Библиографическое описание:

Жданова Л. У., Абрарова А. А., Кульгарина Л. Р. Методика обучения младших школьников городецкой росписи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 165-167.

Народное, так и декоративно-прикладное искусство составляют неотъемлемую часть художественного и культурного наследия страны. Особая ценность народного творчества и декоративно-прикладного искусства заключается не только представлением природного мира, материальной культуры, но и тем, что произведения являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость народного искусства особенно актуально в наше время.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей личности младшего школьника считается народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательное учреждение должно приобщить детей к традициям народного творчества.

Одним из ветвей народно-прикладного искусства является городецкая роспись, что является эффективным средством всестороннего развития, особенно творческих способностей личности младшего школьника. Поэтому общеобразовательная школа должна помочь сохранить богатство и художественные традиции народного декоративно-прикладного искусства, также приобщить к ним детей. Важное значение имеют уроки декоративного рисования, на которых младшие школьники обучаются определенными навыками работы, а также знакомятся с культурой и эстетическими ценностями народа. Народное художественное творчество бережно хранит, при этом творчески развивая традиции глубокой древности. Красота художественных изделий, которые выполнены народными умельцами, прививает детям любовь к Родине, учит видеть и понимать природу, уважать труд.

Городецкая роспись считается одним из уникальных явлений русской культуры. Своеобразие народного искусства соединило в себе различные черты художественной народной живописи, уходящей корнями в века. Возникновение росписи связано с развитием производства деревянных прялочных донец в деревнях, которые располагались вблизи населенного пункта под названием Городец [1].

Классификация композиций городецкой росписи условно делится на три вида: цветочную роспись; цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица»; сюжетную роспись. Несмотря на то, что городецкая роспись состоит из ограниченного числа мотивов, она разнообразна благодаря схемам построения. В изделиях, которые выполнены на основе одной композиции, используется разная цветовая гамма, сложно сразу уловить сходство. Такое художественно умение позволяет ярче выделять сюжет данной работы, придавая иное смысловое звучание, удовлетворяя различные вкусы ценителей этого искусства.

Цветочная роспись чаще всего использовалась на массовых изделиях, так как она более проста в исполнении. В данной росписи наиболее распространены следующие орнаментальные композиции:

1)        «Букет» изображается симметрично, обычно на разделочной доске или блюде, небольшими букетиками расписывали мелкие изделия: коробочки, солонки, стаканчики.

2)        «Гирлянда» состоит из одного-двух крупных цветков в центре и расходящихся в стороны более мелких цветов с листьями. Орнамент либо вписывается в круг или полосу, либо располагается серповидно. Данная композиция чаще всего используют при росписи хлебниц, разделочных досок, блюд, шкатулок, детской мебели.

3)        «Ромб» является одним из вариантов «гирлянды», только в центре располагают один или несколько цветков, образующих ромб, а бутоны и листья, располагают на двух перпендикулярных осях, постепенно уменьшая к вершинам ромба. Такой орнамент также чаще всего используется при росписи изделий прямоугольной формы: сундучки, скамеечки, створки шкафов, детские столики и хлебницы.

4)        «Цветочная полоса» использовалась в росписи прялок, с помощью нее разделяли верхний и нижний ярусы. В зависимости от изделия орнамент состоит из повторяющейся ленточной композиции, составленной либо из одинаковых цветов разделенных листьев, либо из чередования: цветки одного размера чередуются по цвету, цветки одного цвета чередуются по размеру. Такие цветочные полосы обычно используются при росписи объемных изделий, например, круглых шкатулок. Узкая орнаментальная полоса опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса используется средним ярусом в трехъярусной композиции.

5)        «Венок» своего рода разновидность «цветочной полосы», замкнутой по краю блюда, крышки или шкатулки.

Так же как и в цветочном орнаменте, декоративные образы коня и птицы на предметах могут располагаться симметричны. Например, прорисовывают по двум сторонам от цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Но также встречаются варианты, когда цветочный орнамент написан симметрично, а восседающие две птицы асимметричны по рисунку, а иногда отличаются и по цвету. В случае, когда мотивы «конь» или «птица» в композиции изображаются отдельно, симметрия цветочной композиции может быть и нарушена.

Цветочная композиция с включением мотивов «коня» и «птицы» также была очень распространена в творчестве. Подобный узор встречается и на блюдах и разделочных досках, на шкатулках и хлебницах, и даже ложках. Часто используется для росписи детской мебели. Включение новых мотивов позволяет расширить многообразие композиций.

Сюжетная роспись самая трудоемкая и удивительно красивая из всех композиционных видов городецкой росписи. Порой сложно представить, неисчерпаемость источников сюжетов, которые зарождаются у городецкого мастера. Встречаются свидания и гуляния, изображаются посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, используются сказочные иллюстрации и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое [3].

Сам вид данной композиции предполагает, что роспись выполняется на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, крупных шкатулках и сундучках, разделочных досках и блюдах. В сущности, происходит возвращение мастеров к технике уникальных росписей, которые выполнялись на подарочных прялках.

Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов: выполнение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами.

Завершают роспись графические элементы в виде рамочек, которые ограничивают композицию. Городецкая живопись может выполняться как на фоне чистого дерева, так и на цветном фоне, тогда роспись начинают с его окраски. В городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки [3].

В настоящее время большое внимание уделяется ознакомлению детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями на занятиях по декоративному рисованию. Такие занятия помогают научить их воспринимать прекрасное и доброе, знакомит с народными традициями, закладывает основы эстетического воспитания.

Учителю необходимо создать условий, направленных на развитие художественных способностей детей, помогать и закрепить технические навыки, полученные ранее, учит анализировать и сравнивать, оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей школьного возраста.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой. Успех школьников во многом зависит от организации учебного процесса, от выбора учителем форм взаимодействия, с учениками учитывая их потребностей сложившихся в дошкольном возрасте.

Почему из множества народных промыслов мы отдали предпочтение городецкой росписи по дереву? Городецкая роспись отличается своим неповторимым изобразительным языком, выражающимся в символах, особенностях трансформации природных мотивов и насыщенной цветовой гамме. Любимые фоны — ярко-зелёный или напряжённый красный, глубокий синий, иногда чёрный, на котором особенно сочно расплёскивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись сразу ведется кистью, не нанося предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна, поэтому она очень обобщена и проста по приёмам [2].

Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки городецкой росписи, при этом самым главным станет то, что дети прикоснутся к настоящему народному искусству. У них появится уважение к народному искусству, но это уважение надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна.

В системе учебно-воспитательного процесса, особенно на занятиях изобразительного искусства, воспитание младших школьников является важным, так как, кроме того, что у них развивается эстетические качества, ребенок развивается и как личность: духовные потребности, нравственные идеалы, личные и общественные представления, мировоззрение. Все перечисленные человеческие качества могут развиваться под влиянием различных факторов. Важными среди этих факторов являются и природа, и труд, и все что нас окружает в действительности: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным.

Младший школьный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру. Самую главную роль в воспитании играет, конечно же, учитель. Умелая методика воспитания педагога способна основать надежный фундамент эстетического развития личности, а тем самым заложить подлинное мировоззрение человека.

На сегодняшний день народное творчество является универсальным видом изобразительного искусства. Живопись городецких мастеров отличается наблюдательностью, легкостью, плавностью выведения орнамента. Характерные особенности городецкой школы передавались мастерами из поколения в поколение. Богатая палитра росписи не имела ограничений, хотя все изделия городецких мастеров отличала огромная культура цвета.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.

Литература:

1.         Клиентов А. Е. Народные промыслы: / А. Е. Клиентов. — М.: Белый город, 2006. — 48 с.

2.    Сапожникова Т. Практическая работа на уроках ИЗО / Т. Сапожникова // Искусство, 2008. — № 9. — С 18–19.

3.    Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle