Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайфутдинова, М. Г. Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов / М. Г. Гайфутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6193/ (дата обращения: 19.04.2024).

Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и интересов.

Дошкольное детство — это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции — явления разной природы, но динамично взаимосвязанные.

Эмоции — то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и нередко осознаются дошкольником. Формирование у ребенка новых мотивов связано с появлением у него переживаний.

Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями деятельности, отношением других людей — сверстников и взрослых. Эти разные по содержанию эмоции отличаются глубиной протекания и последствиями.

Любой предмет может служить источником разных переживаний. Степень этих переживаний зависит оттого, входит или нет данный предмет в круг формирующихся у ребенка мотивов и ценностей. Ценность — это значимость для человека чего-то в мире, это принятая и осознанная направленность поведения (С. Л. Рубинштейн).

Применительно к дошкольнику можно выделить разные категории объектов, которые как бы соответствуют ценностям разного уровня и вызывают неодинаковое отношение в сознании ребенка. Объектом ценностного, эмоционального отношения ребенка могут быть люди, предметы, образы (людей или предметов), идеи, действия.

Процесс формирования простейших социальных мотивов деятельности, заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других, можно наблюдать на примере коллективной трудовой деятельности дежурных. Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, ее значение коллектива детского сада, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать представления о социальной значимости этих действия.

В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных. Таким образом, создается система групповых требований и ожиданий. Действия ребенка, соответствующие этим требованиям получают положительное «социальное подкрепление», а несоответствующие — отрицательное.

Основные изменения, происходящие на этом этапе, заключаются в переориентировке ребенка на новые ценности. Благодаря систематическому участию в общем деле детям открывается его полезность для окружающих, значимость той роли, которую они в этом деле выполняют. Превращение такого рода требований в требования к самому себе (во внутренние мотивы детского поведения) осуществляется постепенно.

Первоначально часть детей отказывается от дежурства, стремясь переложить свои обязанности на другого. А если и принимают задание, не достаточно хорошо выполняют задания.

Затем в созданных условиях коллективной деятельности поведение детей начинает упорядочиваться, выполнение обязанностей дежурного приобретает более организованный характер, однако лишь под непосредственным влиянием указаний и оценок взрослого и сверстников.

Некоторые дети надолго задерживаются на этом этапе. Для них общественная суть дела пока не является главной. Основное значение имеет похвала. Впоследствии эти дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Ребенок начинает выполнять обязанности ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей.

Изменения в эмоциональной сфере непосредственно отражают изменения мотивов трудовой деятельности.

По мере формирования такого рода мотивов безразличное отношение к трудовым обязанностям сменяется очень большой чувствительностью по отношению к оценке окружающих. Затем волнения сменяются переживаниями с тем, насколько хорошо выполнено полезное дело, насколько результаты соответствуют интересам других людей.

Однако складывающиеся у детей простейшие социальные мотивы трудовой деятельности являются еще очень неустойчивыми. При возникновении внешних и внутренних помех дети могут прекратить выполнение обязанностей дежурного.

Если цель деятельности воспитателем специально не объясняется, то дети выполняют ее без воодушевления. Однако их поведение существенно меняется, если выполнение задания мотивируется.

Становление сущностных характеристик человека связывают с формированием у него нравственной позиции. Нравственная позиция — это характеристика сущности личности. Ребенок–дошкольник — тоже личность, но которая еще развивается, формируется.

Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процесс формирования детской личности. Понятие «личность» есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применял по отношению к другим.

Педагог должен понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с нравственными, социальным, нормами его жизни и деятельности. Представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации.

Литература:

1.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005.

2.      Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 2010.

3.      Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей. — Ярославль, 2007.

4.      Неверович Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 2007.

5.      Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. М., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мотив, выполнение обязанностей дежурного, детская личность, нравственная позиция, переживание, процесс формирования, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности, домашняя работа. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания.

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Формирование нравственных качеств учащихся...

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Организация практической деятельности и общения воспитанников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств» [9, с.53].

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду...

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, мораль, учебная деятельность, ребенок, зло, поступок, добро, учебный процесс.

Формирование нравственных качеств учащихся... В процессе развития личности ребенка, огромную роль...

Формирование ответственности у старших дошкольников

1 этап — формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности; 2 этап — становление практических навыков проявления ответственного поведения

Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах.

Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей

Ведущая педагогическая идея опыта - целенаправленное развитие личности ребенка направленное на развитие нравственно-волевых качеств через трудовую деятельность детей в процессе воспитания и обучения в детском саду.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее

родители включаются в деятельность детского сада, направленную на нравственное развитие детей.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми...

Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей. ребенок, педагог, детский сад, трудовое воспитание, труд, работа, трудовая деятельность

процесс труда, ребенок, трудовой процесс, развитие речи, детский сад, труд взрослых, детский труд, детская речь...

Похожие статьи

Развитие трудовых умений и навыков детей старшего...

ребенок, труд взрослых, труд, детский сад, умение, навык, трудовая деятельность, трудовое воспитание, качество личности, домашняя работа. Развитие речи дошкольников в процессе трудового воспитания.

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Формирование нравственных качеств учащихся...

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Организация практической деятельности и общения воспитанников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств» [9, с.53].

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду...

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, мораль, учебная деятельность, ребенок, зло, поступок, добро, учебный процесс.

Формирование нравственных качеств учащихся... В процессе развития личности ребенка, огромную роль...

Формирование ответственности у старших дошкольников

1 этап — формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности; 2 этап — становление практических навыков проявления ответственного поведения

Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах.

Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей

Ведущая педагогическая идея опыта - целенаправленное развитие личности ребенка направленное на развитие нравственно-волевых качеств через трудовую деятельность детей в процессе воспитания и обучения в детском саду.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания

Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее

родители включаются в деятельность детского сада, направленную на нравственное развитие детей.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми...

Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей. ребенок, педагог, детский сад, трудовое воспитание, труд, работа, трудовая деятельность

процесс труда, ребенок, трудовой процесс, развитие речи, детский сад, труд взрослых, детский труд, детская речь...