Библиографическое описание:

Голдобина Е. Г. Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 62-63.

Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей. Нет совершенно одинаковых ребят, а задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как найти необходимые в данном случае средства педагогического воздействия? Каким образом влиять на каждого ребенка? Эти вопросы помогает решать индивидуальная работа с детьми.

Наш детский сад комбинированного вида. Поступают малыши с разным уровнем физического, умственного и эстетического развития, что также требует к ним индивидуального подхода.

Я стараюсь изучить особенности каждого ребенка, определить его уровень музыкального развития.

Когда ребенок исполняет песню, в специальной тетради делаю для себя пометки, над чем надо с ним поработать. Записываю детей, чисто интонирующих мелодию, до конца пропевающих музыкальную фразу. Проверю у ребят чувство ритма, умение выполнять простейшие музыкально-ритмические движения. На первых занятиях делаю вид, что не замечаю застенчивых детей. Вскоре они привыкают к коллективу, и постепенно начинают раскрываться их музыкальные способности.

Так, выяснила, что Настя (6 лет) очень одаренная девочка: эмоционально откликается на музыку, имеет хороший слух, может целостно дифференцированно воспринимать произведение, чисто интонирует, выразительно передает характерные особенности персонажей, выраженные в музыке, играет на музыкальных инструментах: металлофоне, арфе, гармошке. О способностях Насти я поговорила с ее родителями и посоветовала отдать девочку в музыкальную школу.

В тесном контакте с воспитателями групп учитываем особенности каждого ребенка и создаем условия для его развития. Во всех группах созданы зоны самостоятельной художественной деятельности, где удобно проводить индивидуальную работу с детьми в утренние и вечерние часы. Приемы работы и задачи ее разные.

Одним помогаем в формировании музыкально-сенсорных способностей, вырабатываем сосредоточенность, слуховое внимание, учим их вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, подсказываем, как сопоставлять, сравнивать их, с другими развиваем вокально-слуховую координацию, которая необходима для правильного восприятия мелодии голосом. Третьих упражняем в восприятии метроритма, ритмического рисунка хлопками, шагами. Так, в среднюю группу поступила девочка, которая пела громко, опережая других. Пришлось приложить немало усилий, прежде чем она стала прислушиваться к пению детей и к мелодии. Всегда сажаю ее рядом с хорошо поющими детьми, поощряю, если она не искажает мелодию.

В середине учебного года в подготовительную группу поступила Оля. Она пела очень низким голосом. В настоящее время работаю с ней над расширением диапазона голоса. Для этого использую маленькие песенки Е. Тиличеевой «Трубач», «Гуси». Есть перемены в лучшую сторону. У Оли расширился диапазон пропеваемых звуков.

Общаясь с детьми вне занятий, я лучше узнаю каждого ребенка, скорее нахожу к нему нужный подход, вовремя обнаруживаю и даю толчок развитию музыкальных способностей.

Индивидуальные занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах требуют от них особой сосредоточенности. Здесь я учу ребят играть маленькие попевки, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, мелодии. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения на металлофоне, предлагаю несложные пьески из «Музыкального букваря»: «Андрей-воробей», «Небо синее», «Мы идем с флажками» (музыка Е. Тиличеевой).

Алеша первое время совершенно не чувствовал ритм мелодии. Попробовали с ним выполнить хлопки в ладоши, притопы ногами в такт музыки. После трех занятий мальчик самостоятельно прохлопывал ритмический рисунок мелодии, постепенно стал осваивать приемы игры на металлофоне.

Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, то после общего занятия выясняю, в чем он затрудняется, объясняю и показываю ему тот или иной прием пения, движения, упражняю его в выполнении какого-либо задания. Например, Женя неправильно интонировала мелодию, перенапрягала голос и начинала фальшивить. Предложила ей несколько раз прослушать песню в моем исполнении, в исполнении хорошо поющей девочки. Сейчас Женя успешно поет вместе с детьми и даже солирует в песне «Где был Иванушка?» (русская народная песня).

Для овладения тем или иным движением, исполнить которое ребенок затрудняется, показываю ему несколько упражнений, подготавливающих к основному движению, а затем перехожу к самому танцевальному элементу. Саша поступил в детский сад в январе, когда все дети подготовительной группы освоили переменный шаг. Достаточно было позаниматься с ним 3–4 раза, и он начал активно действовать в коллективе, овладел переменным шагом. Однако мы продолжаем наблюдать за ним и при необходимости привлекаем его к индивидуальным занятиям.

Индивидуальную работу с детьми, как и музыкальные занятия, планирую и учитываю в календарных планах. Содержание этой работы, подбор репертуара в каждом отдельном случае диктуются той задачей, которую ставлю перед собой при планировании данного занятия.

При систематической индивидуальной работе у детей появляются творческие способности в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах. На занятиях я часто даю задание, кто придумает больше и разнообразнее движений. Вновь поступившие дети Олег и Оля очень робко импровизировали отдельные элементы танцевальных движений: выставляли ногу вперед на носок или на пятку, при кружении помахивали рукой над головой. Позднее я выяснила, что они неплохо поют, у них хорошая дикция.

Вместе с воспитателем мы решили подготовить сценку «Филя и Уля». Роль Фили поручили Олегу, а роль Ули — Оле. В конце нужно было поплясать. Вначале дети использовали движения указанные выше. Пришлось подсказывать и показывать различные плясовые движения. Теперь Олег и Оля Чувствуют себя более уверенно, с каждым разом их движения совершенствуются, выполняются более легко, непринужденно. На одном из занятий Оля самостоятельно придумала движение кружиться, взявшись за правые руки, затем за левые.

Предлагаю детям импровизировать односложный музыкальный ответ на вопрос. Например, вношу домик из картона с окошечком. Ребенок нажимает на кнопку. Звенит звонок: «Тр-р-р». Воспитатель спрашивает: «Кто там?». Ребенок пропевает свое имя, из окошечка показывается персонаж кукольного театра (матрешка, заяц и т. д.). Большинство детей успешно справляется с заданием. Ребята, у которых слабо развит мелодический звук, повторяют услышанные мелодии.

Особое место в музыкальном воспитании детей занимают праздники и развлечения. Любому из этих мероприятий предшествует предварительная индивидуальная работа с детьми. Разучиваем отдельные номера, эпизоды, которые затем включаются в утренник или развлечение.

Когда мальчики начали разучивать танец петрушек к новогоднему празднику, движения получались угловатыми, дети не согласовывали их с музыкой. Один Олег действовал легко и ритмично, быстро усвоил последовательность движений. На последующих занятиях с подгруппой Олега ставила в середину круга, чтобы все присматривались к его движениям. Дошкольники не ограничивались только занятиями, они с удовольствием танцевали самостоятельно в группе, во время прогулки. Их привлекал задорный характер музыки и движений.

Когда я работаю над отдельными сюжетными играми и инсценировками, вижу, как дети перевоплощаются. Удачное выполнение ролей вызывает у них радость, чувство эстетического удовлетворения. Так, когда готовили развлечение «Веселый цирк», я работала с каждым ребенком над средствами выразительности (жестом, позой, речевой интонацией, походкой), используя различные задания: показать, как выходит на арену силач (степенно, сжав руки в кулак), как танцуют цирковые лошадки (при беге высоко поднимают колени, двигаются легко, изящно). Очень удачно выступили Саша и Вася в роли клоунов: весело пели, шутили, показывали различные фокусы.

Например, клоуны говорят: «Барабан и корзина пустые стоят, позовите на сцену на помощь ребят».

Дети. Посмотрели мы на дно -

Там и пусто и темно.

Клоуны. Эти вещи не простые,

Эти вещи не пустые.

(Ударяют палочкой о барабан и корзинку)

Раз, два, три,

Стукну палочкой — смотри!

Выходят матрешки и танцуют.

Итак, индивидуальная работа помогает отстающим детям успешно освоить программный материал и приобрести нужные музыкальные умения, дает возможность более детально ознакомиться со способностями каждого ребенка, повысить активность застенчивых, помочь малышам, вновь поступившим в детский сад, скорее влиться в коллектив. Чем увереннее будет чувствовать себя ребенок в танцевальном движении, игре или в исполнении песни, тем быстрее у него пробудится интерес к музыкальной деятельности, к проявлению творчества. Индивидуальной работой с детьми, занятиями с небольшими группами, путем включения музыки в повседневную жизнь детского сада мы добиваемся планомерного и всестороннего осуществления задач музыкального воспитания.

Но встречаются и большие трудности, например, по обучению детей элементам музыкальной грамоты. Иногда вновь поступившие дети (даже 5–6 лет) не различают низкие и высокие звуки, не могут определить направление мелодии, не имеют понятия о долгих и коротких звуках. Много времени уходит на ликвидацию этих пробелов, и поэтому не всегда удается качественно решать эти задачи.

Важно через методические объединения убедить музыкальных руководителей в том, что выполнение программы по музыкальному воспитанию в каждой группе детских садов является обязательным. Необходимо, чтобы каждый педагог стремился выполнять программу, добивался усвоения материала каждым ребенком. Такой подход даст возможность малышам и в детских садах комбинированного вида без особого труда прочно усваивать музыкальные знания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle