Библиографическое описание:

Найденова И. А., Нагорнова Ю. В. Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 35-38.

Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу).

Коммуникативная компетентность (далее в нашей работе — Кк) относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни подростка, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации личности в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми подросток овладевает в процессе усвоения социального опыта. Группой ученых (Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, Г. С. Никифоров) выделено несколько функций Кк:

а) влияние на учебную успешность;

б) влияние на процесс адаптации подростка, его эмоциональное благополучие в классном коллективе;

в) Кк подростка может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия кадета, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. [4, с.87].

В структуре Кк выделено 5 компонентов (согласно данным Г. Н. Артемьевой, Б. Г. Ананьева): когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

1.                 Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его.

2.                 Ценностно-смысловой компонент — ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл.

3.                 Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

4.                 Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.

5.                 Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. [1, с. 24], Коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении.

А. Б. Добрович, Ю. М. Жуков, Н. Д. Никандров, Л. А. Петровский, выделили следующие функции Кк:

1.         Базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение.

2.         Процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять, командовать, подчиняться. [6, с.79].

Коммуникативная компетенция — это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.

Педагоги должны подготовить кадета думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой (чтобы кадет умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях).

Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому кадету. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения кадет в училище является развитие коммуникативных способностей.

Необходимо отметить, что психолого-педагогическая диагностика является неотъемлемой частью развивающей работы, так как помогает определить уровень развития коммуникативных способностей кадет — подростков, скорректировать работу в данном направлении.

Для выявления уровня сформированности основных коммуникативных компетентностей авторы статьи выбрали методику оценки стиля коммуникативной деятельности по А. А. Леонтьеву. Данное исследование показало, насколько кадеты владеют такими коммуникативными компетентностями, как:

-          умение говорить;

-          умение слушать;

-          работать в группах;

-          принимать и оказывать помощь;

-          адекватно реагировать на критику;

-          способность реально оценивать собственные возможности, оценивать работу участников группы;

-          корректировать собственные действия и действия других. [9, с. 63],

Провели методику среди кадет 12–14 лет на выявление реакций по основным видам коммуникативной компетентности. Приняли участие 124 кадета (7–8 курсы обучения). Результаты исследования показали, что:

1.         Умение оказать и принимать знаки внимания у 27чел, (21 % опрошенных) находится на уровне зависимой пассивной реакции, 95чел (составило 77 %) могли с уверенностью сказать, что вполне способны принимать знаки внимания, а 2 чел (составило 2 %) агрессивно относятся к такому.

2.         Справедливая критика у 27 чел, (21 % опрошенных) вызывает пассивную реакцию, 87чел, (71 %) относятся компетентно, 13чел, (10 %) воспринимают ее с агрессией.

3.         Несправедливая критика у 17чел,(составило14 %) вызывает агрессию.

4.         Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы достаточно активное -65 опрошенных,(составило 52 %).

5.         Умением обратиться к сверстнику с просьбой обладают в полной мере 98 кадет, (79 %).

6.         Однако умением ответить отказом на чужую просьбу обладают 69 чел, (56 %), а 40 чел (32 %) реагируют на такие просьбы пассивно, безучастно.

7.         Сами оказать сочувствие, поддержку могут лишь 96 чел (77 %), а 2 кадета, (2 %) признались, что совсем не обладают такой компетентностью.

8.         Принимать сочувствие, поддержку способны 116 опрошенных (94 %) лишь 1, (составило 1 %) с агрессией относится к проявлению сочувствия к нему.

9.         Умение вступить в контакт вызвало достаточно хорошую реакцию 118 чел (95 %).

10.     Реакция на попытки другого вступить в контакт вызвало реакцию активности119 человек, (96 %).

11.     Умение просить и принимать помощь. Реакция на эту компетентность в целом уверенная 121 человек (98 %), говорит о высоком уровне сформированности данной коммуникативной компетентности.

12.     Реагирование на собственный неуспех и успех другого вызывает вполне адекватную компетентную реакцию 121 человек (98 %).

Диагностика сформированности коммуникативной компетентности будет проведена в конце годового обучения в 7–8 классах.

Вывод:

Таким образом, исследование показывает, что у подростков в достаточной степени сформированы следующие качества личности, говорящие о коммуникативной культуре:

1.      восприятие коммуникативных действий партнёра по общению;

2.      самонастройка на общение и психоэмоциональную регуляцию своего состояния.

Были выявлены следующие проблемы, которые выражаются в том, что подростки:

1.         не могут переносить известные способы деятельности в новые условия;

2.         не всегда способны самостоятельно решать конфликты и одновременно не прибегают к помощи взрослого;

3.         не все умеют отстаивать свою точку зрения; не могут самоопределиться в своих желаниях;

4.         не всегда могут делать самостоятельный выбор.

А поскольку главным критерием успешного обучения подростка должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности, то необходимо создать систему специальных педагогических и воспитательных мер по формированию коммуникативных компетентностей:

1.      Организация личностного коммуникативного пространства кадет.

2.      Организация помощи подросткам в овладении различными социальными ролями («организатор», «участник общения»).

3.      Воспитание коммуникативной инициативности.

4.      Развитие творческой активности.

5.      Развитие навыков социального поведения.

6.      Развитие способности к эмпатии (сопереживанию окружающим).

7.      Формирование позитивного отношения к сверстникам.

8.      Сформированность чувства принадлежности к группе.

9.      Умение использовать технологии формирования коммуникативных компетентностей.

В качестве результатов работы по развитию коммуникативных способностей кадет — подростков (12–14 лет) можно выделить следующее:

1.                 стремление к полноценному диалогу и сотрудничеству;

2.                 осознанное и активное включение в обмен мнениями;

3.                 принятие позиции другого в качестве особой ценности;

4.                 снижение общего уровня агрессивности и конфликтности подростков.

Кадеты к концу 8 курса в полном составе должны выйти на средний и высокий уровень общительности, что в значительной мере отразиться на итоговой успеваемости подростков, приведет к заметному оздоровлению климата в классном коллективе. При этом уровень активности подростков на уроках и во внеурочной деятельности, активизация их творческого потенциала должен повыситься. Соответственно, появится стойкий интерес подростков к изучению предметов, кадеты будут принимать более активное участие в различных творческих конкурсах.

Система воспитательной работы определяет содержание и основные направления воспитательной работы училища и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению.

Основной целью воспитания является становление личности кадета, формирование нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Согласно наблюдению и многочисленным источникам, приоритетными направлениями воспитательной работы являются:

1.      интеллектуальное развитие воспитанников;

2.      физическое развитие кадет и формирование основ безопасности;

3.      гражданско-патриотическое и правовое воспитание;

4.      культурно-нравственное развитие;

5.      эстетическое развитие;

6.      трудовое и экологическое развитие кадет;

7.      индивидуально-личностное развитие кадет;

8.      воспитание толерантности;

9.      ученическое самоуправление.

В воспитательной работе педагоги используют разнообразные формы, методы и технологии. Это здоровьесберегающие технологии, метод проектов, технология исследовательской деятельности, технология личностно-ориентированного воспитания, технология «Портфолио», информационные технологии, технология воспитания в сотрудничестве.

Формы организации воспитательной деятельности используют тоже разнообразные (см. таб. 1)

Формы организации воспитательной деятельности

1

воспитание в процессе обучения

2

внеурочная деятельность

3

внутриклассная деятельность

4

межклассная деятельность

5

внеклассная деятельность

6

участие в работе творческих объединений

7

Массовая (общеучилищная)

8

работа с семьей и общественностью

Данные формы реализуются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система училищных традиций.

Формирование коммуникативных компетентностей способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.

Таким образом, формирование и развитие коммуникативной компетенции кадет является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного кадета, так и для училища в целом. Формирование коммуникативной компетенции — это обучение на основе общения.

Литература:

1.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.

2.      Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376с.

3.      Бодалева А. А. Психологическое общение. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 256с.

4.      Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

5.      Гальперин Б. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М.: Педагогика, 1978. — 424с.

6.      Добрович А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 205с.

7.      Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991. — 142с.

8.      Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002.

9.      Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1965.

10.  Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности. — М.: Высшая школа, 1971. — 294с.

11.  Леонтьев А. А. Что такое язык. — М.: Педагогика, 1976. — 517с.

12.  Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А. А., Сухова А. Н. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 412с.

13.  Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М. — М.: 1987. — 297с.

14.  Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М.: изд-во МГУ,1989. — 216с.

15.  Петровская Л. А., Соловьев О. В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1982. — № 3.

16.  Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /Под ред. М. С. Соловечик. М., 1997. -423 с.

17.  Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. — М., 2003.-383с.

18.  Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие /И. С. Сергеев, В. И. Блинов. — М.: АРКТИ, 2007. -132 с.

19.  Смирнов С. А., Котова И. Б. Педагогика. — М.: Академия, 2000. — 329 с.

20.  Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -736с.

21.  Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. — М.: «Знание», 1978.

22.  Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении словосочетания в текстовом аспекте. — Межвузовский сборник научных трудов «Язык. Речь. Коммуникация». — Мурманск:МГПИ, 2000. — с.34–49

23.  Хуторской А. «Ключевые компетенции. Технология конструирования». Журнал «Народное образование» № 5.2003..

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle