Библиографическое описание:

Локотко Л. Г. Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 226-229.

Немаловажным аспектом в жизни каждого человека является его принадлежность к определенному виду, фиксирующая представление личности о себе как носителе определённого пола, включающая специфические для мужчин и женщин характеристики, потребности, мотивы, ценностные ориентации, особенности поведения. Для успешной адаптации и интеграции в социум как полноправного ее члена ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Половые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию с ними и обособление от противоположного пола в определенные возрастные периоды. Однако у детей, воспитывающихся в детских домах ограничены возможности на познание этих ориентаций.

Анализ научной литературы показывает, что ученые делают предметом анализа различные аспекты полового самосознания детей, оставшихся без попечения родителей: формирование половой идентичности у детей дошкольного возраста в условиях депривации (С. Б. Данилюк); проблемы полоролевого поведения у подростков детского дома (H. H. Крыгина); особенности становления половой идентичности у детей, лишенных родительского попечительства (М. Лангмейер, 3. Матейчек, B. C. Мухина, A. M. Прихожан, H. H. Толстых, Т. Н. Юферева); взаимосвязь девиаций детей из учреждений интернатного типа с нарушениями процесса половой идентификации (A. A. Аладьин, И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова). Особо следует отметить работы известных отечественных ученых И. С. Кона и Б. Г. Ананьева, посвященные проблемам пола и межполовых отношений, в которых определены приоритетные направления исследований в области психологии пола; В. Е. Кагана, исследовавшего полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили цель данной статьи, которая заключается в том, чтобы, изучив особенности половой идентификации детей, лишенных родительского попечительства, найти приемлемые условия, содействующие ее нормализации.

В процессе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, специалисты детского дома в большинстве своем работают с неполной семьей: мама — ребенок и отмечает, что мужчины, отцы в контексте данной проблемы являются слабо охваченной категорией. В нашем учреждении нет программ и рекомендаций по организации гендерного воспитания детей-сирот в условиях детского дома и замещающей семьи. [18] «В условиях детского дома формируются искаженные представления о семейных отношениях, нарушается половая идентификация по причине доминирования женского воспитания и отсутствия работающих в детских домах мужчин-педагогов. У воспитанников в детских домах недостаточно эталонов правильного мужского поведения. А в составе воспитанников в учреждении преобладает число детей мужского пола. С каждым годом их количество увеличивается. Одна из причин: девочек охотнее берут в приемные семьи и они успешнее там адаптируются. Подростки же мужского пола практически не востребованы кандидатами в замещающие родители. К тому же они более склонны к отклоняющемуся поведению и правонарушениям. Поэтому этой категории детей особенно нужно и полезно позитивное мужское влияние, участие и поддержка». В этой связи в учреждении была актуализирована и исследована проблема влияния мужчин на развитие личности ребенка-сироты через реализацию федерального грантового проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Отцовская забота — серьезная работа».

В детском доме разработана технология организации мужского воспитания в детском доме, включающая специальные акции, события, встречи, которые могут использоваться педагогами детского дома для привлечения волонтеров с целью помочь воспитанникам компенсировать отсутствие родительского, в частности отцовского, воспитания.

 Структура модели мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях разрабатывалась в рамках четырех направлений: «Исследование гендерных аспектов воспитания», «Обогащение позитивного опыта общения воспитанников с представителями мужского пола», «Гендерно чувствительное воспитание как предмет сопровождения замещающей семьи», «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания». Более подробно остановимся на вопросе обогащения позитивного опыта общения воспитанников с представителями мужского пола

По результатам диагностического исследования нами была разработана развивающая программа по формированию адекватных полоролевых представлений и взаимоотношений в среде детей, которая включает различные формы, методы и приемы групповой и индивидуальной работы с воспитанниками детского дома. На групповых занятиях воспитатели использовали ролевые игры и драматизации, видеотехнологии, приемы индивидуальной и групповой рефлексии. Педагогами-психологами и педагогами дополнительного образования были организованы тренинги, образовательные встречи, кружки и клубы мальчишеских интересов в детском доме и в летнем оздоровительном лагере.

Интенсивный опыт включения детей в различные виды деятельности, являющиеся в обществе типично мужскими и женскими, был организован путем создания среды для обогащения гендерно значимого опыта:

-        в период работы летнего оздоровительного лагеря были организованы места мальчишеских и девичьих интересов, где дети включались в совместную со взрослыми деятельность;

-        в детском доме площадками по обогащению гендерного опыта стали социальная квартира как зона гендерной социализации, где создавались условия для реализации и дифференциации домашних умений и столярная мастерская, где в воскресное время были организованы занятия по плану социальной акции «Воскресный папа».

Социальная акция «Воскресный папа» проводилась с целью привлечения волонтеров — мужчин для организации досуга и обучения воспитанников детского дома практическим гендерным навыкам. В начале акции в городских организациях были распространены информационные листовки «Мужские таланты — для ребенка из детского дома», педагоги детского дома провели исследование потребностей детей. Важной составляющей данной акции стала организация партнерского волонтерского клуба. На своих заседаниях педагоги-мужчины детского дома и мужчины-волонтеры составили реестр домашних дел и досуговых занятий для детей, и разработали план организации воскресных клубов, кружков, студий, мастерских мальчишеских интересов. Волонтерский клуб в детском доме создан с целью формирования полоролевой социализации мальчиков. В составе участников представители воинской части, работники МВД, педагоги школ, студенты педагогического колледжа, работники сбербанка, бизнесмены, мужья сотрудниц детского дома, мужчины-патронатные воспитатели, старшие воспитанники и мужчины-педагоги детского дома. Для полноценной деятельности клуба разработан устав, программа клуба, организованы встречи с интересными людьми различных профессий, выезды на рабочие места мужчин-волонтеров, практикумы домашних дел, организация рыбалки, военно-спортивных игр.

Гендерная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялась также через создание специальной среды. Жизненное пространство детей было обогащено местами для приобретения гендернозначимого опыта, где воспитанники были включены в различные виды деятельности, являющиеся в обществе типично мужскими и женскими: «Будущие железнодорожники», «Русские богатыри» (пауэрлифтинг и бодибилдинг), «Меткий стрелок» (пейнтбол), «Красотка» (парикмахерские и маникюрные навыки), «Юный полицейский», «Домашний мастер».

Большое значение в реализации проекта было уделено военно-патриотическому воспитанию детей. В качестве волонтера в детском доме принял участие ветеран внутренних войск, бывший спецназовец, ставший инициатором и организатором мальчишеского клуба «Виктория». Воспитанники также получали практические умения в столярной, слесарной, швейной мастерских, в кабинете домашних умений под руководством педагогов детского дома.

Полезной площадкой по приобретению жизненного опыта стала социальная квартира как зона гендерной социализации, где созданы условия для освоения домашних умений. Она является местом социальных проб, способствует освоению мужских и женских ролей в бытовой, учебной, трудовой сферах жизни. Проживая в квартире, воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность. Старшеклассники учатся без помощи взрослых готовить еду, пользоваться различными бытовыми приборами и оргтехникой, поддерживать чистоту и порядок, делать домашнюю работу, т. е. пробуют жить так, как им предстоит это делать после выпуска из детского дома. Социальная квартира является способом организации личного пространства ребенка.

С целью обогащения детского опыта взаимодействия со взрослыми мужского и женского пола были реализованы мероприятия проекта «Студенческий педагогический дуэт», «Субботний дедушка».

«Студенческий педагогический дуэт» проводился совместно с физкультурным отделением Канского педагогического колледжа. Для работы в детском доме были определены разнополые студенческие пары, которые в процессе своей работы демонстрировали разные социальные роли мужчины и женщины, организовывали для детей образовательные встречи, события, спортивные праздники и подвижные игры на свежем воздухе. Такая педагогическая практика дала возможность детям детского дома получить опыт взаимодействия с молодыми людьми разного пола, а для студентов она помогла реализовать профессиональный и личностный потенциал.

Встречи «Субботний дедушка»проводилисьпо субботам в сотрудничестве с пансионатом для граждан пожилого возраста и инвалидов, целью которого была организация детского волонтерского движения. С одной стороны, это помогало формировать у воспитанников качества милосердия по отношению к людям преклонного возраста, обучало детей способам поддержки осиротевших стариков, а с другой стороны, пожилые люди, семейные пары имели возможность поделиться своим житейским опытом, показать детям некоторые виды ремесел. Формы деятельности детей в данной акции: социальный патронаж, чтение художественной литературы, совместные чаепития, концерт «Для дедушек и бабушек», помощь в написании писем родным, изготовление поделок и подарков. Пожилые люди учили мальчишек сапожному делу, участвовали в гендерном тренинге семейной пары «Как жить дружно в семье», встречах с ветеранами в Музее детского дома, встречах «Моё любимое дело», совместном субботнем клубе рукоделия. Но самое главное — это общение между детьми и пожилыми людьми, имеющими опыт оставленного одиночества. Поддержка, понимание другого помогает формировать нравственные качества у подростков: доброту, сопереживание, эмпатию.

Результатом реализации проекта «Отцовская забота — серьезная работа» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации является разработанная программа мужского воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающая в себя:

1.      Диагностический кейс: методики изучения полоролевых отношений в детском доме и замещающей семье, в частности, влияния образа отца, мужчины на эмоциональное благополучие и половую идентичность детей.

2.      Рабочие технологии сопровождения полных замещающих семей.

3.      Алгоритм построения мужского воспитания в детском доме и замещающих семьях.

В ходе реализации проекта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей появились адекватные представления о роли мужчины в семье, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, знания о семье, ее составе, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, традициях.

Литература:

1.                 Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.

2.                 Астахов П. Трудно быть папой: приемные родители должны проходить специальное обучение // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5362 (283) от 15 декабря 2010 г.

3.                 Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: РОССПЭН, 2004. — 336 с.

4.                 Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.

5.                 Бобкова, Т. С. Половое воспитание подростков в учреждениях интернатного типа: Учебно-методическое пособие / Т. С. Бобкова, Г. А. Виноградова. — Тольятти: ТГУ, 2010.- 120 с.

6.                 Борисенко Ю. В. Психология отцовства // Журнал практического психолога. 2007. № 1.

7.                 Вейнингер О. Пол и характер // Вейнингер О. Последние слова. Пол и характер: Сб. — Мн., 1997. — С. 235.

8.                 Данилюк, С. Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома / С. Б. Данилюк // Развитие личности ребёнка в условиях депривации. М., 1994. — С. 29–38.

9.                 Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989, № 3. — С. 53–62.

10.             Кон И. С. Равенство? Одинаковость? — В кн.: Приглашение на семейный совет. М., 1976, с. 107–117.

11.             Кон И. С. Психология половых различий. — М;1998г

12.             Короленко И. П. Мифология пола.- Красноярск,1994. — 282с.

13.             Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. С. 334.

14.             Медведев Д. А. Беседа с воспитателями детских домов 7 января 2011 года, Иваново (Интернет ресурсы)

15.             Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высших учебных заведений. 14-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012;

16.             Прихожан A. M. Психология сиротства /A. M. Прихожан, H. H. Толстых. М.: СПб: «Питер», 2005. — С.245–249.

17.             Путин В. В. Выступление на церемонии открытия Года семьи в России [Электронный ресурс]. 24 дек 2007 г.

18.             Свириденко А. Г. Подготовка педагогов к решению проблемы гендерной социализации воспитанников.// Инновации в непрерывном образовании. Научный журнал. 2012. № 5.с.23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle