Библиографическое описание:

Чухно С. В. Актуализация зоны ближайшего развития через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 123-125.

Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, она обеспечивает переход к позиции школьника. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком, как его собственная потребность. (Урунтаева Г. А.).

Одной из задач дошкольного образования является облегчение для дошкольника прохождения этого перехода. В свете основного принципа дошкольного образования по ФГОС ДО: «Полноценного проживания ребенком всех этапов детства», работа педагога-психолога становится важнейшим аспектом программы развития ребенка.

В дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные виды деятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошкольник.

Именно поэтому, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе указанными Урунтаевой Г. А.:

-          новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно полезной деятельности;

-          в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-          в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-          в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность.

Выполнение социального заказа общества: всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению — ставит перед педагогами ДОО задачи использования адекватных коррекционных приемов и методов работы с детьми. Одним из таких методов в нашем детском саду является применение игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

-       Широкий возрастной диапазон участников игр.

-       Многофункциональность развивающих игр Воскобовича

-       Творческий потенциал каждой игры.

-       Вариативность игровых заданий и упражнений.

-       Сказочная «огранка»

Основой развития успешной личности с уверенностью можно считать наличие креативности и творческого воображения. Творческая личность строит свою жизнь по принципу созидания, тем самым развивая себя и свое окружение. Именно творческая, креативная личность способна нестандартно мыслить, находить решения в самых необычных ситуациях. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, мы считаем, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развития креативности и творческих способностей детей. Поэтому, по нашему мнению, включение творческих занятий в программу по подготовке к школе, повысит шансы детей на успешную адаптацию, освоение программы и взаимодействие со сверстниками, и прочие аспекты жизни ребенка. В структуре программы творческие занятия занимают место «закрепляющего» занятия. Тем самым, мы развиваем творческую активность и познавательный интерес, не ставя изучение нетрадиционных технологий во главу угла. Стоит так же отметить коррекционную значимость изобразительного искусства в работе с детьми, испытывающими трудности не только в освоении программы, но и трудности во взаимодействии с окружающим миром. Творческие занятия программы направлены не на изучение ребенком способов нетрадиционного искусства и оценивание работы, а на развитие самоидентификации, уверенности в себе и своих силах, личности в целом. Каждое творческое занятие несет в себе задачу коррекции какого-либо затруднения группы, тем самым к концу года мы предполагаем наработать методический материал для разработки индивидуальных программ взаимодействия с детьми, имеющими трудности в формировании и развитии личностных качеств.

Для получения всестороннего изучения пути развития ребенка необходимы методики диагностики трудностей развития дошкольников, которые дадут нам полную картину затруднений дошкольника. Так как ФГОС основан на индивидуальном личностно-ориентированном подходе, мы посчитали, что метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности Лурия, наиболее эффективен, как дифференциально-диагностический, прогностический, профилактический и коррекционный инструмент анализа деятельности детей.

Диагностическая работа проводится в два этапа:

-       психолого-педагогический блок;

-       нейропсихологический блок.

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Одним из методов нейропсихологической коррекции является метод замещающего онтогенеза. Основная его цель - развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.

Включение элементов нейропсихологических технологий в занятие позволяет нам оптимизировать функциональный статус глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, можно сформулировать Цель нашей программы:

Актуализация зоны ближайшего развития, через использование инновационной игровой технологии В. Воскобовича, средствами нейропсихологического метода замещающего онтогенеза.

Задачи программы:

-          формирование способов умственной деятельности;

-          развитие новой внутренней позиции дошкольника;

-          формирование знаково-символической функции сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

-          формирование произвольности поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

-          формирование умения принимать условную ситуацию, учиться у взрослого регулировать свою деятельность;

Теоретические основы программы:

-          теория о зоне ближайшего развития ЛС. Выготского;

-          теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности ДБ. Эльконина и В. В. Давыдова

-          метод синдромного анализа нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга А. Р. Лурия

Планируемые результаты:

-          принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;

-          формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;

-          снижение уровня личностной тревожности;

-          формирование умения контролировать себя на учебном занятии и вне его, внимательно слушать, принимать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;

-          развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;

-          развитие мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие занятия построены в соответствии с тематическим планированием, отраженным в годовом плане ДОУ. Каждая тема изучается 2 занятия, на первом занятии основная цель — развитие и оптимизация познавательного компонента личности. На втором занятии основная цель — работа с эмоционально-личностным компонентом, процессы индивидуализации каждого ребенка.

Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. С целью создания открытой системы взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи, мы предполагаем проведение совместных занятий родителей и детей в форме игротренинга, на которых родители смогут познакомиться с методами и приемами работы по подготовке к школе, а так же повысить педагогическую компетентность. Занятия будут проводиться один раз в квартал с итоговым развлечением в конце года «В школу, с радостью!» Так же предусматривается проведение консультаций, семинаров-практикумов, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе.

Литература:

1.         Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988. — 190 с, — (Психол. Наука — школе)

2.         Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

3.         Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle