Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»
Автор: Прокина Любовь Павловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 17.09.2014
Статья просмотрена: 2358 раз
Библиографическое описание:
Прокина, Л. П. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6167/ (дата обращения: 28.03.2024).
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматриваются профессиональные компетенции будущего учителя начальных классов, процесс фундирования содержания предметной подготовки по русскому языку студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», а также их методическая подготовка на основе использования различных профессиональных проб. Кроме того в статье описывается балльно-рейтинговая система оценивания студентов, которая позволяет наиболее полно получить представление о результатах освоения междисциплинарного курса.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, фундирование содержания предметной подготовки, балльно-рейтинговая система оценивания.
С изменением социально-экономической и политической жизни России произошли перемены и в образовании: включение России в Болонский процесс на фоне интеграции в мировое образовательное пространство, разработка и введение с 2011г. Федеральных образовательных стандартов общего и профессионального образования, где серьёзно пересмотрено содержание учебных программ профессиональной подготовки педагога, в том числе и учителя начальных классов.
Цель образования сегодня — это развитие способностей и нравственных качеств ученика, социально адаптированного к окружающей среде.
Ее достижение возможно только при овладении будущим учителем целым рядом профессиональных компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, исследовательских, информационных.
Современный этап развития образования выдвигает повышенные требования к становлению профессиональных (особенно предметных) компетентностей будущих учителей начальных классов, вооружённых новейшими методиками и технологиями обучения, способных к самосовершенствованию и инновационной деятельности, творчески мыслящих в условиях модернизации российского образования.
При проектировании программы МДК 01.02 (междисциплинарного курса) «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» для среднего профессионального образования в основу должно быть положено содержание школьного образования, которое последовательно углубляется в процессе изучения предметов филологического цикла педколледжа и выявлении универсальных связей между ними.
Такой процесс в педагогике называется фундированием содержания предметной подготовки учителя. Понятие фундирования впедагогику впервые было введено В. Д. Шадриковым в 2002 году как процесс создания условий для поэтапного углубления и расширения школьных знаний в направлении профессионализации и формирования целостной системы научных и методических знаний.
Начиная cо школьного предмета «Русский язык», в процессе профессиональной подготовки происходит послойное углубление через различные теоретические блоки. Программа МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» состоит из шести содержательных линий: фонетика, графика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, которые изучаются в школьном курсе русского языка.
Структура и примерное содержание профессионального модуля МДК «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т. ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т. ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
ПК 1–5 |
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания |
656 |
340 |
97 |
— |
170 |
6 |
40 |
— |
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) |
106 |
106 |
|||||||
ОК 1, ОК 2, ОК 8 |
Раздел 1. Введение в науку о языке |
13 |
9 |
1 |
- |
4 |
- |
- |
- |
ОК 2, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5 |
Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Методика изучения фонетики и орфоэпии |
72 |
56 |
16 |
- |
16 |
- |
- |
- |
ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.4 |
Раздел 3. Графика. Методика изучения графики. Практикум по каллиграфии |
92 |
34 |
14 |
- |
22 |
- |
11 |
25 |
ОК 2,ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5, |
Раздел 4. Лексика. Фразеология. Приобщение детей к искусству слова |
112 |
41 |
14 |
- |
40 |
- |
6 |
25 |
ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.4 |
Раздел 5. Словообразование. Морфемика. Методика изучения словообразования, морфемики, правописания. |
79 |
43 |
14 |
- |
30 |
- |
6 |
- |
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5 |
Раздел 6. Грамматика. Морфология. Методика изучения морфологии |
160 |
77 |
22 |
- |
53 |
10 |
20 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5 |
Раздел 7. Грамматика. Синтаксис. Методика изучения синтаксиса |
128 |
80 |
16 |
- |
5 |
- |
7 |
36 |
Всего: |
656 |
340 |
97 |
- |
170 |
6 |
40 |
106 |
Процесс профессионального педагогического образования, рассматриваемый в парадигме фундирования, в педколледже проходит в три этапа. На первом, профессиональном, этапе определяются предметные знания и умения, предназначенные для дальнейшего обобщения базовых учебных элементов школьного предмета «Русский язык»; на втором этапе, фундаментализации, осуществляется их глубокое теоретическое обобщение; на третьем, методическом, этапе они включаются в структуру профессиональной деятельности студента.
Опрос преподавателей педколледжа показал, что некоторые из них убеждены в том, что сначала надо давать широкое фундаментальное образование в области наук, а затем проводить специальную подготовку к педагогической деятельности. При таком подходе подготовка будущего учителя осуществляется в отрыве от его профессиональной педагогической деятельности.
Сейчас данная проблема решается различными способами. Первый способ — увеличение объёма предметных и психолого-педагогических курсов. Второй способ, более перспективный, заключается в том, чтобы как можно раньше, на втором курсе, начинать методическую подготовку студентов, используя различные профессиональные пробы:
- защита методического портфолио;
- анализ методических статей из журнала «Начальная школа»;
- разработка тестов по определённому разделу русского языка, фрагментов урока, занимательного материала;
- подготовка и защита исследовательских проектов и рефератов;
- проектирование тем школьного курса русского языка;
- наблюдение за работой учителей начальных классов, анализ педагогического опыта и результатов;
- накопление собственных учебно-методических материалов по технологиям обучения русскому языку младшего школьника.
Результативность обучения студентов выявляется различными средствами контроля и обратной связи (теоретический, деятельностный, творческий модули). Воспользуемся балльно-рейтинговой системой оценивания для составления графика учебного процесса.
Формы учебной работы и шкала оценивания учебных элементов МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»
N |
Формы учебной работы |
код |
Содержание контроля |
Шкала оценивания |
1. |
Самостоятельная работа по теме (15минутная) |
с.р. |
Три практических задания |
0–2 балла за каждую работу |
2. |
Домашняя контрольная работа |
д. к/р |
15 практических заданий |
0–10 баллов |
3. |
Аудиторная контрольная работа |
к/р |
5–8 заданий |
0–10 баллов |
4. |
Творческая исследовательская работа |
т/р |
Методическое портфолио |
0–10 баллов |
5. |
Лабораторная работа |
л/р |
Просмотр и анализ видеофильмов уроков русского языка в начальных классах |
0–6 баллов |
6. |
Компьютерный контроль |
к/к |
0–10 баллов |
|
7. |
Зачётная неделя |
зач. |
Для получения оценки «зачтено» по итогам работы в семестре студенту необходимо достичь суммы баллов не ниже 40 по всем формам учебной деятельности; достижение максимальной суммы 48 баллов позволяет ему получить особый статус экзаменационного оценивания или семестровой оценки.
Литература:
1. Борытко, Н. М., Соловцова, И. А., Байбаков, А. М. Педагогические технологии. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». М., 2010. 49 с.
3. Шадриков, В.Д.: Инновационные подходы. М.: Гардарики, 2002. 383с.
4. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос,1996. 320с.
Ключевые слова
профессиональная компетентность, фундирование содержания предметной подготовки, балльно-рейтинговая система оценивания., балльно-рейтинговая система оцениванияПохожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности...
Преподавание междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания» по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в современных условиях — не столько процесс передачи информации...
Междисциплинарный курс как средство формирования...
Методика формирования управленческих умений и навыков эффективна, если вместе с упражнением используется комплекс других методов.
Основные термины (генерируются автоматически): междисциплинарный курс, умение, ОКА, Управление коллективом, уровень...
Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов
Кроме того, подчеркивается, что дисциплины «Русский язык», «Литературное чтение», «Методика преподавания русского языка», «Практикум по каллиграфии» должны изучаться в тесной взаимосвязи, которую проще всего реализовать в едином междисциплинарном курсе...
Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания...
Таким образом, одним из путей совершенствования методики преподавания является формирование междисциплинарных связей.
Особенности организации домашней учебной работы в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
Организация работы с текстом на уроках русского языка...
Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского
Структура уроков русского языка в 7-8 классах предполагает систему работы с
методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые...
Опыт методики преподавания русского языка как иностранного
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.
Коммуникативный подход при обучении русскому языку как иностранному реализуется также при работе с текстом.
Особенности методики обучения русскому языку в начальных...
Целью практического курса русского языка является обучение студентов умению вести
Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах...
Методика преподавания русского языка в начальных классах казахской школы/Под ред.Бадамбаевой Г.- Алматы, 2000.
Современные методы и технологии преподавания иностранных...
Иностранный язык сегодня является не просто частью культуры определенной нации, но это и залог успеха, будущей удачной карьеры студентов.
Преподавателю важно знать новейшие методы преподавания иностранного языка, специальные учебные техники и приемы, чтобы...
Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...
Быстрова, Е. А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе/ Е. А
Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку...
Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.
Похожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности...
Преподавание междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания» по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в современных условиях — не столько процесс передачи информации...
Междисциплинарный курс как средство формирования...
Методика формирования управленческих умений и навыков эффективна, если вместе с упражнением используется комплекс других методов.
Основные термины (генерируются автоматически): междисциплинарный курс, умение, ОКА, Управление коллективом, уровень...
Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов
Кроме того, подчеркивается, что дисциплины «Русский язык», «Литературное чтение», «Методика преподавания русского языка», «Практикум по каллиграфии» должны изучаться в тесной взаимосвязи, которую проще всего реализовать в едином междисциплинарном курсе...
Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания...
Таким образом, одним из путей совершенствования методики преподавания является формирование междисциплинарных связей.
Особенности организации домашней учебной работы в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
Организация работы с текстом на уроках русского языка...
Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю.П. г. Волжского
Структура уроков русского языка в 7-8 классах предполагает систему работы с
методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые...
Опыт методики преподавания русского языка как иностранного
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.
Коммуникативный подход при обучении русскому языку как иностранному реализуется также при работе с текстом.
Особенности методики обучения русскому языку в начальных...
Целью практического курса русского языка является обучение студентов умению вести
Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах...
Методика преподавания русского языка в начальных классах казахской школы/Под ред.Бадамбаевой Г.- Алматы, 2000.
Современные методы и технологии преподавания иностранных...
Иностранный язык сегодня является не просто частью культуры определенной нации, но это и залог успеха, будущей удачной карьеры студентов.
Преподавателю важно знать новейшие методы преподавания иностранного языка, специальные учебные техники и приемы, чтобы...
Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...
Быстрова, Е. А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе/ Е. А
Работа с речевыми моделями на занятиях по русскому языку...
Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.