Библиографическое описание:

Перегудов Д. Н., Кирдянова А. А. Школа для родителей “Мы вместе” — инновации в дополнительном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 316-318.

Рассмотрена инновационная деятельность проекта “Школа для родителей “Мы вместе” в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: инновации, образование, дополнительное образование, педагогика, школа родителей, семья.

Согласно данными социологии, для начала XXI века одной из характерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия.

Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложное материальное состояние большого количества семей.

Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а невысокий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.

Подготовка детей к жизни в обществе — первейшая задача любой образовательной системы. Проблемы разработки адекватных современности учебных программ решаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ошибки здесь могут дорого стоить всему обществу.

К настоящему времени концепция педагогики претерпела значительную эволюцию, вместе со всем комплексом гуманитарных наук. Огромное значение и в настоящее время имеют труды таких педагогов, как А. С. Макаренко (особенно, что касается взаимоотношений в коллективе).

Системы педагогики развиваются в сторону большей гуманизации, постановки в свой центр собственно ребенка. Давно ушли в прошлое телесные наказания и прочие подобного рода “стимулы”.

Ключевую роль в формировании личности ребенка играет та среда, в которой он растет. И это не только школа или дворовая компания. В первую очередь, это семья.

Семью определяют как ячейку общества. Разумеется, в различные исторические периоды (при господстве различных социально-экономических формаций) существовали разные ее формы.

Эволюция семьи, к примеру, подробно рассматривается Ф. Энгельсом в известной работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В частности, Ф. Энгельс пишет о несомненной связи возникновения семьи с функцией накопления и передачи по наследству частной собственности. Во времена феодализма также семья являлась основной производительной ячейкой [5].

Разумеется, современная нуклеарная семья (отец, мать, их дети) существенно отличается от многочисленной патриархальной семьи предыдущей формации. Кроме того, ослабли идеологические узы, скрепляющие браки.

Так или иначе, в большинстве случаев именно семья является той средой, где формируется каждый член общества с рождения. Причем, это формирование не всегда носит положительный характер [1].

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей [2].

А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <…> Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

Так или иначе, многие родители целенаправленно способствуют возникновению тех или иных предпочтений или установок личности детей. Каждый человек есть продукт среды, в которой он формировался.

Ясно, что воспитание детей должно предваряться воспитанием самих родителей, чему в настоящее время не предается достаточного значения.

Задача внешних сил здесь заключается в развитии внутрисемейного воспитательного потенциала.

Эта задача лежит не только на общеобразовательных учреждениях (где может быть развита работа с родителями), но и на учреждениях дополнительного образования. Именно последнее предполагает достаточно гибкую и приспособляемую к нуждам семьи социально-педагогическую систему [4].

В работе школ, лицеев и гимназий, ограниченных своими учебными программами и планами данное направление не является приоритетным.

В свою очередь, учреждения дополнительного образования могут разрабатывать проекты, целиком направленные на развитие воспитательного потенциала внутри семьи.

В них присутствует как формализованный, так и неформальный компонент воспитания, интегрированные в общую систему [3].

На первый взгляд, во многих городах РФ существуют разнообразные варианты школы родителей. Есть и множество онлайн-курсов, тренингов, иных программ. В большинстве случаев, однако, они касаются беременности и первых лет жизни ребенка. А остальные часто бывают так или иначе ангажированы.

Среди изученных программ для основного образования — авторская программа “Уроки семейного воспитания” Т. В. Петришина, Л. В. Путря, Т. Н. Чернова, В. В. Ященко. Она ориентирована на младших школьников и их родителей и предполагает занятия с их родителями.

Также была изучена программа по работе с родителями “Воспитываем вместе” Э. А. Сызранцевой, “Содружество школы и семьи” К. А. Митькиной.

В сфере дополнительного образования — “Семейный мир” Е. В. Горбачевой и др.

Все эти проекты были победителями II Всероссийского конкурса “Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!”, проводимого ФИРО в 2011 г.

Во многих из них не хватает комплексного подхода, нет многообразия деятельности (в том числе творческой и акционистской). Иногда эти проекты излишне специализированы, посвящены одному или нескольким аспектам семейных взаимоотношений — например, психологическому.

В связи с этим, проблема совершенствования воспитательных и родительских функций в нашем обществе остается актуальной.

В МБОУ ДОД ДУМ “Икар” (г. Тольятти, Самарская область) в настоящее время функционирует “Школа для родителей “Мы вместе”. Именно там осуществляется комплексный подход к подготовке родителей, социокультурная система развития воспитательного потенциала семьи.

Проект предполагает работу со всеми типами семей.

Основной этап проекта содержит комплекс мероприятий и различных организационных форм работы с целевой аудиторией по следующим направлениям сетевого проекта:

1.      Организация семейной творческой мастерской:

-       проведение серии мастер-классов для семей различных социальных категорий по декоративно-прикладному искусству, хореографии, по фольклорному творчеству, вокальному искусству и информационным технологиям.

-       занятия для родителей по обучающей программе «Повышение компьютерной грамотности в области ИКТ» (80 часовой курс).

2.      Психолого-педагогическая поддержка семьи:

-       занятие-тренинг «Я — эффективный родитель»;

-       организация совместных занятий детей и родителей, направленных на удовлетворение личностных потребностей семьи;

-       психологическое консультирование семей;

-       психопрофилактическая и развивающая работа с семьей.

3.      Подготовка и поддержка граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

-       реализация курса «Подготовка к приемному родительству» (48 часовой курс);

-       проведение клубных встреч приемных семей.

4.      Проведение социокультурных мероприятий с семьями различных категорий:

-       праздничный концерт, посвященный Дню матери;

-       фольклорный праздник «Масленица»;

-       фестиваль семейного творчества «Талантов акварель»;

-       привлечение семей к участию в социальных акциях и конкурсных мероприятиях различного уровня;

-       проведение семейных экскурсий.

5.      Правовая поддержка семьи:

-       проведение круглых столов по правовой защите детей;

-       оказание юридических консультаций по запросу семей;

-       организация профилактических бесед с семьями с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

6.      Волонтерская деятельность:

-       привлечение родителей к участию в волонтерской деятельности различной направленности (социальной, экологической и т. д.);

7.      Здоровьесберегающая деятельность:

-       создание и распространение методических памяток, буклетов, брошюр по вопросам здоровья;

-       беседы, лектории с родителями на тему здоровьесбережения;

-       встреча с приглашенными специалистами (медицинскими работниками);

-       организация Дней здоровья с участием детей и их родителей;

-       мастер-классы по парикмахерскому искусству, косметологии и визажу, фитнесу, методам оздоровления организма;

-       проведения семейных спортивных праздников и эстафет.

8.      Информационное обеспечение проекта:

-       создание единого банка информации в рамках проекта (правовые документы, информационные, методические, диагностические, отчетные материалы, фото- и видеоматериалы);

-       использование информационно-коммуникационных технологий;

-       обратная связь со всеми участниками проекта (Форум сайта);

-       размещение рекламных, агитационных, отчетных материалов в городских СМИ и других печатных изданиях.

Обучение и поддержку семей в рамках проекта осуществляют квалифицированные специалисты: педагоги-психологи, юрисконсульт, педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, и другие привлеченные специалисты.

К тому же, родители получают комплект раздаточного материала — памятки, информационные бюллетени, буклеты, календари, методические статьи и т. д.

В реализации проекта “Школа для родителей” осуществляется взаимодействие со многими организациями г. Тольятти, такими как городские службы, общественные организации, поликлиники, учреждения начального и среднего образования, различные СМИ и др.

В результате деятельности “Школы для родителей” было отмечено — повышение уровня воспитательного потенциала семей г. Тольятти, оказание семьям разнообразной помощи (психолого-педагогической, юридической, социальной), привлечение школ, накопление методических материалов, а также создание информационно-образовательной среды.

Имеются также некоторые предложения по дальнейшему развитию программы “Мы вместе”.

К примеру — мастер-классы по настольным играм (уже имеющимся и самостоятельной разработке новых вариантов). Это способствовало бы развитию креативности, а также укреплению внутрисемейных взаимоотношений.

Планируется и реализация программы дистанционного обучения в школе родителей. Для этого будет создан раздел на сайте организации (ikar.net.ru) с регистрацией и видеокурсами по всем направлениям школы родителей. Также будут представлены контактные данные (телефоны и e-mail) всех педагогов.

Инновационная значимость проекта заключается в комплексном и многостороннем подходе к обеспечению развития воспитательного потенциала семьи. Он не оставляет без внимания ни один аспект этой задачи.

В современных условиях такие проекты, как “Школа для родителей “Мы вместе” выполняют важную функцию. Они не только обеспечивают улучшение внутрисемейных взаимоотношений, но и способствуют сотрудничеству межсемейному, а также между семьями и общественными организациями.

Так формируется социокультурная система (Рис.1), развивающая воспитательный потенциал.

Рис.1. Социокультурная система “Школы для родителей “Мы вместе”

Сообщение семей в “Школе для родителей” может вызвать нечто вроде “цепной реакции” улучшения этого потенциала. Взаимодействуя при совместном участии в деятельности проекта, семьи улучшают воспитательный потенциал друг друга. МБОУ ДОД ДУМ “Икар” при поддержке различных организаций города обеспечивает благоприятную среду для этого процесса.

Эффект достигается с помощью комплексности и многогранности проекта.

Результаты реализации проекта “Школы для родителей “Мы вместе” подтверждают ее инновационную значимость.

Литература:

1.      Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004.

2.      Дымова Т. И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.

3.      Метлякова Л. А. Развитие воспитательного потенциала семьи в процессе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых (на примере учреждений дополнительного образования детей). Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь. Статья.

4.      Метлякова Л. А. Организация информационного пространства учреждений дополнительного образования детей как средства развития воспитательного потенциала семьи / Л. А. Метлякова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — Киров: Научный журнал, 2011.– № 2 (3). Статья.

5.      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Политиздат, 1986.

6.      http://ikar.net.ru

7.      http://cyberleninka.ru/article

8.      http://www.livejournal.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle