Библиографическое описание:

Прохорова О. Б., Гердт Н. А. Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 277-279.

На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учитывать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится выпускникам, которые получили образование методами интеграции и дифференциации. Ведь именно при этих условиях общие и профессиональные компетенции, полученные студентами СПО в процессе обучения, приобретают конкретное содержание непосредственно в профессионально-производственных процессах, ориентированных на социальный заказ. Становление выпускника СПО как профессионала происходит в целостной, компетентностно ориентированной среде образовательной организации. Все усилия организации учебного процесса сконцентрированы на создание таких педагогических условий, которые способствуют формированию всесторонне развитой, социально активной, творческой, компетентностно самостоятельной личности профессионала.

В основе нашей статьи раскрыта необходимость ориентации учебного процесса на создание необходимых педагогических условий для раскрытия нереализованных личностных черт, качеств, способностей и возможностей студента при помощи системно-поступательных действий, необходимых для осуществления обучения и дальнейшего профессионального становления выпускника СПО.

Ключевые слова:процесс, образовательный процесс, подход.

At this stage, professional educational organization must consider the requirements of the modern labor market, where priority is given to graduates who received their education methods of integration and differentiation. After all, under these conditions, the general and professional competencies acquired by students in the learning process ACT acquire specific content directly to professional production process-oriented social order. Becoming a graduate of the ACT as a professional comes in whole, competence-oriented environment of the educational organization. All the efforts of the educational process focused on the establishment of such pedagogical conditions that contribute to the formation of a fully developed, socially active, creative, independent personality of the competence of a professional.

At the heart of this article is the orientation of the educational process to create the necessary conditions for the disclosure of pedagogical unrealized personality traits, qualities, abilities and capabilities of the student using the system-translational actions necessary for the implementation of training and further professional development of graduate ACT.

Keywords:process, the educational process, approach.

Современные процессы, происходящие в экономике и науке России, требуют новых, инновационных подходов к организации образовательного процесса студентов СПО. Качественная профессиональная подготовка специалиста невозможна без четко структурированной организации образовательного процесса (структуры, содержания и специфики), где все элементы находятся в прочной взаимосвязи, согласовании и подчинении.

В Новой философской энциклопедии понятие «процесс» рассматривается как «категория философии, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение». [2]А Толковый словарь эту дефиницию раскрывает как «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь» [7].

Так как дефиницию «процесс» мы рассматриваем с педагогической точки зрения, это значит, что и само определение должно иметь педагогическую направленность. Для полного понимания данной дефиниции нами рассмотрено несколько ее определений. Проанализировав их, за основу мы хотим взять научную трактовку из педагогического словаря под редакцией Коджаспировой Г. М., так как по нашему мнению именно оно является более полным: «образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом». [5]. Термин «образовательный процесс» не имеет широкого употребления. Используют это понятие, лишь соотнося его с конкретной учебной организацией. С. Я. Батышев в Энциклопедии профессионального образования отмечает, что «обычно говорят «педагогический процесс», имея в виду более широкую категорию, отражающую совокупность реалий, относящихся к формальному, неформальному и информальному образованию и так или иначе сопряженных с прохождением восходящих ступеней образовательной лестницы». [8] Сам термин «педагогический процесс» раскрыт в педагогическом учебном пособии как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач». [6]

В настоящий момент концепция модернизации российского образования заключается в том, что основу ФГОС последнего поколения определяет компетентностный подход. В словаре Ожегова понятию подход дано такое определение: «это совокупность приемов, способов в изучении чего-либо». [4]

А Новиков А. М. и Новиков Д. А. [3] рассматривают категорию подход, как «некоторый исходный принцип, исходную позицию…».

Анализируя труды научных исследований в педагогике и методологии о раскрытии сущности практико-ориентированного подхода, мы всё чаще видим замену дефиниции «практико» на «компетентностно» (А. Л. Андреева, Г. К. Селевко, Е. А. Гнатышина).

Ряд авторов (П. Образцов, Т. Дмитриенко, А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева) видит сущность компетентностно ориентированного обучения в том, что образовательный процесс строится на тесной взаимосвязи получения новых знаний и практического опыта, насыщенного познавательно-творческими идеями.

Используя этот методологический подход, мы можем не только увидеть насущные проблемы, определить способы их решения, но и упорядочить действия, направленные на анализ и прогнозирование результата.

Цель компетентностно ориентированного подхода по мнению Ф. Ялалова — это «формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности». [9]

Первостепенную значимость при организации образовательного процесса студентов средних профессиональных организаций приобретает актуализация. Она является не только силой, которая повышает эффективность обучения по специальности, но и помогает студенту добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.

Применение компетентностно ориентированного подхода можно рассматривать с различных точек зрения. Для одних это, когда в образовании приоритетное место занимает профессиональная среда (учебная, производственная, преддипломная практика), а для других — профессионально-ориентированные технологии (ПК (профессиональные компетенции), ОК (общие компетенции) с профессиональным уклоном, изучение непрофильных дисциплин с точки зрения будущей профессии).

Организация учебного процесса через компетентностно ориентированный подход является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое образование. Знания и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценки студентом собственных действий. Такая связь между практическими действиями и обучением — важное условие для формирования общих и профессиональных компетенций, которые говорят о готовности студента к самостоятельной деятельности. Ведь при использовании такого подхода наиболее полно раскрываются индивидуальные способности, создаётся масса условий для становления активной субъективной позиции личности, формируются у студентов приоритетные ЗУН, способствующие качественному прохождению учебной и производственной практики.

Актуальность данного подхода заключается в том, что:

1.                  Студенты максимально погружены в процесс обучения и вынуждены проявлять не только активность, но и свои творческие способности;

2.                  Обучающиеся учатся строить взаимоотношения в общении с преподавателем, в микрогруппе;

3.                  Самостоятельно выстраивать ход исполнения индивидуальных задач

Использование компетентностно ориентированного подхода поможет не только сформировать прочную теоретическую базу знаний, но и научит применять научную базу знаний в приобретении практических навыков. Всё это ведёт к разработке новых форм учебного процесса: мастер-классы, активные методы обучения, самостоятельные исследования и т. д. Несомненно, оценка качества выпускника в образовании складывается из формирования ОК (общих компетенций), отражённых в ФГОС, на основе освоения ООП (общеобразовательных программ) и ПК (профессиональных компетенций), где итогом образования становится не получение ЗУН, а освоение компетенций. В процессе такого обучения студент раскрывает и увеличивает свой потенциал становлением внутренних качеств, в которых знания совмещаются с умениями работать в коллективе, самостоятельно организовывать свою деятельность, применять профессионализм и творчество в работе. При этом присутствуют такие важные характеристики обучения, как избирательность и качество, индивидуальные особенности и самостоятельная (внеаудиторная деятельность), контроль и самоконтроль выполненных работ.

Сам компетентностно ориентированный подход как основа организации образовательного процесса в СПО подразумевает под собой применение практических методов обучения, которые помогут студентам овладеть высоким уровнем личной активности в получении знаний и профессионального опыта, систематически применять творческие способности, интегрируя освоение теоретического и практического материала. Для этого и самообучение студентов должно быть построено не традиционным образом, в основе которого должен быть целый ряд новых (а лучше сказать давно забытых и неиспользуемых) методических приёмов, направленных на достижение одной, общей цели. В этом случае приоритетное место занимают активные методы обучения (АМО). По определению В. П. Беспалько, «методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей» [1], а при использовании активных методов обучения деятельность студента несёт в себе не только поисково-творческий характер, но и продуктивный. АМО способствуют эффективному усвоению знаний через практические исследования, создают комфортные как психологические, так и дидактические условия, способствующие творческой активности студентов в образовательном процессе.

Огромную роль в формировании профессионально-творческий потенциал студентов имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС), в которой обучающийся представлен не только как объект сформированности ЗУН, но самостоятельно развивающаяся личность со своей точкой зрения (определенной позицией) на представленную проблему, научными изысканиями, нововведениями в области будущей профессиональной деятельности. Студенты самостоятельно постигают теоретическое и практическое исследование проблемы, выдвигают идеи, обосновывают свои решения.

Большое количество времени в обучении студентов отводится внеаудиторной деятельности. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, в выставках, показах — всё это формирует будущего профессионала как профессионально-творческую личность с высокими возможностями.

Итак, организация учебного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода

-                   обеспечивает получение новых знаний и практического опыта, насыщенного познавательно-творческими идеями, через различные методы, средства и формы;

-                   предполагает построение образовательного процесса на основе единства эмоций, творчества, теории и практики. Благодаря чему у студентов СПО формируются творческие и профессиональные ЗУН, способствующие становлению конкурентоспособной личности.

Литература:

1.                  Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 204 с.

2.                  Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000–2001.; 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

3.                  Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: Синтег,2007

4.                  Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 2000. 944с.

5.                  Педагогический словарь под ред. Коджаспировой Г. М., Коджаспирова А. Ю.: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

6.                  Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

7.                  Толковый словарь / под ред. Д. В. Дмитриевой. — ООО «Издательство Астрель». 2003

8.                  Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО. 1998.

9.                  Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. Высшее образование в России. — 2008. — № 1. — С.89–93

References:

1.         Bespal'ko VP Fundamentals of the theory of pedagogical systems / VP Bespal'ko. — Voronezh Univ Voronezh. University Press, 1977–204 p.

2.         New Encyclopedia of Philosophy: 4 m. / Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; Nat. obschestv.-scientific. Fund; Presents t. Scientific Ed. Council VS Stepin. — M.: Thought, 2000–2001.; 2nd ed., Rev. and complement. — M.: Thought, 2010.

3.         AM Novikov, DA Novikov Methodology. — M.: SINTEG 2007

4.         Ozhegov, SI Dictionary of Russian language text. / SI Burns, NY Shvedova. TH.: Azbukovnik, 2000 944s.

5.         Pedagogical Dictionary, ed. Kodzhaspirova GM, Kodzhaspirov AY: For stud. Higher. and environments. ped. Textbook. institutions. — M.: Publishing Center «Academy», 2003–176 p.

6.         Slastenin VA and others. Pedagogy: Proc. allowance for stud. Higher. ped. Textbook. institutions / VA Slastenin, I. Isayev, EN Shiyanov; Ed. VA Slastenina. — M.: Publishing Center «Academy», 2002–576 p.

7.         dictionaries / ed. DV Dmitrieva. — LLC «Publisher Astrel». 2003

8.         Encyclopedia of vocational training: In 3 volumes / Ed. SY Batishev. — M., APO. In 1998.

9.         Yalalov F. Dejatelnostno-competence approach to practice-oriented education. Higher education in Russia. — 2008. — № 1. — S.89–93

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle