н. Живая шляпа: [рассказы] / Н Н. Носов. — М.: Махаон, 2008. — 143 с: ил.

-       Пермяк, Е. А. Волшебная Радуга: сказки/ Е. А. Пермяк.-М.: Эксмо, 2008. -144 с: ил.

-       Чарушин, Е. И. Никитка и его друзья / Е. И. Чарушин.- М.: Мир «Искателя», 2004. — 125с. ил. — (Классика для детей).

3.      Литературные сказки.

-       Андерсен, Х.-К. «Соловей»; «Снежная королева» и др. сказки / Х.-К. Андерсен; пер. с дат.- любое издание.

-       Барри, Дж.М. Питер Пэн: сказочная повесть /Дж. М. Барри; пер. с англ.. — М.: Махаон, 2008. — 175с: ил. — (Библиотека младшего школьника).

-       Дружков, Ю. М. Приключения Карандаша и Самоделкина: [сказочная повесть] / Ю. М. Дружков. — Пушкинская библиотека: ACT: Астрель, 2005. — 445 с: ил. — (Внеклассное чтение).

-       Милн, А., Заходер Б. Винни-Пух и все-все-все (и многое другое) / А. Милн, В. Заходер; сказку А. Милна рассказывает В. Заходер. — М.: ACT: Астрель,2000. — 384 с: ил.

-       Наши сказки: сказки любимых писателей: [книга для внеклассного чтения] / В. П. Катаев, К. И. Чуковский, В. Д. Берестов, Б. В. Заходер, Ю. И. Коваль, Т. И. Александрова, С. В. Михалков, С В. Сахарнов, Е. А. Пермяк, Ф. Г. Лев. А. А. Логунов, С. Я. Маршак. П. П. Бажов. — М.: Дет. лит, 2004. — 217с. — (Как хорошо уметь читать).

-       Пушкин, А. С. Сказки / А. С. Пушкин. — М.:РОСМЭН, 1999.

-       Уайт, Э. Б. Паутинка Шарлоты; Стюарт Литтл / Э. Б. Уайт; пер. с англ. — М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2006. — 271 с: ил. — (Золотая библиотека).

-       Успенский, Э. Н. Дядя Федор, пес и кот: повесть-сказка / Э. Н. Успенский. — М.: Оникс, 2006. — 127 с: ил.

-       Успенский, Э. Н. Крокодил Гена и его друзья: повесть-сказка / Э. Н. Успенский. — М.: Росмэн, 2002. — 111с: ил.

-       Шварц, Е. Л. Сказка о потерянном времени: (сказки, пьеса) / Е. Л. Шварц.- М.: Оникс, 2007.-158с. — (Библиотека младшего школьника. Читаем по школьной программе).

-                  Для учащихся 3–4 классов

4.      Мифы, предания, героический эпос народов мира.

-       Боги и герои Древней Европы: мифы и легенды.- М.: Стрекоза — Пресс, 2007.- 156 с.: ил.- (Классика — детям. Школьная программа и внеклассное чтение).

-       Вавилонская башня и другие древние легенды / под ред. К. И. Чуковского.-Петрозаводск: Карелия, 1990.- 12 с.: ил.

-       Двенадцать подвигов Геракла: мифы Древней Греции.- М.: Малыш, 2006.- 93с.: ил.

-       Приключения Одиссея: по мотивам мифов Древней Греции / пересказ Л. Яхнина. — М.: Кристина и Ольга, 1993. — - 96 с: ил.

-       Русские богатыри: былины и героические сказки /сост. Г. И.. Карнаухова. — М.: Оникс, 2008, -191с — (Библиотека младшего школьника. Читаем по школьной программе).

-       Юдин, Г. Н. Муромское чудо: о святом богатыре Илье Муромце, Петре и Февро-нии, епископе Василии и окаянном змее. — М.: Эллис Лак, 1995. — 144 с: ил.

-       Яхнин, Л. Л. Мифы и герои Древней Руси / Л. Л. Яхнин. — М.: Стрекоза-Пресс, 2007. — 127 с.: ил. — (Классика — детям).

5.      Проза.

-       Воронкова, Л. Ф. Девочка из города; Гуси-лебеди: повести / Л. Ф. Воронцова. — М.: Дет. лит., 2005. — 222 с: ил. — (Школьная библиотека).

-       Зощенко, М. М. Рассказы для детей / М. М. Зощенко. — М.: Дет. лит., 2005. — 202 с.- (Школьная библиотека).

-       Казаков, Ю. П. Арктур — гончий пес / Ю. П. Казаков.- М.: Сов. Россия, 1980. -88 с: ил.Короленко, В. Г. Дети подземелья: [повесть] / В. Г. Короленко. — М.: Стрекоза-Пресс, 2007. — 77 с. — (Внеклассное чтение).

-       Лоскутов, М. П. Рассказ о говорящей собаке: рассказы / М. П. Лоскутов. — М.: Дет. лит., 1990. — 52 с: ил.

-       Пантелеев, Л. Честное слово: рассказы / Л. Пантелеев. — М.: Астрель: ACT, 2006. — 185с.- (Хрестоматия школьника).

-       Рассказы о природе и животных / И. С. Соколов-Микитов, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. П. Чехов, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и др.- М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 255 с: ил.- (Хрестоматия. Начальная школа).

-       Ребятам о зверятах: рассказы русских писателей / сост. е. Шукшина. — М.: Планета детства, 2000. — 88с: ил.- (Хрестоматия школьника).

-       Сказки зарубежных писателей: пер. / Х.-К. Андерсен, Я. Гримм, В. К. Гримм, П. К. Асбьернсен, 3. Топелиус и др. — М.: Дрофа-Плюс, 2004.- 511 с: ил.- (Круг детского чтения).

-       Смешные рассказы о школе / В. Ю, Драгунский, Ю. И. Коваль, В. В. Медведев, Л. Д. Каминский. — М.: Самовар, 2008. — 108 с: ил. — (Школьная библиотека).

-       Чехов, А. П. Каштанка / А. П. Чехов.-      М.: Эксмо, 2007. — 205 с.

6.      Литературные сказки.

-       Александрова, Т. И. Домовенок Кузька: сказки, рассказы и фантастическая повесть / Т. И. Александрова.- М.: Астрель: ACT, 2003. — 575 с.: ил.- (Всемирная детская библиотека).

-       Андерсен, Г.-Х. Большая книга лучших сказок Г.-Х. Андерсена / Г.-Х. Андерсен;пер. с дат.- М.: Эксмо, 2006.- 206с. — (Золотые сказки).

-       Бонзельс, В. Пчелка Майя: [повесть] / В. Бонзельс; пер, с нем.. — СПб.: Азбука-классика. — 249с.- (Друзья детства).

-       Гераскина, Л. Б. В Стране невыученных уроков: (волшебное происшествие) / Л. Б. Гераскина.- М.: Самовар, 2004. — 134с. — (Школьная библиотека).

-       Гофман, Э.-Т.-А. Щелкунчик и Мышиный Король: сказка / Э.-Т.-А. Гофман; пер. с нем.- М.: Эксмо, 2008. — 63 с: ил.

-       Губарев, В. Г. Королевство кривых зеркал: сказочная повесть / В. Г. Губарев. — М.: Астрель, 2008.— 383 с: ил.

-       Дружков, Ю. М. Приключения Карандаша и Самоделкина: правдивая сказка / Ю. М. Дружков.- М.: Астрель, 2005. — 187 с: ил.

-       Ершов, П. П. Конек-Горбунок: русская сказка: в 3-х ч. — Любое издание.

-       Жуковский, В. А. Сказки / В. А. Жуковский.- М.: Стрекоза-Пресс, 2005. — 60с.- (Библиотека школьника).

-       Носов, Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей: роман-сказка / Н. Н. Носов. — Любое издание.

-       Пушкин, А. С. Сказка о Золотом петушке / А. С. Пушкин.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. — 24с.

-       Пушкин, А. С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. С. Пушкин.- М.: Фламинго, 2007. — 28 с: ил.- (Читаем сами).

Важность формирования правильного типа читательской деятельности младших школьников сегодня все более осознается нами, как проблема, связанная с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала. [2, с.65] Агрессивное влияние средств массовой информации и рекламы выступает фактором, затрудняющим гармоничное развитие личности. В связи с этим представляется весьма значимым исследование возможностей психолого-педагогического воздействия сказки на формирование нравственного сознания ребенка.

Литература:

1.                 Аникин, В. П. Русская народная сказка [Текст] /В. П. Аникин. — М., 2005.

2.                 Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. — 2005 — № 11 — С. 68–71

3.                 Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика — 2005 — № 2 — С. 67–68

4.                 Беляева. Е. В. Психолого-педагогические функции сказки // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. — С. 25–31.

5.                 Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — № 3 — С. 9–12

6.                 Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании — 2002 — № 6 — С. 3–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle