Библиографическое описание:

Панина И. В. Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 191-193.

Введение

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации — учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность.

Во-вторых, — организацией образовательного процесса.

В-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.).

В-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу.

В-пятых, спецификой учебного предмета.

Причины спада мотивации к учебной деятельности

-        У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

-        Отношение ученика к учителю.

-        Отношение учителя к ученику.

-        У девочек 7–8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

-        Личная значимость предмета.

-        Умственное развитие ученика.

-        Непонимание цели учения.

-        Страх перед школой.

Развитие мотивов

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1.      Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2.      Через саму деятельность школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Технологии, способствующие мотивации обучения

Интегрированные уроки

Межпредметная интеграция урока биологии с другими предметами школьного курса:

с физической культурой по теме «Влияние занятий спортом на здоровье человека» 8 класс, «Анаболические стероиды и их разрушающее воздействие» 8 и 10класс;

с географией: «Геологическое летоисчисление» 8 и 9 классах, «Многообразие растений» 6 и 7классы, «Многообразие животных»; «Заповедники»

с физикой: «Зрительный анализатор. Линза и глаз» 8 класс, «Экология жилища», «Строение рыб в связи со средой обитания» 7 класс

с химией: «Неорганические вещества клетки», «Белки. Свойства белков» 9 и 10 класс

с ОБЖ: «Профилактика заболеваний органов пищеварения», «Травмы. Оказание первой медицинской помощи», «Безопасные походы»

Игровая технология позволяет сделать интересной и увлекательной учебу детей, она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, способствует использованию знаний в новой ситуации.

На своих уроках использую следующие формы:

-        взаимный опрос;

-        рецензия;

-        эвристическая беседа;

-        составление ребусов;

-        тематические кроссворды,

-        синквейны.

В 6 и 7 классах много уроков провожу, используя игровые технологии. Например, на уроках биологии в 6 классе при изучении темы «Строение клетки» мы составляли мини-сочинения «Вот она какая — клетка», в этих творческих работах ребята представляют клетку в виде знакомых бытовых объектов то коробкой с игрушками, то банкой с любимым компотом) и изучение строения, возникающие ассоциации становятся более близкими и понятными. На уроках в 7 классах наиболее интересными были сочинения на темы:«Из жизни Бактерий», «Многообразие водорослей». Такие работы учат детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения, открывают неожиданные возможности.

Во всех классах привлекаю учащихся к творческому участию в изучении материала — например изготовление наглядных работ«Живые объекты моими глазами», и тогда рождаются лишайники и водоросли, выполненные из пресованной бумаги,пластической массы, разноцветных ниток и кусочков ткани...

Часто на уроках в среднем звене,как задание по пройденному материалу, использую составление синквейнов. Синквейн — это один из приемов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Синквейн — это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка — заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка — два прилагательных

3 строка — три глагола.

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

5 строка — резюме, вывод, одно слово, существительное

Примеры работы учащихся:

Губка

Гидра

Бабочка

Морская, глубоководная

Очищает, фильтрует, моет

Губки -водные животные

Пресноводная, многощупальцевая

Прикрепляется, отпочковывается, парализует

Кишечнполостные животные

Оранжевая, голубая.

Вырастает, улетает, погибает.

Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы

Многоклеточные

Полип

Насекомое

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

-         составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

-         коррекция и совершенствование готового синквейна;

Умения и навыки, полученные в результате использования данных технологий и методов, являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной образовательной области.

Литература:

1.      Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — [3–5].

2.      Марина А. В., Соломин В. П. Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения. — СПб.: СПбГУ, 2000. — [132].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle